Введение к работе
Актуальность исследования. В диссертации исследуются худе— аественный конфликт и характер в молдавской повести 60-70-х годов. Постановка этой проблемы определяется необходимостью содействовать подъему молдавской литературно-художественной критики на должную теоретическую высоту, в том числе и по проблеме соотношения категорий конфликта и характера, ибо это помогает решению главных, идейно-худояеетвенных вопросов, повышает критерии оценки творчества писателей.
Проблема соотношения конфликта и характера тесно связала преяде всего с вопросом взаимодействия искусства и действительности: суть художестванного произведения определяется закономерностями развития объективной реальности, а художественный конфликт отражает политические, социальные, экономические, психологические и иные жизненные противоречия. При этом понятие художественного конфликта соотносится с категориями "герой", "характер" , без которых сам конфликт теряет художественно-психологический смысл.
В современном молдавском литературоведении и критике данная проблема не нашла еще достаточно глубокого отражения, хотя и имеется ряд теоретических исследований затрагивающих этот вопрос в связи с рассмотрением основных тенденций в развитии литературы, ее проблематики .
I. Сц., например, Бровыан Г. Проблемы и герой современной прозы. М., "Худ.лит-ра", 1966; Гей Н. Проблемы содержательной формы литературы. - В кн.: Проблемы худ.формы соц.реализма, т.1, М., "Наука", 1971; Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х гг. М., 1988. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта сов.прозы 60-80-х гг. - М.: Сов.писатель. 1984; Гусейнов Ч. Этот живой феномен: Сов. многонацїюиаль-
Цель и задачи диссертации. Конфликт и характер в молдавской повести 60-70-х годов отражает специфику реально складывавшихся на соответствующей этапе развития жизненных коллизий. Это и определило тему работы, ее направленность и основную цель - исследование художественного конфликта и характера, специфики их проявления в конкретных условиях жизни в военный и послевоенный'периоды, осмысления в худозественной литературе - молдавской повести 60-70-х годов.
Но художественный конфликт, будучи прежде всего отражениеи в образной форме противоречий действительности, является и своеобразным центром пересечения многих важных эстетических категорий и проблем. Это обстоятельство обусловило в свою очередь, н круг конкретных вопросов и задач исследования: чем определяются и как развиваются взаимоотношения характеров и обстоятельств, как раскрываются характеры героев произведений; какова авторская позиция; соотношение творческой индивидуальности, жизненного материала и исторической эпохи, к которым обращается писатель, каковы особенности характеров героев и художественных конфликтов, связанные со спецификой общественного развития Молдавии.
Материал исследования составляют молдавские военные и "деревенские" повести 60-70-х гг. Ь работе анализируются повести "Диск" и "Скрипка моего друга" Дж.Мешока, "Холм, где не растет виноград" А.Шаларь, "Немка" А.Ыарината, "Последний месяц осени" И.Дру-цэ, "Набросок на снегу", "Алба, отчиыка моя" и "Элегия Анны-Ма-ріш" В.Басилакд, "Один перед лицом любви" А.Бусуйока и некоторые
пая лит-ра вчера и сегодня. - М.: 1988; Гусев №. Художественный конфликт и реальность // Вопросы литературы,1986, а 2, с.47-78; Иванов Ь, 0 некоторых актуальных вопросах лит-ры. - "Коммунист", 1972, JS9, и др.; Щербина Ь.Р. Наш современник. Концепция человека в лит-ре XX в. М., Советский писатель, 1964.
пругке.
Необходимость анализа конфликта и характера в этих произведениях определяется не только отсутствием специальных работ по этой теме, но и общностью особенностей конфликта в них, углубленным психологический подходом к рассмотрению внутренних коллизий.
Хотя герои указанных повестей действуют в разное время (военное и послевоенное), тем не менее они объединены рядом психологических особенностей, характеризующих их личностные качества и определяющих характер конфликтов, в которые они вступают.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята одна из первых в молдавском литературоведении попыток рассмотрения проблемы худсяественного конфликта и характера в молдавской повести 60-70-х годов. Это предполагает привлечение аового теоретического и литературоведческого материала, дальнейшую разработку проблемы соотношения художественного конфликта и сарактерае углубление ее понимания в теоретическом аспекте.
Методологической основой диссертации явились труды и исследования советских и, в частности, иолдавских ученых, писателей и дитературных критиков по теории и истории литературы и эстетике.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов и проведении спецсеыинаров по молдавской и советской многонациональной литературе. Некоторые положения и вывода могут оказаться полезными и при разработке отдельных частей курса истории молдавской советской литературы.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в четырех публикациях (см. перечень работ в конце автореферата) . В окончательном варианте диссертация была обсухдена на кафедре истории советской литературы филологического факультета
МГУ им.М.Ь.Ломоносова, где получила положительную оценку.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.