Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования состоит в постановке и теоретическом осмыслении одной из основных проблем современного литературоведения: сравнительно-сопоставительная характеристика творчества известных поэтов с целью выявления закономерности специфики формирования художественно-эстетического своеобразия национальной литературы.
В сравнительном литературоведении принято разграничивать такие основополагающие понятия, как контактные связи и типологические параллели (схождения). О контактных связях обычно говорят с целью изучения так называемых влияний и заимствований между писателями одной эпохи (Пушкин и Мицкевич, Лермонтов и Байрон или Кязим Мечиев и Кайсын Кулиев и т.д.).
Типологические параллели подразумевают черты сходства при отсутствии или маловероятности контакта. Известно, что изучение типологических схождений позволяет установить общие закономерности литературного развития в его общественной обусловленности и в то же время национальную специфику литератур, являющихся «предметом сравнения» (Жирмунский В.М.).
В современном литературоведении значительно усилился интерес к творчеству национальных художников слова, определивших своими произведениями основные тенденции литературы. Таковыми можно считать Кайсына Шуваевича Кулиева (1917-1985) и Ибрагима Хизировича Бабаева (1936-2002), занявщих достойное место не только в карачаево-балкарской, но и в северокавказской литературе.
Изучение творчества двух художников, принадлежащих единому этнокультурному пространству, но разведенных во времени, даёт возможность с одной стороны выявить их сходства и различия на всех уровнях художественной структуры, а с другой, – сделать литературоведчески значимые научные выводы относительно логики и характера связей между «разнопоколенными» эстетическим системами.
Тема нашего исследования обусловлена тем, что поэтическое творчество данных авторов, различных по своему художественному мастерству, никогда прежде не исследовалось специально. На наш взгляд, исследование основных тенденций развития любой национальной литературы невозможно без анализа творчества её самых ярких и самобытных представителей.
Изучение поэзии К. Кулиева и И. Бабаева в сравнительно-сопоставительном аспекте представляется нам актуальным, так как решение данной научной проблемы может привести к пониманию закономерностей формирования и развития национально-эстетических особенностей балкарской поэзии, к определению её духовно-культурных истоков.
Цели и задачи исследования
Основная цель диссертационной работы – раскрытие идейно-нравственных аспектов и художественных особенностей лирических произведений К. Кулиева и И. Бабаева в их сравнительно-сопоставительной характеристике и в контексте балкарской поэзии второй половины ХХ века. Поставленная цель определила следующие задачи:
установить генезис художественных традиций, оказавших непосредственное влияние на проблематику и поэтику творчества
К. Кулиева и И. Бабаева;
определить отношение К. Кулиева и И. Бабаева к проблеме традиций и новаторства;
выявить национально-эстетическое своеобразие поэзии К. Кулиева и И. Бабаева в контексте жанрово-стилевой парадигмы современного литературного процесса середины ХХ – начала ХХI вв.;
изучить истоки и своеобразие поэтики К. Кулиева и И. Бабаева;
исследовать концепты «жизнь» и «смерть» в поэтическом творчестве К. Кулиева и И. Бабаева (в сравнительно-сопоставительном аспекте);
выявить влияние творчества поэтов на дальнейшее развитие национального литературного процесса;
определить степень изученности творчества К. Кулиева и
И. Бабаева;
определить роль и место К. Кулиева и И. Бабаева в балкарском и общероссийском литературном процессе.
Научная новизна работы. Данная тема диссертационного исследования до сих пор не была предметом специального научного анализа. В диссертации впервые предпринята попытка монографического исследования проблематики, поэтики и стилевых особенностей поэтического творчества К. Кулиева и И. Бабаева с применением методов системного сравнения. Научная новизна работы заключается в предпринимаемой нами попытке показать специфику художественно-эстетического формирования и развития творчества балкарских поэтов К. Кулиева и И. Бабаева в их единстве и индивидуальности, во взаимосвязях со всем развитием литературного процесса. В работе также исследуется проблема традиции и новаторства в национально-культурном осмыслении К. Кулиева и И. Бабаева.
Предметом исследования является балкарская поэзия, особенности развития которой анализируются через призму национально-художественных особенностей поэзии К. Кулиева и И. Бабаева. Отдельно нами ставится проблема общего и своеобразного в их поэтическом творчестве.
Объектом изучения является поэтическое творчество К. Кулиева и И. Бабаева.
Степень научной разработанности темы. При достаточной изученности поэтического и литературно-критического наследия Кайсына Кулиева в современном отечественном литературоведении имеется значительный пробел в исследовании поэтического и критического наследия известного балкарского поэта Ибрагима Бабаева. В целом его творчество остается явлением малоизученным.
По творчеству Кайсына Кулиева имеется достаточно научной литературы: изданных монографий, методических разработок, учебных пособий для студентов и преподавателей, критических статей, изданных при жизни и после смерти поэта. Наиболее серьезными и глубокими исследователями творчества К. Кулиева являются Н. Байрамукова «Кайсын Кулиев» (М., 1975), С. Рассадин «Кайсын Кулиев». Очерк творчества (М., 1974), З. Толгуров «Движение балкарской поэзии» (Нальчик, 1984), Т. Эфендиева «Поэзия жизни». Очерк творчества (Нальчик, 1977).
Историография К. Кулиева началась с 1940-х годов. В это время о Кулиеве писали такие видные литературные деятели, как Д. Кедрин, Ю. Лебединский, Б. Пастернак, М. Петровых, К. Симонов, П. Скосырев, А. Фадеев и др.
В 1970 годах ХХ века появились статьи и очерки о Кулиеве – А.И. Алиевой, Т.Ш. Биттировой, Х.Х. Малкондуева, А.М. Теппеева, З.Х. Толгурова, Ф.А. Урусбиевой, Т.М. Хаджиевой.
В 1980-90-х годах появились научные работы Т.Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев. Литературный портрет» (М., 1985); В.В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (Нальчик, 1987); Ж.К. Кулиевой «Остаться в памяти людской». К 70-летию поэта (Нальчик, 1987) и «Я жил на этой земле. К 75-летию К. Кулиева (Нальчик, 1992); А.М. Теппеева «Кайсын Кулиев»: Методические пособие в помощь учителям (на балкарском языке) (Нальчик, 1995);
Л. Мкртчян «Без тебя, Кайсын, и вместе с тобой» (Ереван, 1997).
В 2000-2008 гг. опубликованы книги С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (Нальчик, 2002), Э.К. Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг». Воспоминания. Письма. Дневники» (Нальчик, 2002).
Большой вклад в изучение документального и творческого наследия К. Кулиева внесли профессора Т.Е. Эфендиева, С.И. Эфендиев, Ф.С. Эфендиев, издавшие в Нальчике с 1998 г. по 2008 г. 8 томов исследований о жизни и творчестве поэта. Кроме того, эти ученые провели ряд межвузовских научно-теоретических конференций, посвященных юбилейным датам Кулиева. Последняя конференция «Творческое наследие К.Ш. Кулиева и современность» (Шестые Эльбрусские чтения), была посвящена 90-летию со дня рождения поэта (Нальчик, 2007 г.).
Балкарский поэт И. Бабаев, талантливый ученик и продолжатель художественных традиций Кайсына Кулиева, известен в истории балкарской литературы менее, чем его учитель. Творчеству И. Бабаева посвятили свои статьи М. Беппаев, Э. Гуртуев, В. Кузьмин, М. Ольмезов, А. Созаев, А. Теппеев, З. Толгуров, З. Тхагазитов, Х. Тхазеплов.
Первым, молодого начинающего поэта поддержал в начале 60-х годов ХХ века К. Кулиев, высоко оценивший самобытную поэзию в предисловии к его первому сборнику «Выхожу на дорогу» (Нальчик, 1962). Высокая оценка К. Кулиева была поддержана критиком В. Кленовским в статье «Все звезды мироздания» («Литературная Россия», 1969, 11 июля). Отдельные аспекты творчества И. Бабаева рассмотрены Ф.А. Урусбиевой «Путь к жанру». Очерк истории жанров в балкарской литературе (Нальчик, 1972), А.М. Теппеевым «Зрелость таланта» (Нальчик, 1980), З.Х. Толгуровым «Очерк творчества И. Бабаева: Учебно-методическое пособие для студентов» (Нальчик, 1993).
Методологической основой исследования стала ориентация на целостное восприятие национально-эстетического своеобразия поэзии Кайсына Кулиева и Ибрагима Бабаева, их художественных традиций и новаторства в контексте национальной поэзии 60-90-х годов ХХ века.
В диссертационном исследовании мы опирались на труды авторов, которые уделяли внимание художественно-эстетическому своеобразию поэтов, их национальным истокам, традициям и новаторству. Базисными для наших изысканий стали работы М.М. Бахтина, А. Бушмина, П.С. Выходцева, В.М. Жирмунского, В.В. Кожинова, Н.И. Конрада, Г.И. Ломидзе, Г.Н. Поспелова, а также северокавказских литературоведов и критиков – Т.Ш. Биттировой, Ч.Г. Гусейнова, Л.П. Егоровой, З.А. Кучуковой, А.М. Теппеева, З.Х. Толгурова, Ю.М. Тхагазитова, Т.Е. Эфендиевой.
Кроме литературоведческих трудов, серьезный материал по теме исследования представлен в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Литературная Кабардино-Балкария», а также в личном архиве поэта И. Бабаева.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке актуальной литературоведческой проблемы, впервые решаемой на материале творчества двух известных балкарских поэтов К. Кулиева и И. Бабаева – проблемы сравнительно-сопоставительной характеристики поэтического творчества с определением этапов эволюции художественного сознания, вопросов традиций и новаторства, изучения истоков художественного мастерства, а также их роли и места в национальном литературном процессе.
Полученные в диссертационной работе результаты могут способствовать дальнейшему изучению сравнительно-типологических проблем в национальной литературе, общего и своеобразного в творчестве художников слова.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов диссертационной работы при изучении в вузах Северного Кавказа дисциплин, ориентированных на исследование творчества отдельных поэтов, в данном случае – поэтического творчества К. Кулиева и И. Бабаева.
Материал, собранный в данной работе, может быть использован также в школах республики, а также при составлении специальных курсов и программ при изучении дисциплины «Литература народов Российской Федерации».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на международных и межвузовских научно-теоретических конференциях: «Творческое наследие К.Ш. Кулиева и современность». Межвузовская научно-теоретическая конференция, посвященная 90-летию со дня рождения поэта. Шестые Эльбрусские чтения (Северо-Кавказский государственный институт искусств, г. Нальчик, 2007); «Социокультурные проблемы кавказского региона в контексте глобализации». Всероссийская научно-практическая конференция (Северо-Кавказский государственный институт искусств, г. Нальчик, 14-16 мая 2007); «Феномен личности Давида Кугультинова – поэта, философа и гражданина». Международная научная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии (Калмыцкий государственный университет, г. Элиста, 17-21 апреля 2007), а также опубликованы в научных журналах «Русский язык и межкультурная коммуникация» в г. Пятигорске, 2006 г., «Культурная жизнь Юга России» (Краснодар, 2007. – №1).
Диссертация была обсуждена на заседании научного семинара КБГУ «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (сентябрь, 2008 г.), на расширенном заседании сектора фольклора и литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН (октябрь, 2008).
Структура диссертационного исследования. Цели и задачи определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.