Введение к работе
Усилившийся в последние годы интерес к русской литературе 20-х годов вновь пробудил внимание к творчеству Ю.К.Олеши писателя слишком известного, чтобы быть в числе "забытых имен" и вместе с тем долгое время остававшегося на периферии научной актуальности. Если прежде произведения Ю.К.Олеши, поражавшие ярким своеобразием и мастерством, несколько "выламывались" иэ общего представления о литературных тенденциях 20-х годов, то теперь, когда знания эпохи и ее культуры значительно восполнились, в этих произведениях отчетливо проявились характерный образ мыслей и чувств, типичный подход к художественному отображению действительности.
Таким образом, актуальность исследования определяется назревшей необходимостью вернуться к творчеству одного из крупнейших писателей советского периода, а также задачами расширения представлений о культурно-социальном контексте, в котором формировалось и развивалось это творчество.
Материалом исследования послужили прозаические произведения Ю.К.Олеши, созданные в 20-х годах, - это роман-сказка для детей "Три Толстяка", роман "Зависть" и рассказы, вошедшие в сборник "Избранное" 1935 года. Отбор обусловлен идейно-художественным единством данных произведений и отображением в них сложных культурно-исторических реалий современности. Привлечен круг фактов и явлений, относящихся к истории и теории русской и западноевропейской литературы, театра, кинематографа, циркового искусства, живописи. Положения идейно-эстетической концепции мира и человека в прозе Ю.К.Олеши выявляются через сопоставление с идеями марксизма, фрейдизма и бергсонианства.
Научная новизна работы заключается в трактовке идейно-эстетических взглядов Ю.К.Олеши на фоне диалога старой и новой культур. Это позволяет, на наш взгляд, обнаружить общность проблематики и поэтики прозы писателя с философско-эстетичес-кими поисками в России и Европе, выявить связь русского литературного авангарда и поставангарда с символизмом и футуризмом, а также закономерности дальнейшего развития идейно-художественных тенденций в творчестве писателя
Методологической основой исследования является система научных методик, включающая структурно-семиотический анализ
- 2 -наряду с историко-генетическим к типологическим подходок. Анализ произведений опирается на положения Р.Барта, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, П.В.Палиевского, Р.Якобсона.
Практическое значение диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества Ю.К.Олеши, литературного процесса советского периода, при типологическом сравнении русской и западноевропейских литератур. Материалы и выводы, сделанные в ходе исследования, могут найти применение в вузовских курсах истории русской литературы XX века, детской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по проблемам творчества Ю.К.Олеши.
Цель исследования - выявление идейно-эстетических взглядов Ю.К.Олеши сквозь призму художественного, философского, научного и идеологического опыта русской культуры первой трети XX века. В процессе работы решаются следующие задачи:
анализ философских, эстетических и морально-идеологических взглядов Ю.К.Олеши в контексте русского марксизма, фрейдизма и бергсонианства;
определение роли классического художественного наследия и современного искусства б прозе Ю.К.Олеши;
выявление места прозаических произведений Ю.К.Олеши в литературном процессе 20-х годов.
Диссертация включает Введение, три главы, Заключение, Примечания и Список литературы. Первая глава посвящена роману-сказке "Три Толстяка", в ней анализируется творческий метод Ю.К.Олеши, что позволяет во Второй главе перейти к рассмотрению идейно-эстетической концепции писателя в романе "Зависть". Рассказы из "Избранного" 1935 года, ставшие материалом анализа в Третьей главе, демонстрируют дальнейшее развитие идейно-зс-тетических взглядов Ю.К.Олеши.
Апробация работы. Методика анализа и основные положения диссертации были изложены в докладах на двух Научных сессиях по итогам научно-исследовательской работы (МПГУ им.В.И.Ленина, 1992 и 1993; "Античные мотивы в рассказе Юрия Олеши "Цепь""; "Философия интуитивизма в прозе Юрия"), на Межвузовской научной конференции "Проблемы эволюции русской литературы XX века" (МПГУ им. В.И.Ленина, 1994; "Архитектоника сборника рассказов Юрия Олеши "Избранное" (1935)"). Результаты исследования "Трех
Толстяков" апробировались при чтении курса детской литературы. По теле диссертации опубликовано три статьи, список которых приведен в конце автореферата. Диссертация изложена на 21/(-страницах. Библиография включает -г.3. наименований.