Введение к работе
Актуальность исследования. Исследхемая тем.і ;;в іяегся одной из неразработанных в каракалпакском литературоведении; до настоящего времени нет специальных исследований но каракалпакской лирике 80-х' годов.
В 80-ые годы каракалпакская лирика иступила па качественно новые ступени развития. Прежде всего это связано с пзмененпем общественного сознания, с изменением идеологии н политики в стране. В связи с этим наблюдается обновление художественной мысли, напряженный и упорный nonet--новых форм в литературе в целом, и в лирике, в частности Некоторые поэты сосредотачивают свое внимание па свободной форме выражения своих мыслей и чувств (па верлибре), а другие вглядываются в художественные традиции классиков (Махтумкули, Ажиппяза, Бсрдаха, Аббаза и др.).
В данном исследовании предпринимается попытка восполнить тот пробел п каракалпакском литературоведении, о котором отмечено выше, н научно осмыслить новые художественные явлення в каракалпакской лирике 80-х годов.
Степень изученности темы. Каракалпакская поэзия советского периода изучалась в ряде монографических трудов и статьях. Из них можно отметить труды С. Ахметоиа, К. Ху-дайбергепова, Д\. К. Нурмухамедова, Н. Жапакова, К. Бай-ниязова, Т. Мамбетнпязова, С. Ннйетуллаева, А. Пахрат-динова, Г. Есемуратова, К. Султанова. А. Насрул.глгва," К Жарнмбетопа. К. Мурлтбаева и др. Но они рассматривали периоды до 80-х годов. Естественно, требовалось специальное исследование по лирике 80-х годов, чтобы выявлять со художественные особенности. Этим и продиктован вьтбоо данной темы в качестве объекта исследования.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней выявляются художественные связи лирики 80-х го.tor. с поэтикой предыдущих периодов, то есть вскрываются вопросы традиций и преемственности, выявляются идейно-тематические,' жанровые и другие художественные обновления
1.
которые и стали объектом данного исследования. В орбиту анализа, было привлечено большое количество лирически:-произведений, опубликованных в 80-годах отдельными книгами пли в журналах и газетах. Эти материалы послужили предметом исследования.
Цель и задачи исследования. Каракалпакская лирика 60-х годов пережила новый этап развития. В неп можно наблюдать интересные художественные явления; сочетание традиций с новым поиском форм, соответственно новые имена, бурно заявившие о себе, наконец, раскованное выражение идей.
Исходя из конкретного материала и цели работы, предстояло решить следующие задачи;
—раскрыть степень развития и своеобразия каракалпакской лирики 80-х годов;
—на основе анализа произведений наиболее известных и молодых поэтов определить идейное, тематпч?ское и жаішо-вое многообразие лирики;
—рассмотреть вопросы преемственности традиций;
—исследовать такие малоизученные, но широко развивающиеся формы, как двустишие, трехстишие, свободный стих:
—раскрыть своеобразие творческих исканий отдельных авторов.
Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы послужили труды вид-пых ученых бывшего Советского Союза, посвященные лирическому жанру.
При освещении теоретических вопросов в диссертационной работе использовались труды М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, К. И. Бунчука, М. Л. Гаспарова, Л. Гинзбург; М.М. Гпршмана, Г. Н. Поспелова, Н. К. Рахпмджанова, Л. И. Тимофеева, У. Туйчиева, М. Хамраева, М. Б. Храи-ченко, 3. Ахметова, С. Ахметова, К. Максетова, К. Худайбер-генова и др.
Исследования проводятся на основе сопоставления и обобщения. Сопоставляются традиционные н новые явления в лирике, формы стиха, произведения отдельных поэтов и группы поэтов, на основе сопоставлений делаются обобщения и выводы.
Теоретическая значимость и практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что се тсорстичес-кис ' результаты и положения могут быть использованы при
2.
составлении учебников по истории современной каракалпак-скоп литературы, проведении исследовательской работы в современной лирике, изучении творчества отдельных поэтов а также в качестве спецкурса по современной каракалпак-скоп литературе.
Апробация. Работа обсуждалась на кафедре каракалпакской литературы Каракалпакского госуниверентета им. Бер-даха и рекомендована к защите. Основное содержание диссертационной работы изложено в одной монографии, 5 статьях, на научно-теоретической конференции профессорско-п»с-подавательского состава Каракалпакского госуниверентета (1992), па конференциях молодых ученых этого университета (1991, 1992 г. г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, дпуу глав, заключения, списка использованной литературы.