Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов XX века Жигачева, Мария Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жигачева, Мария Владимировна. Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов XX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1994.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/590-8

Введение к работе

Литературный жанр, как особый тип формально-содержательного ганства определенных элементов и качеств, представляет собой ггойчивое и в то же время подвижное образование.

Поскольку жанр входит на правах элемента в структуру лите-иуры своего времени, то его собственная внутренняя структура івисит, во-первых, от положения литературы в сфере общественного «знания, от ее престижа, от предъявляемых к ней социальных эебований. Во-вторых, она определяется местом и функциями жанра собственно литературном процессе, в жанровой системе того или яого периода.

С течением времени меняются репутация жанра, характер его іаимоотношений с другими жанрами. В соответствии с усилением іачимости какой-либо литературной традиции, обострением соци-тьного внимания к той или иной проблематике, жанр может вы-іобождать различные составляющие своей эстетической памяти. Все го сказывается на внутренней структуре жанра: меняется состав іементов и качеств его формы и содержания, место жанровой до-инанты может передвигаться с одних элементов и качеств на другие, результате чего изменяется сам набор и характер признаков, не-эходимых для жанровой идентификации.

Это и входит в понятие эволюции того или иного жанра.

Каждый жанр уникален как тип освоения действительности, и в ем, в результатах его эволюции, своеобразно преломляются тсн-гнции литературного и — шире — общественного процесса. Исс-сдование эволюции отдельного жанра, таким образом, может быть олезным при решении более общих историко-литературных проблем.

Не является исключением и баллада. Давно замечено, что этот оэтическнй жанр переживает расцвет и выдвигается в центр литет зтурного процесса лишь в определенные периоды истории, связанные усилением романтических настроений или с героическим подъемом обществе. В остальные периоды баллада не уходит из литературы, о, подвергаясь влиянию главенствующих и соседних жанров и гкрывая новае ресурсы в собственной жанровой традиции, значи-гльно изменяет свой облик. В три последние десятилетия баллада аходится именно в таком положении.

Исследователи, сталкивающиеся с балладным материалом этих ет и судящие его по законам традиционных моделей жанра (Е. ксенова, А. Немзер), вынуждены признать, что границы баллады азмываются и она как жанр уходит из современной поэзии. О )временной балладе как эволюционирующем жанре писали В.Н.

Благонравов, Р.К. Джалилов, Э.М. Джрбашян, В.Г. Ларцев, АЛ Микешин, С.Л. Страшное, В.К. Чумаченко; их наблюдения и выво; свидетельствуют, что мнение об уходе балладного жанра из поззі не имеет достаточных оснований. Однако работы названных автор касаются лишь отдельных вопросов эволюции баллады, и тема требу дальнейшего, более глубокого и целенаправленного исследования.

Итак, актуальность выбранной автором темы определяется н обходимостью изучения баллады в поэзии 1960-1980-х годов кг эволюционирующего жанра, выяснения причин и закономерное» ее эволюции и, в связи с этим, некоторых особенностей историк литературного процесса трех последних десятилетий.

Объектом исследования являются книги и отдельные публикащ поэтов России и русского зарубежья (И. Бродского, А. Вознесенског И. Жданова, Ю. Кузнецова, В. Луговского, Н. Рубцова, Д. Самойлов О. Седаковой, Б. Слуцкого, А. Цветкова и др.). При этом основ» внимание уделяется особенно ярким и показательным явлениям, і не игнорируются и периферийные, как в жанровом, так и в худ жественном отношении.

Цели и задачи исследования заключаются не столько в построен! типологии баллады на материале русской поэзии 1960-1980-х годо сколько в определении диапазона и характера сдвигов, затронув пи внутреннюю структуру балладного жанра, ее уровни, элементы качества. Эти изменения, обусловившие пути эволюции баллад] ставятся в зависимость от места и функции жанра в литературнс процессе, которые также требуют уточнения и изучения. В рабо решаются проблемы определения актуальных для того или ино отрезка времени традиций баллады, выяснения обстоятельств ее вз имодействий с другими жанрами, а также требований, предъявляемь к балладе поэтами и критиками. В результате исследования авті предполагает очертить границы жанра в 1960-1980-е годы.

Методика работы основана на анализе произведений балладно жанра с позиций структурно-функционального подхода.

С последовательным, а не избирательным применением этой м тодики по отношению к балладе связана новизна работы, определ ющаяся также и введением в научный оборот малоизученно материала (стихотворений, опубликованных в России или за рубеже и еще не ставших объектом специального изучения) или новь взглядом на поэтические произведения, имеющие традицию литер туроведческого осмысления.

Практическое значение. Результаты, полученные в ходе иссл дования, могут использоваться при разработке вузовского курса и тории русской литературы XX века, а также спецкурсов спецсеминаров по вопросам истории поэтических жанров.

Апробация работы. Основные положения работы были отражены выступлениях автора на Пастернаковских чтениях (ИМЛИ, 1990 , научной конференции «Литературный процесс сегодня» (МГУ, 91 г.), в опубликованной и депонированной статьях. Диссертация суждалась на заседании кафедры истории русской литературы XX ка филологического факультета МГУ (1993 г.).

Структура работы. Работа состоит из «Введения», четырех глав, аключения» и «Библиографического списка», включающего 312 именований.