Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется, во-первых,постановкой ряда спорных вопросов развиїия послевоенной литературы, во-вторых, возмокноотьв в процессе постижения творчества как целостного литературного явления обогатить представление о психологии писательского мастерства, мотивах и причинах эволюции автора.
При изучении любого явления или процесса / в том числе литературного / следует учитывать все составляющие элементы этого явления или процесса. Нельзя правильно и до конца пенять закономерности литературного развития, основываясь липь на изучении творчества' известных мастеров, не учитывая произведений писателей, в- силу разных причин ке'являющихся объектом пристального вникания литературоведов и критиков. Справедливо считает А. Бочаров: "Г«!ы лишь тогда изучал литературу, когда объектом окажутся на только значительные, но и по возможности все птюизведения-: изучаемой эпохи"1.
Творчество О.П. Смирнова / род. 27 ноября 1921 г.. /'начинается в конце 40-х годов и продолкается поныне,, то есть приходится на значительный период развития советской литературы,.%Ес—. тествекно, в его творчестве не ."могли не отразиться, основные. тенденции я законоиаркостп литературного процесса.. О возможности и плодотворности исследования историко-литературного процесса, через изучение эволюции отдельных авторов свидетельствует ^.работы А. Вуимина, М, Храпчеако и других литературоведов„ которые..доказали необходимость подобных исследований, так на;с:г,)>2_.позволяет понять ведущие закономерности в развитии- даяё^турн,^увидеть т худosgстьонкоэ'разнообразие и богатство.
Правомерность Езутения творчества О.Ш бг.грно-з. обусловлена значительности) и актуальность» проблеаагиааг^эдогообразием гсатшш и достаточно високим худогественгн» уровней .прозы пи-езтоля.
Основная тома произведений Ф.Я.Смнрзсза --.теге* Великой-
1.Бочаров А. Человек и война, йзза смдошйтячйсгхгэ.гуманизма
3 ПОСЛеПОРПНОІ ПрОЭв О ВОЙНе. - M.J С03&ТСКИ.,ЛІСІІТ,ЄЛЬ,"1978.
. «С. 329. ""-" -''' '!
-; - 2 -Отечественной войны. Долгое врэи'з являясь ведущей в литератур-, ном процессе, военная проза наиболее полно отразила закономерности и общий уровень художественного развитая ша современном этапе. Правдивая, исторически конкретная проза .О.П.Смирнова о ; Великой Отечественной войне позволяет по-новому взглянуть на некоторые трудные проблемы истории войнй, особенно ее начального этапа и завершающей операции / О.П.Смирнов является одним из немногих писателей, кто обратился к художественному изображению последней операции Второй мировой войны - разгрому' Кзантунской армии Японии /. - .'."---.-^.--.:^, :'.'''','''.:. '
Советская литература всегда с особенным вниманием относи-
лась к внутреннему миру человека.. Важнейшая роль в раскрытии
человеческой души принадлежит лирической прозе. Анализ,творче
ства О.П.Смирнова показывает, что поиски собственного пути ве
лись автором именно в направлении лирической прозы. Органичное
взаимопроникновение эпических и лирических начал в произведени
ях писателя представляют большой- интерес для. исследователя с ~
точки зрения определения жанрово-стилёвых особенностей его про
зы; .;'-, ,.'.' '.;'':'-. ..-" ;-уу.',".
В начале творческого пути основным средством самовыражения писателя был рассказ. Эволюция творчества О.Смирнова определяем ся движением от рассказов к романам. Такой путь характерен для многих литераторов. Работая над рассказана,'йпсагель проходил хорошую школу мастерства. М. Горький рокоамдоэал>Я10Ена csto^ рам писать "молимо рассказы" : "Начинать работу болышош'романами - ото очень дурная манера, и- именно ей т обязани -тем»' что . у нас создастся етолоство словесного жяШаяЧ В связи о зтаї представляется иптотаенкм и аіотуашййі цослодомтш акаогагяа: творчества, опродолония причті 'двгвмш автора от "какой fops" рассказа г. крупнші повествоватояшщ формам»
Своеобрагто ягдивцдуальаоЁ уворчсокой.капорії'шіоагеля» $ак~-ты его творческой бяографяи, направленна -в зтргштер овоаэдйп» / отраженно » его щюзо ведущих яевдзшеяй язгера^угЕого гфдасса делают задачу изучения наследия О.П.(йшря0ва еаколозгзрцой н актуальной. . = ' ';''.''.'"' :'.'>'''.'\': .'.-. ''" '
Конкретным обі-е^тод нсоледоэааап васха^оЗ работы явзшхеа все творчество О.П. Смирнова. В полз врзнш ' Есмшдозахеяя «ахо» : ПТо'рький Л.М.'Бес'ады с молодшш. Собр.ооч.іВ 30-яа т. -Т.27.-С.
дягся стихи» рассказы, повести, романы, созданные писателем с конца 40-^х годов, но настоящее время, а также его публяцистиче- * ские илитературно-критические выступления.' ' ' ' - <
. Дель, диссертации состоит в монографическом исследования творчества О.П.Смирнова.в контексте современной советской лите-
. ратурніг/^;'^'--V;--'-\';.;'';:';--.';:'-".:'.-- '
". В соответствии с намеченной пелыо. предполагалось решить следующие конкретнее,'задачи, ;
- проследить эволюцию писателя, определить пгшциіш периодиза-
,'циа творчества и, охарактеризовать основные этапы ;
'- определить,особенности гражданской позиции, эстетических и литературно-критических взглядов писателя ;
- выявить'главные тематические аспекты произведений, их мотивы
и идейно-худояественную проблематику ; .
.-"проанализировать наиболее, значительные произведения писателя, установив их роль и значение в'эволюции автора ;
- выявитьі характер взаимодействия творчества О.П.Смирнова с
литературно-общественным контекстом .
Для решения поставленных задач использовались исторкко-ге-нетическгй и сравнительно-типологический методи исследования , широко применялся конкретно-текстуальный анализ произведений, ставших главным объектом изучения.
Научная .новизна^исследовакия определяется его объектом. Творчество 0.П. Смирнова никогда, не являлось.фактом системного литературоведческого анализа. Работы критиков пе могли дать полного представления об іщцивядуаяьвости автора, посвящайвеь, в основном^ отдельным произведениям. Попытки осмысления эволюции писателя и определения его места з литературном процессе бшш предпринят Д.Дычко, В. ?tos9KK0BHu,. В. Поалневым, Н-. Са-востпнш и Др. Однако рамки нурнальной илн газетной стать'З. не позволяла сделать это.глубоко а всесторонне* 3 данной дй'ссер-таши впервнэ анализируется весь творческий путь писателя з широком литоратурнсу контексте. '.-.
_Тйр^5.тяч$скоЯ,,и'.|мвтаяолог;тческоа,|. основой ляссй'ртз'н^ аз» детгоя труда, влаесякоэ марксизма-ленинизма о занозах а эрззез» ess глтерпалпстпчвсйоЗ диалектика, сб«є'методологачесю:а ао.то2о~ чям о единстве содорзазся п фор:.5і, прогргз.'^ныэ до»зъй;ш йартиа я прзжтальстга по яроЗяеиаи тоор-зі а лсторна аульїура, «сдуо-
-4-. ства и литературы, историко-теорэтические положения советского литературоведения.
Практическое значение диссертации. Материалы, выводы и обобщения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по истории советской'многонациональной литературы, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по послевоенной прозе, при разработке тематики курсовых п дипломных работ.
Адробапия материалов исследования осуществлялась на межвузовской научной конференции молодых ученых / ШШ им. В.И.Ленина, 1988 /. Работа обсуздалаеь на аспирантском семинаре я заседаниях кафедры советской многонациональной литературы МШИ имени В.И.Ленина.
Основные положения диссертации отражены в двух публикациях.
Структура и объем диссертации определены задачами л логикой исследуемого материала. Работа состоит из введенияf двух ' глав, заключения и списка использованной литературы. Основная ее-часть изложена на 170 страницах машинописного текста, Списох*. использованной литературы ссдогглт 263 пажс-новашш. . .