Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга Кусаева Залина Константиновна

Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга
<
Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кусаева Залина Константиновна. Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Кусаева Залина Константиновна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2008.- 220 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/57

Введение к работе

Драматургическое творчество Коста Левановича Хетагурова (1859-1906) на протяжении длительного периода не получало адекватного литературоведческого осмысления. Отсутствие исследовательского интереса предопределялось традиционным подходом к его драматическим произведениям, которые принято было считать периферийной областью литературного творчества Коста. Тенденциозность видения данной проблемы объяснялась тем, что автором была создана лишь одна завершенная пьеса – «Дуня» (1902), которой предшествовала комедия «Курсистка» (1890), являющаяся первым вариантом пьесы.

Существующие фрагменты драматургических произведений («Чердак», «Поздний рассвет», «Когда я нахожусь в церкви») представляют собой небольшие наброски, по которым трудно определить перспективу художественного мышления автора. И все же в культурном пространстве драматургический опыт Коста является безусловной художественной ценностью и важной составляющей всей творческой системы художника. Незавершенные произведения К.Л.Хетагурова представляют собой эскизно очерченные модели, но они не выбиваются из общей гаммы литературного наследия и показательны в аспекте поиска творческой личностью своего идеала. Являясь неотъемлемой частью его целостной художественной системы, незавершенные пьесы должны стать предметом специального более глубокого и всестороннего научного анализа. В данном диссертационном исследовании внимание концентрируется на изучении отдельно взятого произведения – пьесы «Дуня». Преимущество изучения отдельно взятого произведения словесного искусства неоднократно отмечалось ученым-теоретиком литературоведения Г.М. Фридлендером. Специфика подобного анализа открывает возможности, недоступные литературоведческим исследованиям других типов, и позволяет учесть все многообразие образующих это произведение компонентов и гармоничность внутренних связей между ними. Художественный опыт Хетагурова-драматурга заслуживает внимания как сфера творческой деятельности повышенной сложности. Этим и обусловлена актуальность данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является пьеса К.Л.Хетагурова «Дуня» и первая редакция пьесы – комедия-шутка «Курсистка».

Предметом исследования являются совокупность факторов духовной и общественной деятельности К.Л.Хетагурова, оказавших доминирующее воздействие на драматургическое творчество писателя, а также поэтика пьесы «Дуня».

Основной целью диссертационного исследования является системное сопоставление различных областей духовной и социокультурной деятельности К.Л.Хетагурова и процесс их интеграции в стилистике словесной структуры драматургического текста. В соответствии с целью определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть значение идей просвещения в структуре приоритетов К.Л.Хетагурова-драматурга.

  2. Систематизировать важнейшие предпосылки, послужившие импульсом к созданию пьесы «Курсистка».

  3. Осмыслить взаимовлияние различных видов искусств (словесного, изобразительного, музыкального) в художественном дискурсе пьесы «Дуня».

  4. Осмыслить жанровое своеобразие пьесы «Дуня» как наиболее заметный эффект драматургического опыта К.Л.Хетагурова.

  5. Рассмотреть интертекстуальное пространство пьесы «Дуня», раскрывающее многосмысловую связь с произведениями русской и общеевропейской художественной культуры.

Степень изученности проблемы. Драматургическое наследие К.Л.Хетагурова рассматривается в трудах ученых: Н.Г.Джусойты, З.М.Салагаевой, А.А.Хадарцевой, Л.П.Семенова, К.Ц.Гутиева, Р.З.Комаевой, З.Х.Тедтоевой, В.А.Блажко, Д.И.Кусова, А.Цаголовой, Е.Тлатова, Д.Мамиева, Г.Апресян, Е.Газдановой, Г.И.Кусова, Т.А.Епхиева. Работы исследователей представляют безусловную научную значимость. Однако драматургия Хетагурова остается одним из недостаточно разработанных аспектов его творческого наследия и характеризуется самым низким «коэффициентом» изученности. Исследования ученых представлены в виде небольших статей, в которых драматургия Коста преимущественно рассматривается в ракурсе той или иной задачи, просто как материал, имеющий место в творчестве писателя. Спектр суждений и оценок простирается от непонимания и отрицания до признания пьесы «Дуня» произведением высокого художественного уровня. Анализ поэтики не учитывает многих сфер деятельности драматурга, а также исторического контекста произведения. Исключение составляют работы Н.Г.Джусойты, Л.П.Семенова, З.М.Салагаевой и А.А.Хадарцевой, которые представляют собой наибольшую научную ценность в аспекте исследования драматургической деятельности К.Л.Хетагурова.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в истории изучения духовного наследия К.Л. Хетагурова производится многоаспектный анализ пьесы «Дуня», включая проблемы генезиса, жанрового своеобразия, художественного мастерства и интертекстуальности.

Материалом для данного исследования послужили: пьеса «Дуня», комедия-шутка «Курсистка»; материалы отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.И.Абаева: автографы черновых вариантов пьесы «Курсистка», воспоминания современников о Коста, фотокопия цензурного экземпляра пьесы «Дуня»; эпистолярное наследие; публицистика, живописные полотна художника, а также русскоязычные поэтические произведения периода с 1886 по 1893гг.

Методологической и теоретической основой исследования стали труды отечественных ученых по вопросам теории драмы: В.М.Марковича, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, В.В.Виноградова, В.Е.Хализева, Ю.М.Лотмана, А.Ф.Лосева, В.В. Основина, Г.Н.Поспелова, Ю.Б.Борева, Ю.К.Бегунова, В.Н.Топорова, К.С.Станиславского, Е.Г.Холодова.

По мнению ученых-теоретиков литературоведения, «поэтика драмы изучена намного слабее, чем поэтика других родов литературы. Поэтому даже важнейшие проблемы истории и теории этого рода по сей день остаются во многом неясными…». Нельзя не согласиться с этой позицией литературоведа В.М.Марковича, утверждающего, что и методика анализа драматургических произведений разработана у нас еще очень слабо. Следовательно, мы пользовались достаточно широкой свободой в выборе метода, аспектов и построения своей работы.

Анализ пьесы «Дуня» в целом предусматривает комплексный подход, и в процессе исследовательской работы мы руководствовались принципами целого ряда методов научного познания: биографического, культурно-исторического, аксиологического и др.

Рассматривая вопрос о гармонизации различных видов искусств в художественном дискурсе К.Л. Хетагурова-драматурга, нами были использованы принципы междисциплинарных подходов научного знания, основанные на внутривидовом и межвидовом уровнях различных видов искусств, а именно: словесного, изобразительного и музыкального, что позволило объединить всю творческую деятельность К.Л.Хетагурова в единую целостную систему.

Исследование тематических параллелей пьесы «Дуня» с произведениями русской классической литературы стало возможным при применении метода компаративизма (сравнительное литературоведение). Основываясь на принципах сравнения и сопоставления данного метода, стало возможным определение способности автора к порождению собственного текста и утверждению своей творческой индивидуальности через систему диалоговых отношений, идентификаций, противопоставлений с текстами других авторов.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Пьеса «Дуня» явилась откликом на дискутировавшуюся в российском обществе конца XIX века проблему женского образования.

  2. Творческий генезис драматургических произведений К.Л.Хетагурова от комедии-шутки «Курсистка» к завершенному варианту фантазии «Дуня».

  3. К.Л. Хетагуров расширил традиционные канонические жанры драмы, заимствуя жанр музыкальной культуры «фантазия». Воздействие музыкальной семантики на семантику драматургического текста способствовало обогащению художественной структуры произведения словесного искусства и явилось важнейшей особенностью творческого поиска драматурга.

  4. Взаимодействие творческих индивидуальностей К.Л. Хетагурова и Н.А. Ярошенко обусловлено биографическими факторами и общим для обоих художников культурным пространством. Пьеса Хетагурова «Курсистка» названа под воздействием известной картины Н.А. Ярошенко «Курсистка», написанной в 1883 году в знак протеста против произвола властей, препятствующих женскому образованию.

  5. Сюжет и разрешение конфликта пьесы «Дуня» являются отражением классического видения мира К.Л.Хетагурова и его причастности к гуманистическим традициям русской и мировой литературы.

  6. Изучение драматургического творчества К.Л. Хетагурова в интертекстуальном пространстве русской и общеевропейской культуры способствует многоаспектному пониманию общих закономерностей эволюционных этапов развития литературного процесса.

Апробация диссертационного исследования:

    1. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им.К.Л.Хетагурова (тема доклада: «Индивидуализация языка персонажей драматургических произведений К.Л.Хетагурова») – Владикавказ, 2003.

    2. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им.К.Л.Хетагурова (тема доклада: «Поэтика имен пьесы К.Л.Хетагурова «Дуня») – Владикавказ, 2004.

    3. Выступление на региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б.А.Алборова, проводимой СОИГСИ им.В.И.Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (тема доклада: «Гармонизация искусств в художественном дискурсе К.Л.Хетагурова – драматурга») – Владикавказ, 2006.

    4. Выступление на I зимней школе-конференции молодых ученых при СОИГСИ им.В.И.Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А: «Современная методология и методика гуманитарных исследований» (тема доклада: «Сравнительный метод анализа как средство исследования жанровой специфики драматургических произведений К.Л.Хетагурова») – Владикавказ, 2007.

    5. Выступление на научной конференции в рамках Дней Российской науки, организованной ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (тема доклада: «Историко-хронологический анализ пьесы К.Л.Хетагурова «Дуня») – Владикавказ, 2007.

    6. Выступление на III летней историко-филологической школе – семинаре молодых ученых при СОИГСИ им.В.И.Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А: «Методика и практика научного исследования» (тема доклада: «Драматургический опыт К.Л.Хетагурова в интертекстуальном пространстве»). - Владикавказ, 2008.

    7. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры русской литературы Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова, 2008.

    Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы:

    в качестве специальных курсов по драматургии на факультете искусств СОГУ им.К.Л.Хетагурова;

    для подготовки методических разработок по сценическому и экранному воплощению произведений писателя;

    при создании учебника по истории осетинской драматургии;

    в качестве вспомогательного учебного пособия на факультетах осетинской и русской филологии;

    при разработке курсов по литературе и мировой художественной культуре в школах и средних специальных учебных заведениях Осетии.

    Теоретическая значимость обусловлена правомерностью существования в драматургическом опыте К.Л.Хетагурова жанра «фантазия», что является вкладом в развитие теории жанров драмы.

    Структура работы: диссертация включает в себя введение, пять глав, заключение, библиографический список, иллюстрации.