Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА Бекова Мадина Руслановна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА
<
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекова Мадина Руслановна. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ АХМЕТА БОКОВА: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Бекова Мадина Руслановна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный педагогический университет], 2016.- 162 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Жизненный и творческий путь А.Бокова 9

Глава 2. Сюжетно-композиционные особенности повестей А.Бокова «Старый дом», «Райхант», «Трудный путь», «Буран 27

2.1. Образы женщин в произведениях А.Бокова 43

Глава 3. Интерпретация исторических фактов в художественном повествовании романов А.Бокова 51

3.1.Нравственные искания героев в романах «Сыновья Беки» и «Багровые зори» .56

3.2. Проблематика и система образов в романах «Узкие ворота» и «Юрский горизонт» 79

3.3. Конфликты и характеры в романе «Разорванный круг» 90

3.4. Основные мотивы и художественные особенности романа «Судьба».. 93

Глава 4. Особенности языка и стиля произведений А. Бокова .100

4.1. Значение и роль пейзажа в прозе Ахмета Бокова 125

Заключение 138

Список использованной литературы 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема формирования яркой творческой индивидуальности, систематизация художественного наследия отдельных писателей, определения их роли, места и значения в истории национальной словесности, в духовном развитии общества остается одной из самых сложных и ответственных в современном литературоведении. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в нем впервые предпринята попытка системного анализа художественного мира прозы Ахмета Хамиевича Бокова, с именем которого связан качественно новый этап в развитии ингушской литературы второй половины ХХ века.

А.Боков прошел творческий путь, «идейно-эстетический рост которого
сопровождался логическим и естественным переходом от малых
литературных жанров к поискам более объемных форм художественной
выразительности» [Дахкильгов 1974: 4]. Трагические реалии в судьбе
родного народа, как они отложились в личной памяти писателя, на

художественно переосмысленном уровне нашли широкое осмысление в повестях и романах с символическими названиями: «Буран» (1962), «Трудный путь» (1963), «Сыновья Беки» (1968), «Старый дом» (1972), «Багровые зори» (1974), «Звезда среди звезд» (1978), «Юрский горизонт» (1982), «Разорванный круг» (1989), «Узкие ворота» (1994), «Судьба» (2004) [Мартазанова 2015: 219].

В художественном мире писателя воплощен исторический путь народа в его тесной взаимосвязи прошлого и настоящего, прослеживается становление новой личности, осмысливаются актуальные проблемы эпохи.

Проблема становления творческой индивидуальности,

художественного мира А.Бокова в силу объективных причин не была объектом комплексного исследования в национальном литературоведении, хотя отдельные произведения писателя анализировались в том или ином аспекте. Основное внимание уделялось анализу романов «Сыновья Беки» и «Багровые зори», которые рассматривались в контексте произведений, созданных в национальной прозе, на историческую и историко-революционную тему: С.-Б.Арсанова «Когда познается дружба», «Из тьмы веков» И.Базоркина, «Остывший очаг» А. Ведзижева, А.Кешокова «Вершины не спят», «Первые дни» Х.-Б.Муталиева, Х.Ошаева «Пламенные годы», «Трудный перевал» и «День скорби» М.-С.Плиева, «Волчьи ночи» и «Золотые столбы» С.Чахкиева и др.

Изучение проблематики произведений А.Бокова, эволюции его
художественной системы будет способствовать научному осмыслению
творчества писателя в целом, а также постижению закономерностей

развития современной северокавказской прозы и общих процессов в историко-культурной и литературно-художественной жизни народов Российской Федерации.

На сегодняшний день остается не решенным круг проблем, требующих дальнейшего научного осмысления, - роль фольклора в структуре

произведений, типология, жанрово-стилистические и композиционные особенности, поэтика, язык художественного мира А.Бокова. Необходимость решения этих и ряда вопросов, выходящих на обозначенную проблему, обусловливает актуальность темы данного исследования.

Степень изученности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам эволюции жанров, проблематики и поэтики ингушской литературы прозаическое наследие Ахмета Бокова не являлось объектом монографического исследования, хотя художник не был обделен вниманием литературных критиков, отклики на его произведения носили исторически и методологически ограниченный характер.

В статьях Ю. Айдаева, Д. Брудного, Ю. Гальперина, Р. Кафриэлянц, Л.
Тасуевойи других были определены многие важные стилевые черты
произведений писателя, анализировались отдельные аспекты его творчества.
Новаторские подходы в понимании идейно-художественных основ его
произведений, порождавших новые мысли при анализе повестей и романов
писателя на разных уровнях, нашли научное обоснование в работах И.А.
Дахкильгова, А.У. Мальсагова, Х.М. Мартазановой, Х.В. Туркаева, Р.К.
Ужаховой, М.Д. Яндиевой и других исследователей. Их критические и
собственно литературоведческие материалы дают определенное

представление о масштабности таланта, тематическом диапазоне, жанровом разнообразии и художественном стиле А.Бокова как крупного художника слова и мыслителя.

Особое место в национальном литературоведении занимают «Очерки истории чечено-ингушской литературы» (1975), а также четырехтомное издание на ингушском языке «ХIанзара гIалгIай литература» («Современная ингушская литература», 2009-2013), основой которых является принцип литературных портретов национальных деятелей словесного искусства.

Тем не менее, проза Ахмета Бокова остается той областью в
творчестве писателя, которая не подвергалась последовательному

концептуальному исследованию, кроме как в монографии М.Д. Яндиевой
«Ингушский исторический роман» (Грозный, 1990), в которой

рассматривается проблема поэтики ингушской исторической прозы («Из
тьмы веков» И. Базоркина и «Сыновья Беки» А.Х. Бокова). В настоящее
время остается неизученным целый комплекс проблем, требующих
рассмотрения в контексте жанрово-родовой принадлежности прозы

писателя.

Объект исследования. В качестве объекта исследования нами
выбраны идейно-композиционные и художественные особенности повестей
(«Буран», «Райхант», «Трудный путь», «Старый дом») и романов («Сыновья
Беки», «Багровые зори», «Разорванный круг», «Юрский горизонт»,
«Судьба»). Творческое наследие Ахмета Бокова рассматривается нами как
значительное явление в художественно-интеллектуальном наследии

ингушского народа второй половины ХХ века.

Предмет исследования – художественный мир прозы ингушского писателя, прозаика и драматурга Ахмета Бокова.

Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне исследовать художественный мир прозы Ахмета Хамиевича Бокова, прослеживая эволюцию творчества писателя, структуру и поэтику его произведений.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

- изучить научно-теоретическую литературу и основные источники по творчеству писателя;

- выявить круг проблем, поставленных Ахметом Боковым в своих
произведениях;

- осуществить анализ мировоззренческих и нравственно-этических
представлений автора в связи с его концепцией героя;

- описать структурно-поэтические особенности произведений А.Бокова,
реализуемые автором на разных уровнях художественного целого;

- определить место писателя в национальном и региональном
литературном процессе ХХ века;

- раскрыть роль фольклорных жанров и этнографии в художественной
структуре прозы Ахмета Бокова.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка системного изучения проблематики и поэтики произведений писателя в их эволюционном развитии. Особое внимание при этом уделяется проблеме художественной индивидуальности А.Бокова. Анализируется не только содержательный уровень произведений писателя, но и жанрово-стилистические особенности поэтического языка.

Методы исследования. В диссертации использован комплекс литературоведческих методов и приёмов анализа фактического материала. Нашли применение сравнительно-исторический и системно-типологический методы анализа, структуральный метод. Нами использовались принципы исследования литературных и историко-культурных явлений в их национальной специфике.

Материалом исследования послужили произведения Ахмета Бокова: повести «Райхант», «Старый дом», «Трудный путь», «Буран»; романы «Сыновья Беки», 1967-1968; «Багровые зори», 1978; «Разорванный круг», 1989; «Узкие ворота», 1982; «Судьба», 2004; «Юрский горизонт», 1982. Для анализа и последующих обобщений послужили материалы литературной критики прозы Ахмета Бокова.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды
русских критиков и исследователей современного литературного процесса В.
Белинского, М. Бахтина, Г.Поспелова, В. Хализева, У.Б. Далгат. В

диссертационной работе также использован опыт научных исследований
северокавказских и ингушских литературоведов И.А. Дахкильгова, А.У.
Мальсагова, Л.А. Бекизовой, А.Х. Мусукаевой, Г.Г. Гамзатова, Х.В.

Туркаева, М.Д. Яндиевой, Х.М. Мартазановой и др.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что материалы данного исследования будут способствовать углублению представления о художественном мире прозы Ахмета Бокова в связи с их национальной

спецификой, а также расширению научной базы для дальнейшего изучения творчества писателя.

Определение национальных истоков и особенностей формирования жанровой системы А.Бокова может способствовать комплексному изучению специфики жанрового развития, как ингушской литературы, так и в целом литератур народов Северного Кавказа.

Практическая ценность исследования определяется возможностью изучения его основных положений при чтении курса истории и теории ингушской литературы в вузах, при составлении программ и учебников, монографий по ингушской литературе.

Материалы исследования могут быть использованы также при разработке спецкурсов по творчеству А. Бокова, при написании выпускных квалификационных работ, в практике преподавания национальной словесности в школах и средних специальных учебных заведениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творчество А. Бокова – значительный вклад в развитии ингушской
северокавказской литератур.

  1. Романы А. Бокова отличает единство исторического факта, художественности и поэтичности.

  2. В произведениях Ахмета Бокова прослеживается судьба ингушского народа на протяжении полутора вековой его истории: с середины Х1Х и всего ХХ века.

  1. Романы «Сыновья Беки» и «Багровые зори» соединили в себе историзм повествования, драматизм формирования национального характера и поэтическое начало фольклора.

  2. В прозе Ахмета Бокова соединились объективный анализ проблем личности и общества – исторических, социальных, нравственных, с изображением глубинных изменений в психологии человека и в его духовном мире.

  3. Обращение к ингушскому фольклору определило народный склад повестей и романов Ахмета Бокова. Для раскрытия духовной жизни героя писатель использует яркую метафоричность, эмоционально-окрашенную лексику, пословицы и поговорки, метафоры и сравнения.

7. В создании национальной картины мира в прозе писателя центральную
роль играют национальные образы, национальный характер, фольклорные
традиции как носители особой выразительности национального
мироощущения.

8. Единая для всех произведений Ахмета Бокова система мотивов
свободы, одиночества, тоски, дороги выполняет ведущую роль в
обнаружении последовательного движения, развития нравственно-
философских исканий автора и героев.

Апробация результатов. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры ингушской литературы и фольклора Ингушского государственного университета, нашли отражение в 10 научных статьях, в том числе 3 статьи – в изданиях, рекомендованных

ВАК Минобрнауки России (Горно-Алтайск, Санкт-Петербург). Результаты исследования по отдельным проблемам работы докладывались на международных научных конференциях в г. Элиста [2009], г. Магас [2009; 2010; 2015], г. Екатеринбург [2015], г. Махачкала [2015].

Структура работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Образы женщин в произведениях А.Бокова

Наряду с мощным развитием русской литературы в XX веке широко развивалась и литература народов России, в частности Северного Кавказа. Ингушская литература развивалась в тесном взаимодействии с чеченской, близкой ей по языку, фольклорному наследию и сходству исторических судеб. Как отмечает профессор И.А. Дахкильгов, «сведения об ингушах и чеченцах имеются в замечательных произведениях и грузинских писателей А. Казбеги и В. Пшавелы, а И. Цискаров записывал и переводил образцы устного народного творчества этих народов, делал попытки в создании грамматики. Им же в середине Х1Х века было опубликовано произведение «Лозы любви» (кистинское предание)» [Дахкильгов 1975: 23]. 1870-1875 годы в истории ингушей отмечены такими важными событиями, как публикация на страницах «Терских ведомостей" и в «Сборнике сведений о кавказских горцах» произведений Чаха Эльмурзаевича Ахриева, просветителя, публициста, этнографа, фольклориста и краеведа, получившего блестящее образование сначала в Ставропольской, а затем в Нежинской гимназии. По природе своей ему было присуще «подлинно исследовательское чутье. Он подбирал материал не случайного характера. Его описания точны, выводы осторожны и основаны, большею частью, на фактических данных...» [Семенов 2000]. Современник Ч.Ахриева Асланбек Базоркин в 1873 г. писал, «он сделал первую - весьма удачную - попытку соединить историко-этнографический материал с художественностью» [Туркаев 1991: 90].

Это был начальный этап: «литература эта только начиналась. Народ, у которого еще не было читателя, едва ли мог иметь национальной литературы. Зарождавшаяся литература была рассчитана на российского, а точнее - русского читателя» [Там же: 512]. Первыми публикациями являлись историко-этнографические очерки, статьи, и бытовые зарисовки из жизни горцев, публицистические очерки - публиковавшиеся на страницах газет «Терские ведомости», «Кавказ», в «Сборниках сведений о кавказских горцах».

Литературно-просветительская деятельность ингушской интеллигенции периода рубежа Х1Х - ХХ вв.: Чаха Ахриева, Асланбека Базоркина, Адиль-Гирея Долгиева, Магомеда Катиева, Албаста Тутаева, Магомеда и Вассан-Гирея Джабагиевых, Ибрагима Базоркина, Османа Мурзабекова и других - способствовала зарождению художественных традиций ингушского народа, художественно-эстетического вкуса писателей последующих поколений. В 19 веке они не только стремились создать национальную письменность: «опираясь на устно-поэтические традиции народа, а также осваивая достижения русской словесной культуры, создают произведения, в которых изображают социальные, общественные условия жизни народа, его обычаи, традиции, величественную природу родного края» [Мартазанова 2013: 90]. Как справедливо отмечает М. Яндиева, «несмотря на их титанический труд по просвещению народа, отмеченные высокими достижениями, письменность и литература до 20-х годов ХХ в. не стали в Ингушетии общенациональным явлением, не стали той реальной духовной силой, которая внесла бы свой вклад в общественное движение народа в процессе становления национального самосознания»[Яндиева 2007: 6]. Новый этап в становлении ингушской литературы приходится на 20-е годы ХХ столетия, когда социально-политические и экономические преобразования в жизни народа привели к коренным изменениям. Указанный период отмечен «в области культуры переходом от фольклора как единственной формы художественного сознания к письменным формам уже собственно литературного творчества» [Там же: 6]. Как отмечает М.Д. Яндиева, «ведущие жанры сложились за сравнительно короткий срок. Движение шло от поэтических жанров, занимавших ведущее место и имевших фольклорную основу, к жанру рассказа, повести и романа» [Яндиева 2007: 7].

Первые произведения создавались на русском языке, что было явлением объективно-закономерным, так как печатная база появилась только в 1923 году. Без преувеличения можно констатировать: рождению национальной литературы способствовала газета «Сердало», которая выполняла функции привлечения и воспитания молодых талантов, развития их творческих способностей и публикации их произведений. В дальнейшем, как отмечает профессор И.А. Дахкильгов, «с увеличением числа пишущих, газета стала издавать "литературные страницы». Из номера в номер в газете печатались новый алфавит и руководство по его применению. Именно таким путем некоторые литераторы (поэт А. Озиев) освоили письменность родного языка» [Дахкильгов 1975: 37]. У истоков создания национальной литературы стоял Абдул-Гамид Сипсоевич Гойгов, писавший на русском языке. Как и национальные писатели в целом, он испытывает влияние передовой русской культуры. Активный участник гражданской войны на Северном Кавказе, соратник Серго Орджоникидзе, Гойгов был знаком со многими известными писателями эпохи, в том числе и с А.Серафимовичем, М. Булгаковым, с М. Горьким.

Проблематика и система образов в романах «Узкие ворота» и «Юрский горизонт»

Художественный мир прозы Ахмета Бокова являет собой тесное взаимодействие национальных традиций и реалистических принципов воспроизведения действительности, обобщения национального, лирического в создании картины мира, концепции личности человека, его взаимоотношений с другими людьми. Яркая индивидуальность писателя, лирическое начало определяются на основе национальных традиций.

Основными и наиболее предпочитаемыми для писателя жанрами становятся повесть и роман, позволяющие в больших объемах решать и конкретные и общие проблемы человеческого бытия. Это достигается характером пространственно-временных отношений, конструктивным построением произведений, индивидуальностью авторского и лирического начал. Талант Ахмета Бокова наиболее полно и ярко проявляется, на наш взгляд, именно в таких жанрах как повесть и роман.

Во всей его прозе ощущается дух ингушской земли, национальной жизни и культуры. Ахмет Боков с особенным интересом к национальной культуре создает свой самобытный художественный мир. В его прозе ощущаются все оттенки народной жизни, все тонкости национальной культуры и он обладает неповторимым даром его изображения. Писатель с огромной любовью к родному ингушскому народу, к его национальным вековым традициям умеет передать переживание во всех его оттенках и настроениях. Именно через национальное в героях писатель проникает в глубину человеческой души. Герои Ахмета Бокова люди, относящиеся к поколению, впитавшего в себя формы быта и привычки этнонационального мира. Создается ощущение, что писатель лично знает этих людей, живет и творит рядом с ними, пишет как будто с натуры. Он знает, что носителями этнонациональных особенностей, носителями непреходящих ценностей являются именно его герои, духовный рост, формирование которых как личностей раскрывается в процессе развития сюжета.

Но в то же время, являясь носителями духовного опыта своего народа, они кровно с родной землей, через отношение к которой раскрывается их внутренний мир. Старшее поколение героев произведений Ахмета Бокова люди, в основном, наделенные особой жизненной мудростью, душевной теплотой, сердечностью, любовью к своим близким и к родной земле. Такими являются старый Довт, Умат-Гирей, Айши, Кайпа, Торко-Хаджи, Исмаил и многие другие.

Изображая своих героев в разных ситуациях, порою в трагических, автор делает их победителями в столкновении с жизненными невзгодами в силу их честности, нравственной чистоты, цельности характера и мужества. Само время подсказывает писателю линию сюжета, дает ему возможность сосредоточить главное внимание на раскрытии их внутреннего мира. Герои писателя - натуры сильные, целеустремленные, и потому способны силой примера и внутренней энергией заразить окружающих к активной деятельности. Таковы, к примеру, Дауд, Хасан, Хусен, Малсаг, Мурад, Залихан, Муса, Райхант, Марем, Эсет и другие. Изображая характеры своих героев в нерасторжимой связи с окружающей средой, автор раскрывает целый ряд проблем, общечеловеческих, социальных, исторических, таких, как роль семейной традиции, связь поколений, самобытность народной жизни и национального характера. Эти и другие проблемы и нашли широкое осмысление в творчестве Ахмета Бокова. Национальный характер, созданный писателем, поразительно достоверен, он словно выхвачен из гущи народной жизни. Это их удивительное качество достигается благодаря художественному мастерству, богатому жизненному опыту, наблюдательности, великолепному знанию родного языка, умению использовать его изобразительно-выразительные средства в создании образа. Ахмет Боков является великолепным мастером, абсолютно владеющим искусством композиции, тонкого штриха и деталей повествования. Его произведения с первых же строк создают иллюзию реального действия, и читатель моментально подключается к живым сценам повествования. Какое бы произведение писателя мы ни взяли, возникает ощущение того, мы являемся свидетелями происходящих действий. К примеру: «Было время уборки кукурузы, Многие сельчане успели уже управиться с делами, другие только кончали уборку, а Беки еще и не принимался за свою десятину….»[с. 4], так начинается повествование в романе «Сыновья Беки»; «Старая «Победа» остановилась возле небольшого нового дома на окраине села. Дом еще не успели побелить, и в окнах не было света…[с. 142], это начало повести «Райхант»; «Поезд стоял наготове, ожидая заключенных. Всем приказали сесть. …[c.3], - роман «Узкие ворота»; «Заведующий фермой Жаби Оциев так шумно негодовал и сокрушался по поводу предстоящего отчета, что скоро доярки только о том и печалились, как трудно придется несчастному их повелителю. Новый день с утра у Жаби был похож на предыдущий …[с.3], - роман «Разорванный круг».

Писатель обладает поразительным талантом несколькими штрихами оживить человеческое лицо, раскрыть характер героя, мастерски строить живой диалог с выразительным подтекстом. Ахмет Боков ориентируется на формы, в которых протекает сама реальность, стремясь показать жизнь такой, как она есть на самом деле. Во многих произведениях писатель проявляет себя как человек, который пережил или переживает подобное. Лирическое и реалистическое начала в структуре его художественных текстов играют главную, основную роль в создании образов, в характеристике героев, раскрытии идейного замысла писателя.

Основные мотивы и художественные особенности романа «Судьба»..

Значение и роль пейзажа в прозе Ахмета Бокова

Прилагательные и существительные «свисающие густые усы да мясистый нос», выступающие у писателя в роли определений, как основной выразитель признака предмета, носят общенародный характер. Ахмет Боков немногими словами умеет сказать об очень многом. Порою ему достаточно одной, как бы невзначай брошенной фразы, чтобы нарисовать целую картину, сообщить читателю нечто очень важное и нужное.

В произведениях Ахмета Бокова рассматриваются фольклорно этнографические мотивы как средство создания характера героя в историческом контексте. Путь от фольклора к роману оценивается в литературоведении как классический и наиболее верный. В творчестве каждого писателя в той или иной степени имеются результаты воздействия фольклора. Фольклорно-этнографический контекст романов Ахмета Бокова обеспечивается включением писателем в текст различных народно-поэтических элементов и этнографических реалий.

В «Сыновьях Беки», «Багровых зорях», «Узких воротах», «Буране», «Разорванном круге» и других произведениях данные реалии представлены как отрезки богатейшей поэтической, эмоциональной, со циально-психологической информации о духовной и материальной культуре ингушского народа. Писатель умело использовал в своих произведениях все художественное своеобразие и богатство родного ингушского фольклора, включая в свое творчество как эпические, так и малые жанры. Фольклорно-этнографические мотивы в прозе Ахмета Бокова представляют собой высокохудожественную систему, без которой повести и романы этого автора невозможно представить. Теперь мы можем говорить о художественном самосознании автора. В решении проблемы героя, развития национального характера и его индивидуалистического воплощения А.Боков удачно использовал фольклорно-этнографический материал. В произведениях А.Бокова фольклор живет в полную силу, не теряя своей специфичности и вместе с тем органически сплавляясь с новой художественной идеей. В романах и повестях Бокова использование ингушского фольклора -- это не воспроизведение мотивов национальных и фольклорно-эпических традиций. Это обязательное условие для создания реалистического произведения. Вовлекая фольклорные материалы в нить романа, писатель демонстрирует широкие возможности фольклорного элемента для показа наиболее тонких струн в психологии человека. Особое место занимает метод прямой дискуссии. Фольклор демонстрирует на практике связь времен. Благодаря этому четко ощущается грань между ценностями вечными и преходящими. А. Боков, внося в повествование то один, то другой элемент фольклора, показывает силу фольклора, его востребованность во все времена.

Нравственная позиция автора, связанная с проблемой смысла жизни, смерти и бессмертия, совпадает с позицией фольклорной. Сила героя проявляется тогда, когда он с народом, когда все помыслы и чаянья его во имя народа. Опора на фольклор создает яркий национальный колорит произведений Ахмета Бокова. Это тот самый эмоциональный фон, который способствует раскрытию внутренней жизни героев, изображенных писателем. Налицо поэтичность языка персонажей, удачное использование пословиц и поговорок, приветствий и проклятий, так или иначе связанных со всей художественной структурой произведения. Фольклор имеет эстетическое и этнопсихологическое значение и является, прежде всего, элементом художественного мировидения писателя. Эмоциональная и насыщенная характеристика героя – это его речь.

В романе «Сыновья Беки» описание героя начинается с речевой характеристики. Образная речь персонажей романа пересыпана сравнениями и метафорами, это кладезь пословиц и поговорок. Национальная лексика занимает в произведениях А. Бокова значительное место. Фольклор выполняет у писателя, в том числе, и лексические задачи. Ингушские слова и образные выражения объясняются в пояснительных сносках. К примеру, во всех текстах романов и повестей встречаются национальные ингушские слова тайп (род), сармак (дракон), сискал (хлеб из кукурузной муки), чами (глиняная посуда), нани (мама), дади (отец), белхи (взаимовыручка сельчан) и т.д.

Одной из главных особенностей речи героев А.Бокова является образность. Сравнения, введенные речь героев, не выдуманы писателем, не искусственны, они являются подлинно ингушскими сравнениями. Писатель вводит в свои произведения ингушские сравнения для передачи специфической образности разговорного языка ингушей, а также для образного и более достоверного отражения действительности. Появление народно-разговорной лексики, просторечных слов и эмоционально-экспрессивных форм у Ахмета Бокова всегда строго оправданы ситуацией и контекстом. Это строгая ситуативная оправданность лексики с той или иной стилистической окраской является одной из характерных особенностей стиля писателя. Народно-разговорная или разговорно-бытовая лексика у Ахмета Бокова выполняет различные стилистические функции. Эти функции многообразны и представляют немаловажное значение. Он проявляет большое мастерство при отборе средств, для воплощения своих художественных замыслов, находя точные и емкие слова и выражения, которые бытуют в разговорном ингушском языке. Писатель активно использует ласкательные и бранные слова, придающие тексту эмоционально-лирическую окраску: «-Эй, добрый человек, погоди минутку, -громко окликает его веселый девичий голос, и Салан-Гирей с готовностью натягивает вожжи. …-Дай немножко водички, -просит его высокая румяная Рукият. –А то здесь (она показывает на грудь) весь лед растаял» [«Буран»: 15].