Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Комическое в жанрах чувашского словесного творчества Метин, Петр Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Метин, Петр Николаевич. Комическое в жанрах чувашского словесного творчества : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Чебоксары, 1994.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы.Непременным элементом мировоззрения чувашского народа, эстетических представлений и идеалов является комическое начало. Чувашское устное народное творчество богато разны.-»-ми видами и оттенками комического, которое адекватно отражается в его различных жанрах. Существенная часть того, что по-житейски называется душой народа, раскрывается в понимании, создании и исполнении им комического, т.е. шутках и смехе. Но ввиду того, что в чувашском фольклоре комическое представляет собой синкретическое явление, нельзя однозначно отнести какой-либо конкретный вид смеха к определенннму жанру. Оперируя одними и теми же сходными обьектами, общественными явлениями, чувашский юмор отличается от юмора других народов. Он имеет свои особенности, свои выразительные средства, и все это создает национально окрашенный юмор.

Недостаточное знание чувашского фольклора и народного быта привело к тому, что некоторые исследователи говорили о слабом проявлении юмора в устном творчестве,о духовной бедности народа.На самом деле произведения чувашского фольклора глубоко пронизаны юмором, который в основном раскрывается с помощью языковых средств. Разнообразный по своему содержанию, оттенками эмоций смех в устном творчестве и литературе является своеобразным выразителем отношения к изображаемому предмету. Таким образом, комическое раскрывает образ того или иного персонажа, характеризует явление,событие. Можно утверждать, что комическое.в жизни народа, в его устно-поэтическом творчестве и литературе присутствует как необходимый компонент.

Чувашские писатели не теряют связь с народными традициями комизма и манерой повествования. Но фольклор для современных писателей не служит эталоном или копией, а является бесконечным истоком для создания комических произведений, для совершенствования мастерства. Исследование данной проблемы представляет большой инте^ рее и приобретает особоую актуальность, ибо процесс взаимодействия фольклора с литературой является живым и активным.

Цёай_В_здани_исследования заключаются в определении роли и места комического в народных обрядах и праздниках, в детском фольклоре и в социальной жизни; в выявлении поэтических особенностей жанров чувашского словесного творчества;в уяснении национальной специфики комического в художественном сознании народа; в «становлении комического в развитии сатириао-юмористических жанров.

Научная_новизна работы заключается в том, что впервые в чувашской фольклористике и литературоведении предпринята попытка обобщения и раскрытия особенностей комического в народном творчестве. В результате исследования обобщена эволюция комического в системе народного мьшшения; раскрыты приемы комических ситуаций в народной прозе и в малых жанрах; также выявлены национальные особенности комического в чувашской сатирико-юмористической литературе; определены характерные стилевые особенности комического в творчестве отдельных писателей и поэтов; введены в научный оборот новые архивные источники по чувашскому фольклору.

М22Л_исслеаования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды видных ученых фольклористов, литературоведов, этнографов и философовВ. Я. Проппа, Д. М. Молдавского, М. М. Бахтина, Ю. Б. Любимовой и многих других о сущности комического и его природе.

Материал_исслейования.Фактическим материалом для исследования послужили тексты разных жанров чувашского устного народного творчества, архивные материалы Научно-исследовательского института языка, литературы и экономики при Совете Министров Чувашской Республики (ныне государственный институт гуманитарных наук), и сати-рико-юмористическая литература, изданная Чувашским книжным издательством.

В диссертации использовались многие специальные научные работы по этнографии, истории, фольклористике и литературоведению, посвященные обычаям и традициям чувашского народа, фольклорно-ли-тературным отношениям.

Теоретическая.и, практическая.значимость работы.Исследование фольклорных истоков комического в определенной степени может восполнить некоторые проблемы чувашской фольклористики и литературоведения в плане анализа стиля, изобразительных средств и комических ситуаций, а также фольклорно-литературных отношений.

Полученные выводы могут быть использованы при совершенствовании школьной и вузовской программ по чувашскому фольклору и литературе, составлении учебников, подготовке научно-методических рекомендаций, сценариев по фольклорно-этнографическим и литературным темам.

Ап2обация_диссевтации. Основные положения диссертации отражены в ряде статей автора. Имеется около 10 публикаций, которые получили положительный отклик исследователей. Диссертант выступал

с докладами на итоговых научных конференциях отдела литературы и фольклора Чувашского государственного гуманитарного института и других научных и практических конференциях по этой проблематике." Диссертация обсуждена на заседании кафедры чувашского языка и литературы Чувашского республиканского института образования.

Структура_зиссе2тации.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.