Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике Демченко, Седа Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демченко, Седа Григорьевна. Эволюция художественно-эстетического исследования жизни в адыгской философской лирике : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Адыгейский ун-т.- Майкоп, 1998.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/1366-6

Введение к работе

Опыт философской, мысляще-анализирующей поэзии велик по историческому времени его накопления. Широка и многообразна по проблематике эта поэзия. Справедлива Лидия Гинзбург, когда пишет, что начало 20-х годов прошлого века обозначило какой-то важный итог нравственно-духовной эволюции России и наступления нового этапа в этом сложнейшем процессе. Духовные процессы стали рассматриваться как процессы развития личности, очень тесно связанной с историческими событиями и их закономерностями. История, философия истории стали отражаться в опыте личности и как опыт общественный, общегражданский. Это особенно заметно проявляется в сфере лирики - как общеевропейской, так и российской. Закономерности этой сложной системы внутренних изменений, движений в поэзии глубоко осмыслены Л.Гинзбург: «В отвлеченной и обобщенно идеальной классической системе личный опыт оставался за порогом лирики - как факт внеэстетический. Его поглощали традиционные темы и формы. Начиная с 1820-х годов, в лирике намечаются другие устремления, - тема погружена в некую конкретность, она предстает в частном, единичном, но частный опыт должен был получить силу обобщения, потенцию символических значений».' В лирике прошлого, как считает автор, главное - лирические монологи: они не исчезли из новой поэзии, но обрели новые качества, новые формы выражения. «Из новой лирики монолог, конечно, не исчезает, но с возрастанием конкретности возрастает значение опосредованного лирического сюжета. Лирический субъект может быть зашифрован - пейзажем, предметом, другими персонажами, эпизодом, диалогом, сценой, размышлением, скрепленным с частным участком жизни. Автор присутствует, но он присутствует как лирическое отношение к вещам».2 Следовательно, широкое и объективное присутствие автора, включенного в исторический и нравственно-философский контекст стихотворения, делает его не только продуктом личного опыта, личных размышлений, но и значительной, содержательной частью исторического процесса. История активно входит в глубинные основы духовной жизни личности, иногда доведя ее до уровня событийно-эпохальной объективности. Корни русской философской лирики уходят в творчество поэтов-любомудров (Шевырева, Хомякова, Веневитинова), а через них в немецкую литературу и философию, которые оказали влияние на философское крыло «новых» поэтов, однако и своеобразно «деформировало» их поиски национально-поэтического. Веневитинов декларировал мысль как основной содержательно-поэтический компонент философского стихотворения («Истинные поэты всех народов, всех веков

' Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974. - С. 34 * Там же

были глубокими мыслителями, были философами»5), в поэтической же практике излишне тяготел к несколько искуственно-размышляющему, par ционально-рассудительному стихотворению: «Для Веневитинова преобладающей является традиция элегических медитаций... поэзия Веневитинова представляет собой теоретически интересный образец неувязки между новыми поэтическими замыслами и инерцией стиля».4 Верно замечание Л.Гинзбург о том, что поэты-любомудры, обозначив новое направление в поэзии, не смогли реатизовать свои теоретические декларации в живой лирике достаточно полно и основательно. "Анализирующий, формулирующий» их стих сделал в этом немало. Завершили процесс философиза-ции русской лирики Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет и другие, открыв тем самым широкие просторы для дальнейшего развития русской поэзии второй половины XIX века, серебряного периода и современной отечественной лирики (Н.Заболоцкий, Л. Мартынов, А.Твардовский, А.Вознесенский, И.Бродский и другие). Национальная лирика, в том числе и адыгская, напрямую связана с двумя важнейшими факторами:

духовно-эстетическим наследием адыгов, с одной стороны; с другой,-

поэтическими, художественными традициями русской литературы на всем протяжении ее развития.

Исходя из этого, целью данной работы стало исследование национальных особенностей философской лирики и основных этапов ее развития в общеадыгской литературе. Эта задача потребовала от нас необходимость хотя бы вкратце остановиться на духовных завоеваниях русской классической и современной поэзии, которая самым плодотворным образом влияла на адыгскую поэзию и поэтов, помогая формированию их поэтического, художественно-эстетического вкуса, принципов и содержания их отношения к окружающее миру, к вечно актуальным понятиям добра, зла, чести, справедливости, национальной, общечеловеческой истории й судьбы, судьбы личности и эпохи, характера времени и мировых процессов.

Методологической и теоретической основой реферируемого исследования послужили труды Гегеля, В.Белинского, А.Пушкина, Л.Гинзбург, З.Налоева, МКарима, А.Хакуашева, В.Дементьева, Н.Бердяева, Л.Бекизовой, А.Схаляхо, М.Сокурова, А.Шогенцукова, Х.Бакова, К.Шаззо, У.Панеша, А.Тхакушинова, Т.Чамокова, Ю.Тхагазитова, других.

Степень научной новизны диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринимается попытка цельного и последовательного ис-

1 Веневитинов Д. ППС. - М.-Л., 193-1. - С. 218 4 Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974. - С. 59

следования эволюции художественно-эстетического осмысления жизни в адыгской философской лирике.

Теоретическая и практическая ценность работы состоит в возможности использования ее положений и выводов при изучении истории адыгской философской лирики. На основе нашего исследования могут быть прочитаны спецкурсы и спецсеминары в вузах Северного Кавказа. Данная работа обогатит знания о связи русской философской лирики с адыгской, об особенностях художественного мышления А.Кешокова, И.Машбаша, З.Тхагазитова, Н.Куека, Х.Бештокова.

Апробация диссертации. Выводы и некоторые разделы реферируемой работы опубликованы в книге автора диссертации «Традиции русской философской лирики и особенности художественного мышления в поэзии Алима Кешокова» и в других его публикациях. Работа по главам и в целом обсуждалась на кафедре истории отечественной литературы Адыгейского государственного университета.

Структура исследования определяется целью, поставленными задачами и содержанием работы. Диссертация состоит их введения, трех глав и заключения. К работе прилагается библиография.