Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коми-Пермяцкая проза в контексте пермских литератур Пахорукова, Вера Васильевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пахорукова, Вера Васильевна. Коми-Пермяцкая проза в контексте пермских литератур : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02 / Казанский гос. ун-т.- Казань, 1997.- 42 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/557-7

Введение к работе

Актуальность исследования связана с переоценкой историко-культурных событий XX столетия, крахом мифа о поступательном движении советской многонациональной литературы "к некоему идейному и эстетическому совершенству, осуществляемому в рамках единого художественного метода"1. Назрела необходимость пересмотра прежней концепции развития литератур народов России, поиска новых методологических критериев анализа, привлечения опыта всех народов для "решения новых вызревших в человечестве задач" в целях обшей "стройки" здания нового мышления.2 О том, что каждый народ обладает эстетическим потенциалом, основывающимся на конкретных условиях "природы местности", "народной поэзии", писал в начале века К.Жаков, который "намного опередил свое время, если рассматривать его в национальном контексте коми литературы".3 Лес, по мнению коми философа, - место охоты и подвигов, а также "источник мистицизма и поэзии", как и "прежнее поэтическое и величавое язычество", во многом определяющее особенности жизни пермских народов, характер национальной истории, которая "не только во времени, но и в пространстве развивается концентрическими кругами".4

Современные исследователи литератур Поволжья и Приуралья акцентируют внимание на необходимости "увидеть многоцветье художественных мироощущении разнообразия творческих поисков разных литератур, усмотреть в этом действительно глубинные причины и корни"-5 формирования психологического склада народов, коллективного художественного опыта.

Коми-пермяцкая литература - одна из молодых финно-угорских литератур, по классификации венгерского исследователя входит в третью группу малых

1 .Примочкина Н. Писатель и власть. - М.: РОССПЭН, 1996. - С. 3.

2.Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов.писатель, 1988. -С. 19-20.

З.Бассель Н.М. К.Жаков и эстонская литература начала XX века // К.Ф. Жаков. Проблемы творчества. - Сыктывкар, 1993.- С. 37.

4.Жаков К.Ф. Под шум северного ветра. - Сыктывкар, 1990. - С. 314-

5.Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 1950-1990-х годов. Чебоксары, 1996. - С. 5-6.

уральских литератур, наряду с мордовской (эрзя и мокша), марийской (горная и луговая), удмуртской, коми, если классификация учитывает родство без учета факторов региональной общности.1

Необходимость рассмотрения коми-пермяцкой литературы в аспекте финно-угорской общности актуализируется на современном этапе в связи с проблемой сохранения и развития национально-самобытного в духовной культуре особенно малочисленных народов, объединенных обшей государственностью, участвующих в общем литературном движении.

Рассматривая разнообразные виды взаимодействия, творческих устремлений коми-зырянских, коми-пермяцких, удмуртских писателей, отмечаем, что контакты зачинателей литератур и современный писателей стали фактором развития не только в период зарождения, но и в момент наступления зрелости молодых литератур. Общие социально-исторические условия для многих литератур России, не только финно-угорских, подсказывают общие темы, конфликты, проблемы, а определенная близость эстетических форм рождается не только как результат сознательного целенаправленного обмена национальными художественными ценностями. Имеются примеры эстетической схожести, возникшей параллельно на основе осмысления одних и тех же сторон одной и той же действительности при полной творческой самостоятельности.2 Каждый писатель по-своему шел к созданию художественного образа, в котором все элементы "единичного" (в узком смысле), "особенного", "всеобщего" во взаимосвязи, взаимопроникновении, взаимозависимости составляют единичность в широком смысле - личность"3, которую М.Лихачев назвал: Мирош, В.Юхнин -Илья Ошлапов, В.Климов - Котброк, Г.Юшков - Виринея, Г.Федоров - Сандра,

1 .Домокош П. Формирование литератур малых, уральских народов / Пер. с венгерского. - Йошкар-Ола, 1993. - С. 42-43.

2.Бакиев М.И., Нартов К.М. Изучение родной и русской литератур в педагогических вузах Таджикистана. - М., 1992. - С. 29.

З.Левидов A.M. Автор-образ-читатель. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та,

1977.-С.235.

И.Торопов - Федя Мелехин, И.Минин - Степанко, Д.Корепанов -Дангьпз и т.д.

Выяснить истоки национальной литературы, особенности познания и отражения жизни сквозь призму художественного образа, в котором пересекаются пути автора и читателя, особенно необходимо при характеристике закономерностей развития одной из молодых литератур, исследованию которой уделено наименьшее внимание в финно-угорском литературоведении.

В коллективном труде Института мировой литературы имени А.М.Горького "История советской многонациональной литературы" (Москва. 1970-1974), в котором был подведен определенный итог изучения литератур народов страны, нет даже упоминания о коми-пермяцкой литературе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук "Зарождение и развитие коми-пермяцкой прозы" В.В.Пахоруковой, ее же монография "Пути и проблемы развития коми-пермяцкой прозы" (Л.: Наука, 1977), очерк истории коми-пермяцкой литературы "Инъва йьшісь съыланкыв" (Песня об Инъве, Кудымкар, 1969), учебные пособия ("Современная коми-пермяцкая литература", Сыктывкар, 1996), а также статьи и учебные пособия М.Н.Ожегрвой "Творчество Н.В.Попова" (1962), "Творчество С.И.Караваева" (1974) в какой-то мере восполняют этот пробел. Однако, как и во многих работах советских литературоведов, в названных выше наблюдается анализ в соответствии с методом социалистического реализма, обозначающего "не творческую, не художническую, а идеологическую, мировоззренческую природу" новой литературы"'.

Данному исследованию сопутствовали значительные трудности: отсутствие литературоведческих работ по коми-пермяцкой литературе, разбросанность материала по разным архивам и библиотекам страны. Отсутствие своего литературно-художественного журнала и газеты на родном языке вынуждает коми-пермяцких писателей печататься в самых различных изданиях. Необходимо было пересмотреть тысячи страниц периодической печати Коми АССР, Пермской и Уральской (Свердловской) области, изучить воспоминания участников литературно-культурной жизни 1920-1930-х годов. Собрать все, обобщить и дать полное представление о коми-пермяцкой литературе - эта задача может быть

1. Архин И.И. Еще раз о том, что такое "советская литература" и был ли "расцвет искусства"// Литература в школе,-1996, - №.3 - С. 46-61.

решена при необходимом уточнении, новом осмыслении историко-литературных фактов, ставших известными в 90-е годы XX века (открытие забытых на родине имен-Игнатий Мбсшег. 1880-.1965, его творческого наследия на финском, польском русском языках, новые материалы о творческих контактах коми философа, писателя и ученого К.Ф.Жакова, И.Мбсшега, В.ИЛыткина). Новое прочтение произведений комигпермяцких писателей, как и введение в научный оборот ранее недоступных для исследователя архивных материалов, позволит расширить представления об истоках литературы, закономерностях ее развития с момента зарождения до наших дней.

Цели и.;.задачи диссертации определяются необходимостью выявления закономерностей развития мало исследованной коми-пермяцкой литературы как части духовной культуры пермских народов и сводятся к следующему: -. - , 1.Выявить истоки молодой литературы, определить историко-генетическую общность с уральскими литературами.

2.Охарактеризовать роль архетипических образов в зарождении и формировании литератур, в создании художественного мира писателями XX века.

З.Раскрыть закономерности жанрового развития пермской прозы.

4.Выявить генетическую и типологическую общность пермских литератур. ^Теоретической и методологической основой диссертации являются труды ученых нашей страны - Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, А.С.Бушмина, А.В.Чичерина, ГДГачева, Н.С.Надьярных, М.Б.Храпченко, Н.К.Гея, К.М.Нартова, рассматривающих литературное явление в конкретно-историческом и национально-эстетическом контекстах, с выявлением диалектики общечеловеческого и национального. Методологическая основа исследования -конкретный историзм, который заключается в том, что литературное произведение "рассматривается, во-первых, в его собственном движении - в процессе его создания, во-вторых, в творческом развитии его автора как элемент его творческой биографии, в третьих, в историко-литературном движении, как явление развития литературы того или иного периода.'

1.Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения. // Вопросы методологии литературоведения. -М.;Л., 1996.-С. 157.

Важными в методологическом плане являются положения Д.С. Лихачева о внутреннем мире художественного произведения, включающем время, пространство, социальный, психологический миры, которые необходимо изучать не "по частям", "не россыпью", а в цельности как "собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями".1 Художественное произведение объединяет в одно целое категории сюжета, фабулы, обстоятельств, характера, стиля, жанра и живет как "законченное в себе, но бесконечно развернутое в мир художественное целое"2 - это положение П.В.Палиевского также является методологическим ориентиром в данной работе.

В предпринятом опыте рассмотрения коми-пермяцкой прозы не только в контексте национальной культуры, но и в более широком контексте литератур пермских народов, ценными являются исследования Ч.Г.Гусейнова, В.М.Ванюшева, А.С.Зуевой, Т.Н.Галиуллина. Р.К.Ганиевой, Х.С.Миннегулова, Ф.М.Мусина, Ф.М.Хатапова, А.Г.Ахмадуллина, А.И.Брыжинского, В.М.Макушкина и т.д.

Новые методологические подходы к проблемам национальной специфики литератур, художественного мира писателя, к концепции истории всей отечественной литературы, выдвинутые в 80-90-е годы, также учитывались автором диссертации(Г.Д.Гачев, 1988; Р.К.Ганиева, 1988; С. Вайман, 1991). В частности, методология, основанная на поисках самовитых художественных ценностей отдельной литературы, которая, по мнению чувашского исследователя, подводит писателей к проблеме национального контекста словесного искусства, контекста мировой литературы.3

Сравнительно-типологический анализ в финно-угорском литературоведении является одним из ведущих направлений.

Важность и перспективность сравнительно-типологического направления подтверждается исследованиями, представленными на Международных конгрессах

1.Лихачев Л.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. -1968. - № 8.- С. 87.

2.Палиевский П.В. Литература и теория. - М.: Современник.. 1972.-С.5.

З.Федоров Г.И. Своеобразие художественного мира чувашской прозы. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора фил. наук.- Казань,1997.-С. 32.

финно-угроведов (1975, 1980, 1985, 1990, 1995), а также обобщающими работами Н.Басселя, П.Домокоша, в которых выдвинута "концепция особой общности финно-угорских литератур" и предпринят опыт исследования диалектики национального и универсального во всех финно-угорских литературах, в частности, выявление обшей тенденции развития "от выдвижения на передний план национально-самобытного начала в период формирования финно-угорских литератур...' к неуклонному возрастанию общечеловеческого, глобального начала...1

"Провизорное" рассмотрение проблем финно-угорского литературоведения в аспекте диалектики национального и универсального, предпринятое венгерским исследователем, требует углубления, более дифференцированного рассмотрения, как и уточнения "слишком расширительного толкования... самого содержания понятия "литература данного народа", включающего, посути, все явления письменной культуры рассматриваемого этноса".

Межлитературные категории, которые полезно рассмотреть на материале формирующейся общности всех финно-угорских литератур, охватывают, по мнению эстонского литературоведа Н.Басселя, диалектику фольклора и литературы в развитии каждой из финно-угорских национальных литератур, а также "открытие заново" молодыми литературами своих древних и полузабытых богатств и включение их в живой эстетический опыт, сравнительной поэтики, метрики и стилистики. Этнолингвистическая общность открывает широкие возможности для расширения литературно-эстетического контекста финно-угорского литературоведения.

0 важности учета лингвистической близости при рассматривании
родственноязычных литератур пишут исследователи тюркоязычных литератур.
"Общность литератур, базирующихся на лингвистической близости,., почти не
исследуется в современном литературоведении и литературной критике, хотя здесь
возможны плодотворные наблюдения и выводы, - пишет Ч.Г.Гусейнов, -
сравнительное изучение функциональных стилей литературных языков
способствовало бы оттачиванию и обогащению изобразительно-экспрессивных

1 .Бассель Н.М. Некоторые проблемы сравнительного изучения современных
финно-угорских литератур // УП Международный конгресс финно-угроведов,
-Дебрецен, 1990.-С. 101,104.

средств и возможностей художественного слова".'

В связи с тем, что в предлагаемой работе впервые рассматривается движение коми-пермяцкой прозы в течение всего столетия, автору потребовалось обратиться к конкретному анализу не всех произведений, а тех из них, которые с наибольшей очевидностью обнаруживают национальную специфику, благодаря введенному в художественный текст фольклорно-этнографическому материалу, умелому использованию архетипических образов "культурных героев", архетипов тотемных первопредков (медведь, птица, рыба, собака, конь и т.д.) космогонических мифов, среди которых "миф творения - ... основной базовый миф",2 нашедший отражение в искусстве металлической пластики пермян, пермском зверином стиле.

Рассматривая коми-пермяцкую прозу в контексте литературы пермян, автор использует историко-хронологический, сравнительно-типологический методы, при анализе отдельных художественных произведений автор обращается к системному методу, предполагающему анализировать художественное произведение как "законченное в себе, но бесконечно развернутое в мир художественное целое".

Материал исследования. История коми-пермяцкой литературы охватывает весь XX век. В поисках художественных текстов, газетных и журнальных публикаций автору понадобилось пересмотреть архивные материалы Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермской области, газеты "Гбрись" (Пахарь, 1926-1932). "Уральский рабочий" (Свердловск), "Ленин туй вылбт" (По ленинскому пути, 1932-1980), "Звезда" (Пермь), "Коми му" (1918-1996), журналы Коми АССР: "Коми просвешенец" (1924-1926). "Ордым" (Тропа. 1926-1939), "Войвыв кодзув" (Северная звезда, 1946-1996), альманахи "Парма ёль" (Лесной ручей, 1922). "Прикамье" (1951-1966). Изучены работы зарубежных ученых о пермских литературах П.Домокоша (Венгрия), Д.Г.Коутса (Англия), Б.Кепеци (Венгрия). Основным материалом для исследования послевоенной и современной коми-пермяцкой литературы послужили литературно-художественные сборник "Иньва" (1964-1995), "Бичирок" (Искорка, 1960-1980), более 250 книг коми-пермяцких,

1.Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы. - М.: Мысль. 1978- С. 47.

2.Мелетинский Е.А. О литературных архетипах. - М, 1994.- С. 14.

коми-зырянских, удмуртских писателей. Материал осмыслен в историко-литературном, сравнительно-типологическом плане.

Научная новизна диссертации состоит в том, что автором впервые собран и обобщен материал по коми-пермяцкой литературе, составлена хроника литературной жизни Коми-Пермяцкого края (1372-1995), раскрыта концепция литературного развития целого народа с момента зарождения и до конца XX столетия с выявлением типологической и генетической общности истоков пермских литератур, закономерностей развития предвоенной пермской прозы и на современном этапе. В диссертацию введен ранее не исследованный материал о творчестве И.Н.Мошегова (Мбсшега, 1880-1965), Ф.Г.Тараканова (повесть о ГУЛАГе "Без вины над пропастью").

Апробация результатов исследования и его практическое значение. Рукопись диссертации обсуждена на Ученом совете финно-угорского факультета Сыктывкарского университета (СГУ), четвертой годичной сессии Ученого совета СГУ. Основные положения диссертации изложены в монографии "Пути и проблемы развития коми-пермяцкой црозы"(Л.: Наука, 1977.-10 п.л.), очерке истории коми-пермяцкой литературы "Песня об Инъве. Коми-пермяцкая литература "20-80-х гг." (Кудымкар. 1989.- 12 п.л), в учебных пособиях "Предвоенная проза пермских народов". (Сыктывкар, 1981. - 5 п.л), "Коми-пермяцкая литература 1917-1941 гг."(- 5 п.л), "Коми-пермяцкая литература 40-80-х гг." (1985. -5 п.л), "Современная коми-пермяцкая литература" (Сыктывкар, 1996. - II п.л) и др.

Теме диссертации автор посвятил 2 книги, 4 учебных пособия, ряд статей в журналах, сборниках Коми научного центра УрО АН России, материалах международных конгрессов финно-угроведов. Общий объем публикаций по теме свыше 80 п.л.

Некоторые результаты исследования апробированы в докладах на всесоюзных конференциях "Художественные искания советской многонациональной литературы" (Одесса, 1975; Алма-Ата, 1977), на IV, V, VI, VII, VIII Международных конгрессах финно-угроведов в Будапеште (1975), Турку (1980), Сыктывкаре (1985), Дебрецене (1990), Ювяскюля (1995), на Международной научной конференции "Коми-пермяки и финно-угорский мир (Кудымкар, 1995).

В качестве исполнителя трехтомной "Истории коми литературы" (1979-1981) автор настоящей работы участвовал в написании творческих портретов В.В.Юхнина, Г.А.Федорова, Я.М.Рочева, Г.А.Юшкова, главы "Коми проза 30-х годов", хроники и библиографии.

На основе материала настоящего исследования составлены программы, учебные пособия, читаются спецкурсы в Сыктывкарском университете и Пермском пединституте: "Коми-пермяцкая проза", "Проблемы прозы пермских народов", "Проблемы сравнительного изучения прозы Поволжья и Приуралья", а также курс "Актуальные проблемы современных финно-угорских литератур", в Пермском пединституте - курс истории коми-пермяцкой литературы.

Практическая ценность. Результаты исследования используются при составлении учебников для школ, педучилища в Коми-Пермяцком автономном округе, вводятся в вузовские курсы по истории коми-пермяцкой литературы проблемам прозы финно-угорских литератур. Книги и статьи диссертанта могут быть полезны для студентов, аспирантов, преподавателей высшей и средней школы.

Введение материала по коми-пермяцкому литературоведению в фавнительно-типологические исследования по финно-угристике будет способствовать расширению диапазона финно-угорского литературоведения, преодолению замкнутости литератур Поволжья и Приуралья, выявлению генетического и типологического сходства в зарождении и развитии пермской прозы, а также творческой индивидуальности отдельных писателей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения "Из истории литературной жизни Коми-Пермяцкого края", списка литературы. Содержание исследования изложено на 380 страницах машинописного текста.