Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Хараева Ляна Фузельевна

Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения
<
Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хараева Ляна Фузельевна. Кабардинская женская проза: специфика гендерного самовыражения: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Хараева Ляна Фузельевна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет], 2016.- 178 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Важное место в процессе
модернизации современной России занимает гармонизация

взаимоотношений между различными слоями общества, к числу которых
относятся и «гендерные коммуниканты». Актуальные вопросы, связанные с
трансформацией традиционных стереотипов мужественности и

женственности, динамикой гендерных ролей и гендерных взаимоотношений
требуют поиска исчерпывающих ответов, которые помогли бы российской
культуре безболезненно адаптироваться к задачам модернизации,

кардинально не разрушая отечественную цивилизационную основу и сложившуюся систему гуманитарных ценностей.

В этом отношении недооцененной областью остается гендерное
литературоведение, способное высветить проблемные точки во

взаимоотношениях полов, наметить пути гендерного диалога. Составной
частью данной многомерной научно-рефлексивной работы являются
региональные исследования, основанные на анализе гендерно

ориентированной художественной литературы. Системное изучение

этногендерного аспекта каждой из отечественных литератур и их суммарный опыт может стать действенным механизмом формирования культурной и гражданской идентичности России.

Научная новизна. Предлагаемая диссертационная работа является
первой попыткой комплексного научного изучения современной

кабардинской женской прозы в контексте развития отечественной
литературы. Автором исследования разработана инновационная методика
этногендерной экспертизы, позволяющая определить индекс

«женственности» художественного текста, а также вектор динамического
развития национальной литературы в вопросах конструирования

исторически востребованных гендерных стереотипов.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – изучение специфики «женского пространства» кабардинской национальной прозы XX-XXI веков с ретроспективным обращением к фольклорным произведениям. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

- уяснить гносеологические границы и возможности женской прозы;

- рассмотреть своеобразие трактовки женских образов в кабардинском
фольклоре, в том числе, сказаниях нартского эпоса;

провести сравнительно-сопоставительный анализ гендерных стереотипов в «мужской» и «женской» прозе (Ад. Шогенцуков и Л. Абазова);

изучить гендерную картину мира в романе М. Тлостановой «В вашем мире я - прохожий»;

исследовать особенности гендерной антропологии М. Хакуашевой в романе «Дорога домой»;

- определить характер эволюционного движения кабардинской «женской
прозы».

Объектом исследования является кабардинская «женская» проза, представленная повестью Л. Абазовой «Материнский зов», романом в новеллах Д. Дамиан «В вашем мире я – прохожий» и историко-философским романом М. Хакуашевой «Дорога домой». В рамках гендерной компаративистики к работе привлечена и повесть Ад. Шогенцукова «Назову твоим именем».

Предметом исследования является гендерный дискурс кабардинской классической и авангардной прозы, взятый в его историко-культурной динамике.

Степень изученности темы. Кабардинское литературоведение,
насчитывающее почти столетнюю историю развития, в лице многих ведущих
ученых (А.М. Гутов, А.Х. Мусукаева, И.А. Кажарова, Х.Х. Кажаров, З.М.
Налоев, Х.Т. Тимижев, Ю.М. Тхагазитов, А.Х. Хакуашев, Р.Х. Хашхожева,
М.К. Шакова) дало теоретически и практически обоснованные ответы на
ключевые вопросы, определяющие суть любой национальной

художественной словесности. В северокавказском регионе такая

перспективная область гуманитарного учения, как гендерное

литературоведение, находится в самой ранней стадии формирования. Важной теоретической предпосылкой для изучения женской кабардинской прозы стали труды ведущих специалистов российской гендерной школы, зарубежных авторов, а также научные монографии двух кабардинских историков Л.Х. Сабанчиевой «Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев» (Нальчик, 2005) и М.А. Текуевой «Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность» (Нальчик, 2006).

Методологической основой диссертационной работы стали труды по
современной гендерологии отечественных и зарубежных авторов (Н.И.
Абубрикова, Г.А. Брандт, О.А. Воронина, И.А. Жеребкина, М. Киммел, А.В.
Кирилина, Ю. Кристева, С. Охотникова, Н.Л. Пушкарева, Т.А. Ровенская, Э.
Сиксу, Э. Шоре, К. Эстес). В выработке нашей собственной научной
концепции важную методологическую роль сыграли материалы

Международной научной конференции Российской ассоциации

исследователей женской истории (октябрь, 2013 г. Нальчик), в которых содержится концентрированное изложение «контекстов» и «констант» современных гендерных учений.

Основные методы исследования. В диссертационной работе применялись как исторически сложившиеся методы исследования, так и инновационные в их взаимосвязи и взаимодействии. Сравнительно-типологический, аксиологический, герменевтико-интерпретационный, а также метод гендерной экспертизы являются базовыми при анализе художественных текстов.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке гендерной методики исследования художественного текста по определенным онтологическим параметрам (семья, школа, афористика, интертекст) с выявлением маскулинных или фемининных доминант. Теоретические

положения диссертации также могут быть использованы в системе гендерной компаративистики при сравнительно-сопоставительном изучении других литератур народов России.

Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее результатов при изучении истории кабардинской литературы, проведении спецкурсов и спецсеминаров, посвященных специфике адыгской женской прозы, при создании новых гендерных словарей и научных трудов по гендерной компаративистике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Кабардинская женская проза, взятая в ее историческом движении,
является ценным источником знаний о специфике гендерных стереотипов, их
трансформации и тенденциях к формированию новых гендерных моделей.

  1. Одной из форм гендерной экспертизы художественного текста может быть анализ ее онтологических составляющих по параметрам «семья», «школа», «работа», «религия», «национальные обычаи», «предметный мир», «афористика», «интертекст», выявляющим женскую или мужскую доминанту в системе материальных и духовных ценностей.

  2. Важной особенностью творчества Д. Дамиан является художественная практика деконструкции «женских образов, созданных авторами-мужчинами», а также утверждение высокой гендерной культуры посредством духовного самосовершенствования личности, свободной от предрассудков.

  3. Категорией «вольнослушательница» определяет свой гендерный статус главная героиня романа М. Хакуашевой (Дина), которая социальный идеал видит в сбалансированном совмещении традиционного и инновационного, западного и восточного, природного и урбанизированного. Символическим выражением равновесия служат образы «поселок», «веранда», содержащие в своей основе знак разумного пограничья.

5. Кабардинская гендерная проза в вопросах женской эмансипации
придерживается «золотой середины», отрицающей как культ патриархальных
брачно-семейных ценностей, так и ультрамодные западноевропейские
модели социально-гендерных взаимоотношений.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на нескольких международных научно-практических конференциях: «Перспектива – 2010: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых», «Язык, культура, этикет в современном полиэтническом пространстве» Международная научная конференция (2011), (2012), (2013), «Сказания о нартах – эпос единения и дружбы» Международная научная конференция (2012), «Национальные образы мира в художественной культуре» Международная научная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Г.Д. Гачева (2014).

По теме диссертации опубликовано 5 статей в журналах, рецензируемых ВАК и 6 статей в других печатных изданиях. Работа

обсуждена на расширенном заседании кафедры русской и зарубежной литератур, кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Цель и задача исследования определили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.