Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изобразительные средства якутской поэзии 1920-1930-х гг. Романова, Лидия Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова, Лидия Николаевна. Изобразительные средства якутской поэзии 1920-1930-х гг. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Ин-т гуманитарных исслед..- Якутск, 1997.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-3/4005-3

Введение к работе

Предметом исследования являются традиционные фольклорные формулы и тропы в якутской поэзии.

Изучение поэтической образности - это один из самых малоизученных разделов тюркского литературоведения. Данная проблема требует решения вопросов как теоретического, так и практического характера: выявление особенностей использования и функционирования изобразительных средств (тропов) в национальной литературе , выяснение степени употребления тропов, их соотношения в идиостиле одного или нескольких авторов .

Актуальность исследования. Якутская поэзия 20-30-х г.г. неоднократно становилась объектом литературоведческих исследований, в которых обсуждались история поэзии, ее истоки, идейно-художественные принципы и проблематика, в то время как художественно-изобразительные средства оставались вне поля зрения ученых. В якутском литературоведении конкретно по данной проблеме известны лишь работы А.А.Иванова-Кюндэ, которому принадлежит заслуга первого опыта классифицирования национальных изобразительных средств, Н.З.Копырина, Е.В.Федорова, В.Т. Петрова.

Более того, в последнее время в решении этой проблемы наблюдается преобладание лингвистических исследований. Просмотр каталога современных литературоведческих работ с 1988 по 1997 г!г. показал, что прерогатива изучения языка художественного произведения принадлежит лингвопоэтическим работам.

Недостаточное освещение проблемы поэтической образности с точки зрения теоретической поэтики в якутском литературоведении, кроме того вытеснение литературоведческих исследований изобразительных средств художественного произведения лингвистическими, определяет актуальность нашей работыЛТомимо этого, тема актуали-

]

зирована и ростом национального самосознания якутского народа, а в связи с этим и возрождением интереса к истории, литературе, языку, пересмотром политических и философских взглядов по отношению к литературе, которые требуют нового подхода к ее изучению, в том числе и изобразительного мастерства классиков якутской поэзии.

Цель данного исследования - выявление общих закономерностей развития и особенностей функционирования в образной системе якутской поэзии 20-30-х г.г. основных типов изобразительных средств

Анализ поэтической образности якутской лирики этих лет показал, что основными стилеобразующими средствами изображения являются формульный фонд устной народной поэзии и тропы. Данное суждение подтверждено количественными методами изучения поэтической образности рассматриваемого периода: отбором наиболее выразительных изобразительных средств, выявлением частотности их употребления, их соотношением в идиостиле одного или нескольких авторов.

Тропы составляют значительную часть изобразительного арсенала любого литературного произведения.

Однако было бы ошибочно сводить поэтическую образность к тропам, которые сами по себе, по выражению Л.И.Тимофеева, "художественно нейтральны" '. Троп является лишь одним из средств индивидуализации поэтического изображения, необходимый для субъективно-оценочного выражения отношения автора к изображаемому. Поэтому задача нашей работы заключается не в констатировании наличия тропов, а в выяснении функциональных особенностей тропов в контексте произведений поэтов одного поколения, выявлении общих и индивидуальных черт в их использовании, и анализе их развития в определенный промежуток времени.

1 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М. Лросвещение, 1976. - С.223.

В ходе исследования решаются такие задачи, как систематизация различных изобразительных средств - тропов и формульных выражений - якутской поэзии 1920-30-х г.г. и анализ их функциональных особенностей в свете исторической обстановки эпохи, окружающей действительности, прослеживаются пути обогащения и развития поэтического языка якутской лирики рассматриваемого периода. Основное внимание при этом уделяется выявлению общих закономерностей в использовании изобразительных средств поэтами одного поколения, вместе с тем раскрываются и отличия в употреблении тропов в идиостиле отдельных авторов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в тюркском литературоведении предпринята попытка более углубленного исследования формирования и становления основных изобразительных средств в системе национальной поэтической образности, начиная с дореволюционной поэзии А.Е.Кулаковского, богатой фольклорными традициями, до лирики постреволюционного периода с ее новыми поэтическими приемами, созданными под влиянием как традиционной , так и русской литературы. Предложена классификация изобразительных средств якутской поэзии данного периода по тропам и показаны особенности развития тропеических приемов. Впервые в якутском литературоведении рассмотрены эпитеты зрительного и чувственного образа , подчеркивающие своеобразие авторского видения окружающего мира. Для выявления общих закономерностей в использовании тропеических средств изображения якутскими поэтами из большого количества материала отобраны сходные по тематике и опорным словам группы тропов, которые организуют своеобразные общие "гнезда" 2 . Подобные гнезда тропов особенно

г Группировка тропов по гнездам в лингвопоэтике предложена Н.А.Кожевниковой в работе "Словоупотребление в русской поэзии начала XX в." и статье "Об одном гнезде тропов" (Проблемы стиховедения и поэтики. Межвузовский научный сборник. - Алма-Ата, 1990. - С.92-94)..

характерны в поэтическом описании, характеристике окружающей действительности, исторических революционных событий эпохи. Также прослежены особенности развития изобразительных средств, в частности, тропов, в поэзии А.Е.Кулаковского и лириков постреволюционного периода. Также для выявления общих черт поэтической образности автор использует лингвистический материал.

В основу систематизации изобразительных средств поэзии рассматриваемого периода положена классификация, предложенная известным литературоведом Л.И.Тимофеевым, выдающимся стилистом Б.В.Томашевским и другими теоретиками российского литературоведения. Такой подход к систематизации тропов встречается и у якутских литературоведов А.А.Иванова-Кюндэ, В.Т.Петрова. Во второй главе используется образно-тематическое расположение материала, предложенное Н.З.Копыриным в монографии "Изобразительные средства якутской поэзии". Данные классификации расширены и выявлены новые разновидности внутри тропов, обусловленные национальными особенностями образной системы.

В диссертации используются формы математической статистики для получения данных о соотношении тропов в произведениях исследуемых поэтов. Для более широкого охвата круга поэтических текстов в работе используется фрагментарный анализ.

Материалом исследования служат небольшие по объему стихотворения и поэмы А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, А.И.Софронова, А.А.Иванова-Кюндэ, С.Р.Кулачикова-Элляя, А.Г. Кудрина- Абагинского, В.М.Новикова-Кюннюк Урастырова. Такой выбор объясняется общепризнанной значимостью этих имен в развитии якутской поэзии, а также тем, что их идиостили , в силу принадлежности одному временному отрезку, обладают и общими сходными чертами в системе поэтической образности, и в то же время отличаются яркой индивидуальностью стиля и отобранного образного

материала. Кроме того, временной промежуток, охватывающий дореволюционную (А.Е.Кулаковский) и постреволюционную поэзию, позволяет выявить закономерности эволюции системы национальной поэтической образности.

Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические труды по макропоэтике (собственно литературоведения), стилистике и лингвопоэтике А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, А.А.Потебни, Л.И.Тимофеева, В.В.Виноградова, Б.В.Томашевского, Р.О.Якобсона, Г.О.Винокура, Н.А.Кожевниковой, Е.А.Некрасовой, М.А.Бакиной , Е.Н.Дрыжаковой и др. Также несомненный интерес представляют для нас работы якутских литературоведов, фольклористов, этнографов, лингвистов А.Е.Кулаковского, А.А.Иванова-Кюндэ, Г.У.Эргиса, Г.М.Васильева, В.Т.Петрова, И.В.Пухова , Н.З.Копырина , П.А.Слепцова и др.

Практическая значимость. Диссертация может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами поэтической образности в национальной поэзии, основные положения работы и наблюдения, проводимые в ней могут быть использованы в практике преподавания курсов якутской литературы в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены в докладе на конференции научной молодежи "Эрэл" (1995). Диссертация прошла обсуждение на заседании Отдела литературы и искусства Института гуманитарных исследований АН РС(Я) и диссертационного совета К 064. 57. 04. при Якутском государственном университете им. М.К.Аммосова.

По теме исследования опубликовано 5 научных и научно-популярных статей.

Структура и объем работы. Общий объем работы составляет 215 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков использованной литературы и источников.