Введение к работе
Актуальность исследования. Тема исторической памяти является одной из серьезных проблем современной литературы. Человек и история, уроки памяти, прошлое в настоящем - все эти темы по праву занимают одно из ведущих мест в литературном процессе, они актуализированы самой жизнью.
Новописьменные литературы Северного Кавказа входят в мировую художественную культуру в непростое время. Ломка давних, устоявшихся норм жизни, отход от вековых традиций - с одной стороны, и с другой - настоятельная потребность возвращения к истокам формирования наций, народностей для лучшего и более полного понимания проблем современности. Ибо в настоящее время общество переживает период трудного, но необратимого восстановления прав национального самосознания.
Сегодня пришел черед нового прочтения некоторых страниц истории, осмысления их через художественные образы, которые будучи включенными в современный духовный обиход, не просто обогащают представление об исторической памяти, но и имеют прямую причастность к проблеме, приобретшей в наши дни особую остроту и актуальность, - к проблеме человека.
Литература становится все более центростремительной, ориентированной на изменяющийся внутренний мир человека, который постигается через обращение к прошлому, через нравственные категории, основанные на общечеловеческих и национальных идеалах. Именно этот путь стал наиболее плодотворным и для карачаево-балкарской литературы.
Все это исподволь готовит возврат в нашу духовную жизнь забытых в нынешнем суетном мире истинных моральных ценностей, помогает осознать уроки истории, избежать повторения страшных ошибок прошлого. Дидактический пафос, заключенный в произведениях, анализирующих и творчески воссоздающих героические или же трагические вехи истории народа, воздействует на читателей. Он предоставляет возможность приобщиться к общечеловеческим ценностям, содержащимся в книгах подобного плана, к раздумьям о важнейших вопросах человеческого существования. Воспитательный заряд таких произведений представляется особенно важным для современного человека, блуждающего в
многообразии новейших идей и ультрановых концепций, потерявшего четкий и верный нравственный ориентир и духовную опору.
Наше диссертационное исследование стремится выявить нравственные уроки, содержащиеся в произведениях, обращенных к исторической тематике, обобщить моральные выводы и выявить основные тенденции, в русле которых происходит развитие указанной темы, - этим обусловлена актуальность работы.
Цели и задачи исследования. Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды исследователей-литературоведов северокавказского региона, в своей работе мы ставим следующую цель: показать на конкретных явлениях карачаево-балкарской литературы, обращающейся к различным периодам народного прошлого, преломление темы исторической памяти, связь ее с настоящим и будущим, влияние на формирование национального характера в целом и личности отдельного человека
В соответствии с целью в диссертации ставятся задачи:
исследовать различные аспекты исторической памяти, поднимающие новые пласты народной жизни, народного характера, вырабатывающие художественную концепцию человека;
выявить нравственные уроки в обращении к вехам прошлого;
обозначить народный характер, основные качества которого выявляются в переломные моменты жизни и являются предметом изображения в произведениях, связанных с исторической тематикой;
исследовать писательские традиции, преемственность в изображении прошлого;
исследовать воспитательное значение проблемы исторической памяти. Материалом исследования послужили поэтические и прозаические произведения известных карачаево-балкарских мастеров слова времени становления младописьменных литератур и современности. Это поэтические сборники К. Мечиева, И. Семенова, Т. Зумакуловой, Х.Байрамуковой, К.Кулиева, К.Отарова и других мастеров слова. С точки зрения исторической памяти анализируются романы и повести М.Батчаева, Б. и Э.Гуртуевых,
Ж.Залнханова, М.Кучинаева, З.Толгурова, А.Теппеева, Х.Шаваева, О.Этезова и других прозаиков. Исследуемый материал представлен различными поэтическими и прозаическими жанрами, что дает широкую картину развития темы исторической памяти в карачаево-балкарской литературе.
Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы крупнейших отечественных литературоведов и критиков: Л.Александровой, Ю.Андреева, М.Бахтина, А.Веселовского, В.Кожинова, Г.Ломидзе, К.Султанова, В.Храпченко и других, а также теоретические исследования ученых северокавказского региона: Л.Бекизовой, А.Гутова, А.Мусукаевой, З.Толгурова, У.Панеш, А.Схаляхо, Ю.Тхагазитова, К.Шаззо, Р.Хашхожевой, Т.Эфендиевой и других.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка анализа историко-нравственного аспекта памяти в образной структуре художественного произведения в карачаево-балкарской литературе.
Теоретическая и практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что диссертационное исследование, поднимая проблему исторической памяти, расширяет представление о диапазоне тем и проблем карачаево-балкарской и северокавказской литературы в целом. Представленная в диссертации концепция может стать составной частью комплексного анализа основных тенденций развития северокавказских литератур.
Сделанные в ходе работы выводы могут послужить основой для дальнейших, более глубоких исследований, связанных с исто-рико-нравственным аспектом памяти в карачаево-балкарской литературе и в литературе региона.
Материал диссертационного исследования может быть использован в курсах лекций по национальной литературе, литературам народов Российской Федерации, а также учтен при создании учебных пособий, разрабатывающих проблемы развития литератур Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» и на заседании кафедры русской литературы КБГУ («25»февраля 2000г.) и рекомендована к защите.
Основные положения и результаты исследования нашли отражение в учебно-методическом пособии для студентов-филологов «Тема исторической памяти в карачаево-балкарской прозе», также отражены в статьях, опубликованных в периодической печати: «Эпос печали и веры». // «Минги-Тау», Нальчик, 1999, №6; «О, если бы я мог...». // «Литературная Кабардино-Балкария», Нальчик, 1999, №4; «Тема исторической памяти в поэзии Кабардино-Балкарии». // «Ошхамахо», Нальчик, 2000, №1; «Художественное соотношение факта и вымысла в балкарской исторической прозе». // «Вестник КБГУ», КБГУ, 2000 (в печати).
Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 3 глав, заключения и библиографии.