Введение к работе
Актуальность темы исследования. Творчество Хазрета Ашинова является одним из самых заметных явлений адыгейской литературы. Поэтому понятен интерес, который проявляется к нему. По его прозе написано большое число работ и статей, в которых обнаруживаются различные подходы и методы ее изучения. С учетом этого мы избрали объектом исследования эволюцию творчества писателя в один из самых плодотворных периодов в его деятельности — 60-е годы.
Это десятилетие было особенно успешным для писателя. Для этого времени характерны активные поиски новых художественно-эстетических концепций. Постоянная работа над совершенствованием своего мастерства принесла достаточно весомые результаты. В самом деле, именно в это время сформировались в его творчестве рассказ, повесть и роман как подлинно художественные жанры, как литературные создания. Изучение этой проблемы может потому иметь теоретическое и практическое значение при создании истории жанров в новописьменной адыгейской литературе, при исследовании литературных традиций и их влияния на современную прозу. Работа может также отразить идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений прозаиков-шестидесятников, отличающихся специфическими чертами, характерными для изучаемого «нового» периода.
Появление работы, написанной не по переводам, а на языке оригинала, т.е. на том языке, на котором написаны произведения Ашинова, является также новым. В связи с этим вводится впервые в такую работу и адыгская литературоведческая терминологня.Все это делает исследование необходимым и актуальным.
Целью работы является исследование творческой эволюции Хазрета Ашинова по первоисточникам. Вместе с тем в задачу исследователя
входит изучение художественно-эстетических и жанрово-стилевых поисков писателя в контексте сложного литературного периода 60-х годов, поскольку расцвет его творчества падает на это десятилетие.
Возникает, таким образом, необходимость проследить за тем, как автор, художественно исследуя современную реальную действительность и показывая человека времени с его нравственными качествами и духовными потребностями, создавал, с одной стороны, соответствующие изобразительно-выразительные приемы, характеризующие его индивидуальные особенности как писателя, а с другой, как он своим творчеством выразил общие, типологические особенности искусства и литературы этого особого периода в развитии отечественной истории.
Задачи исследования. Для более полной реализации выдвинутой в диссертационной работе проблемы мы поставили перед собой следующие основные задачи:
изучить жизненную и творческую биографию прозаика Хазрета Ашинова с целью выяснения места и значения его как прозаика в литературе 60-х г.г.;
проследить за эволюцией жанров прозы в его творческом наследии, начиная от первых очерков до повестей и романов;
выявить степень самостоятельности и типологической связи Хазрета Ашинова с устным народным творчеством и традициями предшественников;
изучая эволюцию формирования художественных принципов X. Ашинова, выявить наиболее характерные черты движения писателя к вершине своих творческих достижений;
обобщив все это, охарактеризовать результаты художественно-эстетических и жанрово-стилевых поисков X. Ашинова в контексте литературы 60-х годов.
Методологической и теоретической основой реферируемой диссертационной работы являются, прежде всего, выработанные литературоведческой наукой и эстетикой общетеоретические положення и идеи. Наряду с этим автор опирается на научно-теоретические работы разных типов, принадлежащие перу М. Бахтина, А. Бочарова, Б. Храпченко, Ю. Суровцева, Г. Поспелова, И. Золотусского, А. Огнева, Т. Ломидзе, С. Николаева, Ф. Кузнецова, Г. Белой, В. Саватеева, Г. Курляндской, А. Нинова, Э. Шубина, В. Васильева, И. Дедкова и др.
По изучаемой проблеме большую помощь оказали исследования известных специалистов, работающих над проблемами адыгейской и отечественной литературы. К ним принадлежат: Л. Бекизова, А. Схаляхо, М. Кунижев, К. Шаззо, X. Баков, У. Панеш, X. Тлепцерше, Р. Мамий, М. Хачемизова и др. В диссертации автор обращается к работам Е. Шибинской, Г. Куваевой, X. Тлепцерше, Ф. Хуако и др., посвященным конкретным вопросам по творчеству X. Ашинова.
Степень научной новизны. Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется творчество X. Ашинова целостно и последовательно в контексте литературы 60-х годов.
До данной диссертации наследие писателя не было изучено в таком плане. Этим продиктовано то, что художественно-эстетические и жан-рово-стилевые поиски X. Ашинова прослеживаются на большом фактическом материале и с точки зрения того, как творчество писателя вписывается в литературный процесс указанного периода.
Теоретическая и практическая ценность работы. Значение данной работы в творческом плане заключается в том, что она дает представление о том, как в результате творческих поисков X. Ашинова, связанных с художественно-эстетическими и жанровыми концепциями, обогащалась литература. А исследование этого процесса восполняет тот очевидный пробел, который существует в нашей литературоведческой
науке по проблеме литературного развития 60-х годов. Кроме того, в ней характеризуется тот вклад, который сделал X. Ашинов в поисках эстетических и художественных решений в исследовании характера современного героя.
Результаты работы могут быть использованы достаточно широко при создании истории адыгейской и отечественной литературы. Они могут войти также как учебный материал в курсы лекций по истории отечественной и мировой литературы. Ими могут пользоваться в школах и средних учебных заведениях, где изучаются адыгейская и отечественная литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы и журналистики и кафедры адыгейской филологии Адыгейского государственного университета. Материалы исследования освещались на внутривузовских научных конференциях. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора.
Структура исследования. Характер исследования, цели и задачи определили следующую структуру диссертации: введение, две главы, заключение и библиография.