Введение к работе
Диссертация посвяпіена рассмотрению идейно-художественного своеобразия творчества Ивана Алексеевича Бунина под знакам жанровой эволсции.
Актуальность теин определяется возрастающим интересен современного литературоведения к проблемам творческой индивидуальности, художественной самобытности писателя. Творчество Бунина уже привлекало внимание литературоведов в 1960-1970-е годы и было направлено на постигение общих закономерностей его художественного творчества, на выявление этико-философской позиции писателя, эстетических принципов его метода, места Бунина в развитии русского реализма конца XIX - начала XX века (работы В.Н.Афанасьева, О.Н.Михайлова, Д.В.Крутиковой, В.А.Келдыша, А.К.Бабореко, А.А-Волкова, Л.А.Смирновой, Р.С.Спивак, Л.К.Кожемякиной, В.Я.Линкова и др.). Обобщение опыта изучения разных аспектов прозы И.А.Бунина позволяет сделать новые шаги в исследовании своеобразия творческого развития крупнейшего русского прозаика - в частности, жанровой эволюции его прозы в связи с менявшейся эстетико-фнлософской концепцией бытия у писателя.
Задачи исследования; Постижение художественного мира писателя, эстетических принципов его творчества, ханрового мышления в связи с эстетико-фнлософской концепцией хиэки. Решению этой -гроблены подчинены в работе принципы отбора исследуемого материала (проза И.Бунина 1890-1930-х годов); структура работы в целом.
Обращение к осмысление теоретических проблем » история яанра миниатюры и его типология, модификации ханра в раннем творчестве . писателя, проблема цикла и циклизации, помогает рассмотреть и
проблему эволюции жанра миниатаэры в прозе писателя, к проблему творческой индивидуальности Бунина.
Научная новизна работы обусловлена тем, что в литературоведении проблема аанра прозаической миниатюры Бунина и цикл миниатюр* 7как "особое" жанровое образование) еще не были предметом специального изучения. В круг исследовательских проблем впервые вовлечена история и теория жанра миниатюры в русской литературе; выявлены некоторые черты типологии ыикиатсрн, показано развитие жанровой системы Бунина и модификации жанра миниатюры в его творчестве.
Цикл "Краткие рассказы" 1930-х годов рассматривается как зс-тетико-философская и худохественная целостность, выявлена поэтика цикла. В работе исследована творческая история цикла на основе ар» хивных материалов фонда И.А.Бунина.
В качестве приложения дастся рецензии русской зарубежной критики на книгу Бунина "Божье древо" и цикл "Краткие рассказы". В итоге изучение жанрового новаторства Бунина-реалиста позволяет обогатить представления о творческой индивидуальности писателя, самобытности его творческого метода.
Методологической основой исследования является ленинская теория отражения, общетеоретические положения марксистского литературоведения о единстве содержания и формы, о роли мировоззрения в художественном творчестве, современные теоретико-литературные представления о художественной индивидуальности, методе и жанре. При анализе конкретных произведений использовались принципы сравнительно-типологического к целостного анализа, с
Практическая ценность работы определяется возможностью ис- пользования ее материалов и выводов в разработке вузовских курсов
-5 "
no русской литературе XX веха, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам жанрового развития русской литературы, творческой индивидуальности писателя, в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов.
Апробация работы. Основные положения работы бшіи изложены в докладах на Областной научной конференции по развитию современных сибирских языков и литературы (Омск, 1985); на У научной межвузовской конференции по проблемам метода и жанра (Томск, 1935); з сообщениях на семинаре при кафедре истории советской литературы МГУ; в докладах на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Усть-Каменогорского педагогического института.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Имеется приложение, содергащее з себе архивные материалы по тема исследования. Библиография содержит 386 наименований .