Введение к работе
"... "Неизвестно, что такое' сценарий, и поэтому трудно говорить о том, каким ему нужно бить", - это сказано компетентным теоретиком литературы и кино и автором нескольких киносценариев Ю.Тыняновым в 1926 году .Сейчас уверенно говорят: кинодраматургия - новая область литературы;киносценарии - особенный ее жанр. Проблема специфики киносценария - одна из актуальнейших проблем. Ее освещение и решение - необходимое условие для создания не только новых произведений литературы, но и важнейшее условие для усиленной работы писателя в кино. Это значит, что литературоведение для того, чтобы понять и объяснить явления литературы, должно заняться изучением сценария как жанра литературы. Первые шаги в этом направлении били сделаны еще в двадцатые годы,когда разгорелась дискуссия вокруг специфики и формы киносценария. Начиная с 60-х годов проблема сценария и его специфики вновь оказывается в центре внимания литературоведов и искусствоведов. Однако сценарию еще не найдено место в родовой (аристотелевской) системе разновидностей литературных произведений. Является ли "особый жанр" вполне самостоятельным дополнением к ней или только новой разновидностью одного из родов? А если так, то какого именно: эпоса? лирики? драмы? Прежде чем может быть получен ответ на поставленный вопрос, должно быть предпринято системное изучение истории становления жанра киносценария в контексте истории киноискусства и литературы:от ранних двигописей Анталека (супругов Ханжонковых) до современных киносценариев, которые на правах самостоятельных литературных произведений печатаются в альманахе "Киносценарии".
Видное место в истории развития киносценария займут кинодраматургические опыты Владимира Маяковского. Маяковский практически участвовал в деле кинопроизводства: писал сценарии,был актером, рисовал плакаты к фильмам, выступал как кинокритик и теоретик, сочинял стихи о кино. Кинематограф во времена Маяковского переживал период младенчества, но Маяковский в своих статьях о кино сумел предугадать его огромную потенциальную силу и один иэ -, первых высказал убеждение о неминуемом расцвете этого нового вида зрелища.
Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С. 323.
Помимо теоретических статей Маяковский оставил девять оригинальных сценариев, не считая сценариев незавершенных. Образы в сценариях Маяковского отмечены огромной силой обобщенности, даже монументальности, которая неотрывна в них от условности, порой фантастичности и эксцентризма. Кино властно входит не только в круг интересов, но и в творческую практику писателя. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что в пьесах и поэмах Маяковский смело и логически оправданно использует элементы кино. Драматургия и поэзия Маяковского близки искусству кино свободой обращения с пространством и временем, ритмом строки, родственным ритму монтажа. Проблема соотношения авторского "Я" Маяковского в литературе и киноискусстве очень важна. Важна для литературоведения, так как высвечивает новые грани художественного творчества Маяковского, способствует осознанию роли Маяковского-новатора.
Таким образом, актуальность теш нашей работы обусловлена необходимостью серьезного изучения того вклада, который внес Маяковский в развитие кинодраматургии.
Научная новизна работы определяется самим материалом, не нашедшим полного отражения в литературоведении. Впервые предметом литературоведческого анализа становятся киносценарии В.Маяковского.
II»ль нашего исследования заключается в том, чтобы показать,
как претворяется поэтическое "Я" Маяковского в киноискусстве,ка
ков взгляд поэта на.развитие кинематографа, что внес нового Мая
ковский в развитие кинодраматургии. -
Задачи,поставленные в соответствии с целью,сводятся к току, чтобы:
а) исследовать, как претворяется поэтическое "Я" Маяковско
го в кино и литературе;
б) провести наблодения над новаторством Маяковского в облас
ти кинодраматургии;
з) выявить значение киносценариев Маяковского для кинодраматургии в условиях "сценарного голода" 20-х годов;
г) определить значение кннодеятельвости МаяКОЕСКОГО для кинематографа.
Основным материалом диссертационного исследования являотся киносценарии Маяковского, цикл его статей о кинематографе.Изучая сценарии Маяковского, юі в данной работе питаемся определить их место в творчестве писателя, проникнуть в его творческую лаборатория. Центральное место в работе отводится идейно-художветвен-
ному анализу сценариев: анализу сюжетов, образной структуры, стилистики, языка и жанрового своеобразия. Стремясь выявить характерные особенности мастерства и новаторства Маяковского драматурга кино, ш устанавливаем взаимосвязь различных граней его творчества (поэзии, драматургии и кинодраматургии), а также связи сценариста с традициями других крупных мастеров кинематографии. Определенное внимание отводится эстетическим суждениям поэта об изображении жизни художественными средствами кино, его участию в дискуссиях о сущности кино и специфике киносценария.
Методологическую основу работы составляют фундаментальные труды и статьи советских литературоведов: А.И.Метченко, В.О.Пер-цова, И.Денисовой, З.Паперного, С.Владимирова,Б.Гончарова,В.Аль-фонсова, В.В.Тимофеевой, Н.Хардкиева и В.Тренина, Б.Ростоцкого, В.Милявского; теоретические работы по теории жанра киносценария: С.ЭЯзенхтейиа, Н.Анощенко, И.Соколова, В.К.Туркина, В.Волькен-Етейна, С.И.Юткевича, И.Вайсфельда, В.Юнаковского,Н.Крэчечнико-Еа. В работе учитываются исследования некоторых аспектов темы "В.Маяковский и кино" В.Лапиной, Н.Оттена, Г.Долидзе.
Методика исследования основывается на сравнительно-историческом и системном анализе киносценариев Маяковского, проблемном подходе к изучению его творчества.
Практическая ценность диссертации определяется возможностью использования ее материалов и выводов в лекционных курсах по истории русской литературы советского периода, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях и в сообщении, сделанном автором работы на научно-практическом зоїальном совещании по проблемам преподавания русской литературы XX века в вузе и школе- (Екатеринбург, апрель 1991 г.). Материалы исследования использовались при чтении спецкурса и проведении спецсеминара в Курганском государственном педагогическом институте.
Структура диссертации. Работа состоит из введения,трех глав,
заключения. Общий объем работы 207 страниц машинописного текста.
Библиография включает 230 наименований. 0