Введение к работе
Актуальность исследования. Комическое есть одна из форм эстетического познания общественной функции различных явлений. "Какие-то очень важные стороны мира доступны только смеху. Безоговорочно серьезный образ действительности - однобокий, а значит, неполный, искаженный... А беспросветная серьезность страшна. Особенно если это еще и догматическая серьезность"1, - пишет А. Вулис, размышляя об обязательности смехово-го начала в художественной картине мира.
Это начало во многом определяет движение мордовской литературы, ее национальное своеобразие. Комическое занимает в ней значительный художественно-эстетический пласт, тесно связанный с народной смеховой культурой. И не случайно эта область словесного творчества постоянно привлекает внимание национальных литературоведов и критиков. Положительное значение их работ бесспорно. Они открыли многие аспекты сатирико-юмористического творчества, отметили многообразие форм комического и способов их выражения. Однако отдельной работы по изучению сатиры и юмора как "представителей" одной эстетической категории - комического - в совокупности жанров и видов в мордовском литературоведении еще не было. Без наличия же такого подхода нельзя иметь полного представления о специфике становления и развития в мордовской и других литературах идейно-эстетических принципов художественного отображения закономерностей действительности. Будучи своеобразным отражателем эпохи, комическое искусство рассказывает о том, как и над чем смеялся народ, выражая таким образом его характер, думы, чаяния, идеалы. Поэтому "написать историю смеха было бы чрезвычайно интересно"2. И особую актуальность приобретает этот вопрос сегодня, в период усиления внимания общества к национальным проблемам и судьбам конкретной нации.
Именно этим продиктовано обращение к исследованию комического в мордовской литературе.
Для реализации поставленных целей автором ставятся следующие конкретные задачи:
уяснение роли сатиры и юмора в социальной и духовной жизни, истории, росте самосознания народа;
выявление и анализ фольклорных и литературных истоков мордовской смеховой литературы;
1 Вулис А.З. Серьезность несерьезных ситуаций. - Ташкент, 1984. - С. 249-262.
2 Герцен А.И. Об искусстве. - М., 1954. - С.223.
изучение путей формирования и развития сатирических и юмористических жанров и жанровых форм, их поэтических особенностей;
определение роли крестьянских писателей в данном процессе;
анализ процессов становления комедийного аспекта в произведениях 20-х годов;
осмысление проявлений смехового начала в творчестве писателей 30-х годов. Выявление основных причин жанровой деформации литературы того периода;
- освещение особенностей развития сатиры и юмора в литературе пе
риода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Показ
отрицательных последствий "теории бесконфликтности";
выявление идейно-художественных и жанровых свойств современной мордовской сатирико-юмористической поэзии;
определение основных направлений идейно-эстетической и жанровой эволюции сатиры и юмора в современной эрзянско-мокшанской прозе;
анализ процессов развития современной мордовской комедиографии;
- осмысление вопросов взаимосвязи и взаимопроникновения культур
разных народов, прежде всего Поволжско-Уральскрго региона, как одного из
важнейших факторов развития национальных смеховых традиций.
Научная новизна работы состоит в том, что она является первым монографическим исследованием истории комизма в мордовской литературе от ее истоков до наших дней. Результаты выразились в следующем:
впервые в мордовской литературоведческой науке предпринята попытка целостного исследования процессов формирования и развития мордовской смеховой литературы;
обобщена эволюция комического в системе народного мышления. Выявлены корневые начала и национальные особенности смеха в мордовском словесно-художественном творчестве. В отдельных аспектах показаны народно-зрелищные, устно-поэтические и литературные истоки смеха в мордовской литературе;
выявлена роль крестьянских писателей в зарождении мордовской литературы в целом, сатирико-юмористической - в частности;
определены особенности становления и развития обновляющейся в соответствии с исторически меняющейся конкретной действительностью жанровой палитры мордовской сатирико-юмористической литературы. До настоящего времени проблема комического в таком плане в мордовском литературоведении не рассматривалась, в то время как именно жанровый принцип как один из наиболее эффективных методов изучения литературных
явлений и историко-литературного процесса дает возможность анализировать предмет в органическом единстве исторических и теоретических аспектов;
впервые дана целостная картина современного состояния сатиры и юмора. При этом проблема исследуется в аспекте оценочных (переоценочных) критериев, продиктованных самой жизнью;
рассмотрены характерные черты и стилевые особенности комического в творчестве отдельных прозаиков, поэтов и драматургов;
выявлены пути и способы создания художественного образа комического героя, выявлено соотнесение изображаемого с положительным идеалом и жизнью;
проведены исторические и типологические параллели, расширяющие представления о проблеме традиции и новаторства, национального и общечеловеческого в литературе.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляет учение о диалектическом развитии общества, принцип объективности и историзма в изучении культурного опыта, в том числе и в области комического. Главными методами анализа являются историко-генетический, историко-функциональный, сравнительно-типологический, описательный.
При исследовании проблем, поставленных в диссертации, мы опирались на научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных, зарубежных и мордовских ученых по проблемам литературы и искусства о социальной сущности комического и его природе: М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, Ю.Б. Борева, B.C. Брыжинского, А.С. Бушмина, М.Э. Виленского, А.З. Вулиса, А.И. Герцена, С.А. Голубкова, Б. Дземидока, Л.Ф. Ершова, Н.Н. Киселева, Н.И. Кравцова, Л.Е. Кройчика, Д.С. Лихачева, А.В. Луначарского, A.M. Макаряна, А.И. Маскаева, Д.М. Молдавского, Д.П. Николаева, В.И. Новикова, Е.К. Озмителя, Г.Н. Поспелова, Н.М. Федя, Н.Г. Ханзафарова, И.С. Эвентова, Я.Е. Эльсберга и других.
Материалом исследования являются сатирические и юмористические произведения устного народного и авторского творчества.
Сегодня в мордовской литературе успешно работают как известные, так и молодые писатели в разных жанрах, в том числе и в смеховой области. В работе анализируются особенности их творчества, актуальность и злободневность сатирико-юмористических произведений, их поэтика. Многие из них вводятся в литературный оборот впервые. При исследовании общих закономерностей литературного процесса в качестве материала привлекаются так-
же произведения писателей других литератур, прежде всего народов Поволжья и Приуралья, а также финно-угорских.
В диссертации используются научные изыскания по этнографии, истории, фольклористике, посвященные традициям эрзян и мокшан, литературно-фольклорным отношениям.
Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что выявленные в ней особенности и общие закономерности формирования и развития жанров и жанровых форм мордовской сатирико-юмористической литературы расширяют и углубляют в мордовской и других литературах идейно-эстетических принципов художественного отображения действительности.
Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при написании многотомной "Истории мордовской литературы", вузовских и школьных учебников, при разработке спецкурсов, спецсеминаров для студентов, углубленном изучении творчества мокшанских и эрзянских писателей в национальной школе. Полученные результаты исследования представляют определенный интерес и для многонационального отечественного литературоведения, поскольку они составляют первичный материал для изучения внутрирегионального и межрегионального литературного процесса и прежде всего особенностей литературно-фольклорного взаимодействия и национального своеобразия литератур народов Поволжья и Приуралья.
Апробация диссертации. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры финно-угорских литератур Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, использованы в кафедральном учебном пособии "Хрестоматия по мордовскому устному народному творчеству" (1995), в трудах отдела мордовской литературы и фольклора Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Правительстве Республики Мордовия, литературно-художественных и общественно-политических журналах, отражены в читаемых автором спецкурсах "Мордовская сатира' и "Сатира финно-угорских народов", апробированы на ежегодных Огаревских чтениях, проводимых в вузе.
По теме диссертации издана монография "Многоцветие смеха" (6,3 п.л.), учебное пособие "Мордовская сатира (5,4 п.л.), опубликовано 30 статей, рецензий.
Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Она состоит из общей характеристики работы, трех глав, заключения и списка использованной литературы.