Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественныи очерк в современной каракалпакской литературе (1980-1990-е годы) Кожикбаева, Зияда Адилбаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кожикбаева, Зияда Адилбаевна. Художественныи очерк в современной каракалпакской литературе (1980-1990-е годы) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Нукус, 1998.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Процесс формирования и развития литературных жанров является одной из важнейших проблем в литературоведении. Путь развития очерка—часть этих проблем. Среди литературных жанров он представляет собой наиболее сложный, наиболее лаконичный и оперативный жанр. Повествуя в художественно-выразительной форме о важнейших моментах и 'аспектах жизни, событий и явлений, о наиболее основных признаках человеческого характера, очерк дает о них краткое, достоверное представление. ,

Процесс формирования очерка в каракалпакской литературе падает на 30-е годы. Каракалпакский очерк подвергался более обстоятельному исследованию в трудах- академика М. Нурмухам-медова, посвященных проблемам развития каракалпакской прозы. Он в своей докторской диссертации на тему «Пути развития каракалпакской советской прозы» отмечает, что первые признаки очерка стали проявляться еще в 30-е годы.

«...Только в середине 30-х годов, особенно в их второй половине сформировался художественный очерк в каракалпакской литературе»,1—писал ученый. В этом труде ученого представлен краткий обзор тех очерков, которые появились в каракалпакской литературе допоенного периода. Он посвятил целый ряд своих статей тем очеркам, которые создавались в послевоенные годы.2

Необходимо отметить то, что очерк прокладывает путь в большую литературу будущим повестям и романам, иначе говоря, крупным жанрам беллетристики, что вполне естественно. Здесь, та наш взгляд, уместно привести следующее высказывание академика М. К. Нурмухаммедова: «Жанры обладают равными правами, а самое главное заключается в идейно-художественной ценности этих произведении. Вместе с тем хотим сказать, что начинать свой писательский путь с очерка или рассказа для беллет-шета-прозанка легче, чем с романа...».3

1 Нурмухаммедов М. К. Пути развития каракалпакской советской про-
!ы. Автореферат док. дисс. Ташкент, 1965, стр. 11.

2 Нурмухаммедов М. К . Урыстан соцгы доуирдегн каракалпак очерк-
іерп. «Эмиудорья». 1963, №11, «Хэзирги каракалпак очерклерн». *Эмиу-
ррья». 1965. №8.

3 Нурмухаммедов М. К. Урыстан соцгы дэуирдеги каракалпак, очерк-
ієри. «Эмиудэрья». 1963, №11.

В каракалпакской литературе тоже стали зарождаться такие произведения, которые, будучи написанными первоначально в форме очерка, в дальнейшем вырастали до уровня повести или романа. Например, автор очерка «Наступление на Устюрт» Ж. Са-паров в дальнейшем на основе этого очерка написал повесть. Подобный же случай имел место и при создании романа «Акдарья.» его автором, очеркистом К. Султановым. А тем произведением, которое послужило основой для романа «Дочь Каракалпакии» известного писателя Т. Каипбергенова, стал его же очерк под названием «Смелый шаг»,4 написанный в 1957 году о Жумагул Сеи-товой, прототипе главной героини упомянутого романа. Об этом подробно идет речь в кандидатской диссертации А. Абдпмуратова.5

Первые очерки в каракалпакской литературе не отличались от газетных корреспонденции, а по сравнению с фельетоном і и рассказами они развивались медленно. Но как бы то ни было, и* зарождение стало отрадным явлением.

К концу 30-х годов в очерках стало повествоваться,о важнейших событиях в жизни республики, а сами очерки стали привлекать внимание своей боевитостью. Очерки вторгались в сферь важнейших событий, став тем самым оперативным жанром в до военной каракалпакской литературе.

В период Великой Отечественной войны очерк зарекомендова./ себя наиболее активным и развитым жанром каракалпакской про зы, громко заявил о себе. Патриотизм народа, его героическш свершения, дружба народов воплощались в нем художественно-выразительным публицистическим языком.

К 60—70-м годам художественный очерк начал обретать зре лость в жанровом отношении. В частности, были созданы лучшш образцы путевых очерков (например, «Пятнадцать дней в Вен грии» М. Сейтниязова, см. №2 журнала «Амударья» за 1962 год) а также среди портретных очерков те из них, которые о труде і человеке труда повествовали лирическими стихами (см. : И. Юсу нов. «Осень в старой шелковице», Нукус, 1963 год).

Наряду с этим на литературной арене стали появляться писа тели-публицисты, занимающиеся созданием очерков (С. Салиев О. Ходжаниязов). Большую роль играли в становлении каракал пакского очерка лучшие публицистические произведения А. Тол стого, И. Эренбурга, Мирзо Турсун-заде, Хамнда Алимджаиа, Ай бека, Гафура Гуляма.

Присущая очеркам данного периода особенность заключаете, в том, что сам писатель выступает в них как персонаж—действую щее лицо, он действует вместе с героем и другими людьми, 1 раз

4 Каипбергенов Т. Блокнот сейлейди. Нокис. 1961.

5 Абдимуратов А. Публицистика Тулепбергена Каипбергенова: спеці
фика—тематика—шанрово-стилистические особенности. Канд. дисс. Таш
кент, 1997.

говаривает. с ними, высказывает собственное мнение по поводу того или иного явления, факта, устанавливает их сущность, оценивает нх. Подобное качество, с наибольшей конкретностью проявляется в путевых очерках. В очерках Айбека «Пакистанские впечатления», М. Сейтниязова «Поездка в Индию», С. Салиепа «На Устюрт пришел человек», «Чугунные когти, золотые колонны» каждый малый или большой факт воплощается с большой жизненной глубиной и впечатляющей силой.

Основным предметом диссертационной работы избраны очерки 80—90-х годов. Это объясняется тем, что в этот период очерк обрел жанровое совершенство. Необходимость выдвигать общественно-политические проблемы этого периода, исследовать жизненные конфликты, раскрывать достижения и недостатки общества возложила большую ответственность как на всю литературу, так и на ее малый боевой жанр. Выросли писатели-профессионалы, работающие в жанре очерка, и они воплощали жизненную действительность в этом жанре.

Степень разработанности проблемы. 80—90-е годы XX столетня известны в истории национальной литературы как период смелого продвижения к новым рубежам. За этот период очерк в каракалпакской литературе обрел художественную зрелость, расширился его идейно-теоретический диапазон. Однако современный каракалпакский очерк продолжает оставаться неисследованной областью. Тем временем в литературоведческой науке других братских народов активно ведутся научные поиски по жанру очер-<а. Например, узбекские литературоведы создали целый ряд статен, научных монографий, посвященных отдельным проблемам канра очерка.6

Пробуждение интереса к боевому жанру в каракалпакской литературе падает па шестидесятые годы нашего столетня. Так, в і961 году в журнале «Лмударья» была введена рубрика «Трибу-га очеркистов», в которой известные литераторы, писатели и иоэ-ы О. Ходжапиязов, Г. Есемуратов, X. Сейтов, Т. Жумамуратов, 'К. Лймурзасв, К. Камалов, Г. Сейтназаров, И. Юсупов высказывали свои мнения и предложения относительно развития жанра ічерка. Если Г. Есемуратов говорил о необходимости художест-іепнон выразительности для долговечности очерка, X. Сейтов от-іечал: «Факт—душа очерка», то поэт Т. Жумамуратов высказывался в пользу того, чтобы очеркист, как и писатели, и поэты,

6 Кошчанов М. Поиск. 1976. ого же: Жизнь и мастерство. 1978; Имаго в Б. Размышление об очерке, 1979; его же: Жизнь и творчество. 1980; Іирзаев И. Некоторые проблемы художественного очерка. 1977; Тогаев О. 'збекская художественная публицистика. 1973; его же: Публицистические :анры. 1976; его же Ибротлн сабоклар. 1987; Мухаммедиев Р. Узбекская овстская публицистика. 1977; Худайбергенов А. Особенности развития ;анра очерка в современной узбекской литературе. 1980; Хамдамоп Ю. іритерии эпохи. 1991.

широко и свободно применял богатый фольклор: в своих творениях.

Заслуживают уважения статьи О. Ходжаниязова7 и Г. Торее-вой.8 Хотя в них излагаются важные соображения, они представляют собой лишь обзорные статьи.

В диссертационной работе впервые подвергается исследованию состояние жанрового" развития художественного очерка в современной каракалпакской литературе, а именно очерка 1980—1990-.Ч годов. В ней прослеживаются значение общественно-политическп.\ событий в развитии современного очерка, состояние раскрытш жизненных конфликтов в очерках, тесные связи очерка с крупны ми жанрами литературы—романами, повестями, художественны!" уровень очерков и художественное-мастерство их авторов.

Авторы очерков рассматриваемого периода стремились к соз данию художественного образа на основе документальных мате риалов. В настоящей диссертационной работе рассматриваютс! проблемы образности, раскрываются особенности нспользованш изобразительно-выразительных средств при создании образа че ловека, особенности отражения проблемы родной земли, эколо гни и социальных аспектов.

Характерным для очерков последнего времени является тс что в них ярко проявляется авторская позиция. Это явление так же вошло в круг рассматриваемых вопросов в диссертации. В ра боте отмечается активное стремление авторов в своих очерках пуС лицистическому анализу и исследованию. Это естественно, так каі публицистичность—жанровая черта очерка.

Цель и задачи работы. Цель диссертационной работы закліс чается в научном анализе очерков 1980—1990-х годов, в установ ленпи путей их жанрового совершенствования. Исходя из зтої основной цели, намечаются следующие задачи исследовательскої работы:

осуществить сравнительно-типологическое исследовани жанрового, тематического и идейного развития очерка, начина с истории его зарождения;

проследить и проанализировать с научной точки зрепп достижения и недостатки очерка;

раскрыть жанровые свойства очерка как его оперативность так н документальность, достоверность и злободневность;

установить постепенное идейно-художественное и научно теоретическое совершенствование жанра очерка.

Научная новизна исследования заключается прежде всего том, что оно представляет собой первую комплексную специалг

7 ХожаниязоЕ О. Очерк мэселесине. «Эмиудэрья». 1962, №2.

8 Тереева Г. Жауынгер жанр хом Уачыт талабы, «Эмиудэрья». 1971

№2.

4'

пуго работу по каракалпакским очеркам. В работе прослежнвают-:я вопросы национальных особенностей каракалпакских очерков (80—90 гг.), мастерства писателей, изучаются в историко-теоре-гнчсском, сравнительно-типологическом аспектах жанровые, идейно-тематические, эстетические, философские, стилевые свойства зчерка, выявляются достижения очерка в обрисовке образа, в раскрытии затрагиваемой в нем проблемы. Обстоятельное исследование особенностей формирования, становления и дальнейшего развития художественного очерка в каракалпакской литературе, по мнению диссертанта, представляет собой одну из наиболее актуальных проблем в каракалпакском литературоведении.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и научная значимость исследования заключается в том, что в нем раскрывается научная картина жанровой зрелости современной каракалпакской литературы, особен-го развития се малого' жанра—очерка, прослеживается и стиль каракалпакских писателей в создании художественного очерка. \втор в своей работе устанавливает эстетическое значение и роль зчерка в развитии литературы.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она имеет большое значение в исследовании жанров современной каракалпакской литературы, что се результаты и выводы можно использовать при чтении лекций, спецкурсов по современной каракалпакской литературе в высших и средних сіісіш-ільиьіх учебных заведениях.

Методологическая база и метод исследования. Методологической базой настоящей диссертационной работы послужили послед-пне новейшие-достижения литературоведения. Диссертант и процессе работы прибегала к использованию трудов ученых С. Ах-метова, Н. Глушкова, С. Бахадыровон, Е. Журбины, Б. Имамова, В. Канторовича, К. Камалова, Л. Ковалевского, М. Кошчанова, И. Мнрзасва, М. Нурмухаммедова, А. Тогаева, Г. Тореевой, П. Ид-рнсова, В. Перцова, ІО. Хамда-мова, В. Ученовой, посвященных проблемам развития художественного очерка и публицистики. Путем нсторико-теоретического и сравнительно-типологического анализа прослеживаются идейно-тематические и жанровые особенности развития современного каракалпакского очерка, мастерства писателей.

Апробация работы. Работа выполнена на кафедре современной каракалпакской литературы Каракалпакского государственного университета имени Бердаха. Она была обсуждена на расширенном объединенном заседании кафедр литературы Каракалпакского госуниверситета имени Бердаха, на заседаниях научных семинаров по литературе при Институте языка и литературы имени И. Давкараева Каракалпакского отделения Академии наук республики Узбекистан и Нукусском государственном педагоги-

ческом институте имени Ажинияза, а также рекомендована ими к защите.

По теме диссертации опубликован на страницах республиканских журналов ряд статей, сделаны доклады на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава КГУ имени Бердаха (1992, 1993, 1995, 1996, 1997 гг.), а также на научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов, состоявшихся в том же университете (1992, 1993).

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.