Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный мир К. Тренева Мишон, Людмила Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мишон, Людмила Александровна. Художественный мир К. Тренева : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования способствует более полной реализации новизны, которая подкреплена и тем, что вводит в научный оборот работы зарубежных исследователей.'

Цель исследования состоит в анализе опосредованных связей между художественными.и мировоззренческими исканиями художника. Их своеобразие у К.А.Тренева обусловлено его пристальным интересом к "сломам" истории, когда реали- зуются новые системы общественных ценностей, когда социальные преобразования обнажают сущностные, нравственно-этические проблемы жизни, и его глубокой приверженностью традициям русской реалистической литературы (Л.Толстрй, А.Чехов, И.Бушш, М.Горышй).

Этой цели подчинены конкретные задачи: совместить ана- -лиз разных аспектов жизни и творчества К.А.Тренева, относящихся и к поискам мировоззрения, и к особенностям поэтической системы,её внутренней организации; представить взгляд К.А.Тренева на мир и человека в его эволюции не только под воздействием социально-исторических перемен, но и в результате непрестанных философско-эстетических исканий. Центрі-художественного мира" К.А.Тренева определен его интересом к внутреннему, нравственному состоянию человека в условиях революционной ломки мира.

Автор не стремится дать исчерпывающую характеристику художественного мира'К.А.Тренева, но осмысливает его своеобразие, раскрывает конкретные черты, анализируя прозаические и драматические тексты, соотнося его становление с развитием русской ре&чистической литературы.

Объектом исследования . являются тексты произведений (проза и драматургия), высказывания К.А.Тренева по вопросам драматургии и театра, рецензии и статьи о пьесах и теат-' ральных постановках, научные исследования, отечественные и

зарубежные диссертации.1 Контекст исследования составляет все творчество писателя, но основное внимание уделяется наиболее значительным произведениям, синтезирующим его творческие искания и открытия ("Владыка","На ярмарке","Сачсон Глечик","Пугачевщина","Любовь Яровая").

Методологической и теоретической основой диссертации являются основные принципы диалектики, позволяющие выявить природу противоречий революционной эпохи. Важнейшие методологические принципы конкретного анализа материала выработаны ведущими литературоведами страны (З.Виноградов,М.Бахтин, А.Бушмин.Юотман, М.Храпченко), теоретиками драмы (А.Аникст, В.Волькенштейн.М.Кургинян.В.Хализев).

Проблемно-тематический подход сочетается со структурно-композиционным, сравнительно-типологическим.Особое внимание уделено способам художественного обобщения, характеру соотношения . вымышленного и документального начал,-взаимодействию идейно-эстетических исканий с .--: ^выбором героя, природой конфликта. .

I. Дисс. на соиск.уч.степ.канд.Филол.наук: Аксенова Т.И.Проза К.Тренева (дореволюционный период).Молотов,1953;Алгмдарова З.и.Путь К.А.ТренеЕа к социалистическому реализму.М.-1952;

ВЕеденская Л.А, Лексика драмы "Любовь ЯроЕая" К.А.Тренева.М., 1952; Вербовая Н.П. ІЬоблема речевого образа на материале пьесы К.А.ТренеЕа "Любовь Яровая",іуі.,1955: Воловникова Г.Творчество К.А.ТренеЕа,М., 1952; Диев В.А. Идейно-эстетическая эволюция К.А.Тренева-дршатурга (І907-І926).М.,І953; 'Енакиеза К. В. Тренев-драматург. М., 1955; Осьминина О .В. Сощіально-пеихоло-гнлес'кая драма 20-30-х годов (Л.Леонов,А.Афиногенов.В.Киршон). М. ,1989; Пеозеке Б.Н. Дооктябрьская проза К.А';.Трвнева.М. .1959; Розин А.Г. Драматургия К.А-.Тренева-'--Ц»24-І94і)іКазань,І950;

ков Е.Д.О.Треиев.М., 1953;.Файнберг Р.И.Творчество К.А. енева (1898-1926).Л. ,1951; Фохт-Баоушкин- К).У.Особенности конфликта в русской советской драматургии:20-х годов.IJ. ,1955;

Дисс» на соиск.уч.ствп.докт.Филолінаук:'Антипьев Н.П. Образ Автора, и способы его воплощения.в русской драме XX века. 20 - 60 года ("Плодотворный момент',;в развитии гуманистических концепций и художественных форм).' Г,Ц,1991; Киселев Н.Н.. Русская советская комедия 20-30-х годов- (проблемы типологии , жанра).Томск,1973; Рытер-3.3. Русская советская социально-- психологическая драгла и её восприятие; польской критикой.].!.,

Апробация и практическая направленность исследования. Материалы и результаты его обсуздены на научных конференциях (Москва,Орск,Тольятти); апробированы на аспирантском семинаре и заседании кафедры русской литературы двадцатого века ЫПГУ имени В.И.Ленина; использованы в преподавательской работе, на студенческой практике в школе. Основные положения исследования изложены в статьях и тезисах, опубликованных в научных сборниках. Представленные материалы и полученные результаты помогут исследователя!.! творчества К.А.Тренева выйти на новый уровень; они могут быть использованы в вузовских и школьных курсах литературы XX века, в спецкурсах и спецсеминарах по отдельным 'проблемам.