Введение к работе
Актуальность темы. Творчество народного поэта, лауреата премии Фонда им. О. Батырая, лауреата республиканской премии им. С. Стальского Магомеда Халнмбековича Гамидова является неотъемлемой частью художественной культуры народов Дагестана. Его поэзия своей художественной новизной и оригинальностью предопределила ряд особенностей даргинского поэтического искусства.
Актуальность исследования определена прежде всего местом, которое занимает Магомед Гамидов в Общей ланораме развития родной поэзии и литер атур Дагестана на стыке двух столетий. Творчество эчого поэта — одно из существенных, слагаемых национальных культурных традиций, национально-исторического опыта, который неизменно питает современную культуру даргинцев.
Творчество М. Гамидова самым естественным образом вписывается в системные закономерности общероссийского литературного процесса и в то же время обусловливается своеобразием национальной действительности. Обладая самобытной творческой индивидуальностью, М. Гамидов предстаёт "похожим" на своих современников и составляет звено в типологическом ряду: Р. Гамзатов, Р. Рашидов, А. Аджиев, А. Аджаматов, Ф. Алиева, С. Рабада-нов, М.-З. Аминов, М. Абасов, И. Гусейнов — этих признанных мастеров художественного слова.
М. Гамидов проявил себя и как талантливый переводчик. Виртуозное владение слов ом, широкий литературный кругозор, знание мировой литературы и, самое главное, искусное использование законов даргинского стиха обеспечили ему успех и на этом поприще. Произведения М. Гамидова и его переводы вошли в хрестоматии по литературе для даргинских школ.
Исследование его творчества, определение места и роли в развитии национальной поэзии имеют пршщипйаль'ное значение. Его вклад в развитие родной литературы трудно переоценить. Само время делает актуальным обращение к его творчеству.
Цели и задачи исследования. Основная цель нашего исследования заключается в рассмотрении идейно-художественного своеобразия поэзии М. Гамидова, которая реализуется путем решения следующих задач: анализ основных мотивов, определение жанрового своеобразия творчества М. Гамидова, выявление особеннос-
тсй поэтики, показ современного, общечеловеческого звучания его
поэзии, определение места и роли поэта в дагестанской литературе.
Степень изученности темы. Творчество известного даргинско
го поэта М.Х. Гамидова до настоящего времени не стало объектом
специального монографического исследования. Мы располагаем
лишь несколькими научными статьями. Начало изучению поэзии
М. Гамидова положил Р. Ращидов, написавший предисловие к кни
ге "Мы и горы" (1971). К творчеству М. Гамидова также обраща
лись К. Абуков и С. Рабаданов, статьи которых выявляют отдель
ные существенные моменты его творчества, в частности обновле
ние национальных традиций. Начало серьезному научному изуче
нию творчества М. Гамидова положил А. Вагидов, который в ста
тьях "Продолжающиеся новации", "Доброта в наследство" и др.
раскрыл основные аспекты творчества, дал общую оценку поэтике,
определил место поэта в даргинском литературном процессе. Идей
но-художественный анализ поэмы "Ханикада" был осуществлен
З.Османовой в диссертации "Жанры современной даргинской по
эзии" (1986). " '" ''.'
Научная новизна исследования заключается в том, что в литературоведческий оборот впервые вводится творчество известного даргинского поэта М. Гамидова, которое рассматривается с высоты достижений современной поэтики. Настоящая работа — первое монографическое исследование его творчества.
Основываясь на собственныхнаблюденияхи учитывая сделан^ ное другими исследователями, мы попытались более полно представить тематическое богатство его поэзии, жанровое разнообразие, особенности просодии. Рассмотрение поэзии М. Гамидова как целостной и самостоятельной художественной системы на основе комплексного анализа восполняет пробел в современном даргинском литературоведении.
Методологическая основа диссертации. Главным при научном анализе произведений М. Гамидова являются тексты-оригиналы. Объективность оценки произведений автора в контексте времени, анализ их формы и содержания. — таковы исходные методологические принципы, которых мы придерживаемся в диссертации.
Методологической основой работы послужили труды отечественных литературоведов: В.Г. Белинского, А.А. Потебни, В.М. Жирмунского, М.Б. Храпченко, Г.Н- Поспелова, Л.Я. Гинзбург, Г.Г. Гамзатова, Ф.О. Абакаровой, Г.Б. Мусахановой, А.Г. Гусейнаева, З.А. Магомедова, А.А. Алихановой, СМ. Хайбуллаева, Ч.С. Юсу-
повой, Р.Ф. Юсуфова, К.К. Султанова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, A.M. Вагидова, К.И. Абукова, М.-З. Аминова, З.Н. Акавова и других. В диссертации использованы следующие методы анализа художественных произведений: структурный, сравнительно-исторический, типологический, историко-обзорный и аналитический.
Практическое значение диссертации состоит в возможности широкого использования её результатов в дальнейшем исследовании творчества поэта, а также при составлении факультативных и специальных лекционных курсов, спецсеминаров по творчеству М. Гамидована филологических факультетах Даггосуниверситета, Даг-педуниверситета и в педагогических колледжах республики. Материал диссертации может быть использован в создании методических разработок, учебных пособий для школ.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась по главам и в целом на заседаниях кафедры литератур народов Дагестана и Востока Даггосуниверситета. По ее результатам делались доклады и сообщения на различных научных конференциях. Основные положения исследования отражены в научных статьях, опубликованных в тематических сборниках и в периодической печати. Список трудов приведен в конце автореферата.
Структура диссертации определена объектом исследования, целью и задачами работы. Она состоит из введения, трех глав, зак-люченияи списка использованной литературы. Общий объем работы 164 стр. машинописного текста.