Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества, изменения социальных отношений, культурной и научно-технической эволюции стала очевидной настоятельная необходимость изучения такого важнейшего феномена, как национальный характер.
Развитие национальных процессов в нашей стране и в мире, особенно в последние годы, показывает, что без глубокого исследования национального фактора в целом (в том числе и национального характера) общество оказывается не в состоянии предпринимать адекватные практические действия.
В последние десятилетия наблюдалось не только ослабление внимания к национальной проблематике в ее действительной глубине и сложности, но и падение роли национального фактора в обществе. Это обусловлено многими причинами, в том числе непониманием специфики духовной жизни, некомпетентностью организаторов культурной политики и т. п. Все это приводит к следующему выводу: без глубокого, конкретного и объективного анализа этого феномена невозможно понимание закономерностей развития национальной культуры, плодотворное управление национальными процессами и их прогнозирование, что немаловажно в настоящее время, когда происходит переосмысление нравственно-этических и моральных ценностей.
В наши дни осознается реальная сложность как самого национального характера, так и процесса его научного анализа. Качественное превосходство в связи с этим имеет изучение этнического психотипа, отраженного в произведениях художественной литературы и отличающегося конкретностью, наглядностью, яркостью и многообразием проявлений. Писатели и поэты, стараясь уловить нечто типичное, общее для представителей конкретного исторического времени, понять современного человека, обращают внимание и на национальные черты психических и ментальных структур личности, складывавшихся веками, шлифовавшихся под влиянием специфических особенностей, таких как природная среда, климатические условия и т.д.
Таким образом, художественная литература дает возможность основательного изучения национального характера, запечатленного в конкретных поступках и действиях героев, позволяет проследить его трансформацию на разных этапах личной истории и истории народа.
Кроме того, в заявленной теме актуализируется и такие черты, как "взаимоизучение", "взаимоотражение" и даже "взаимовлияние"
объекта изучения (национальный характер) и результата этого познания, эффективности его художественного воплощения. Ибо изображение национального характера в произведениях художественной литературы помогает народу осмыслить свое собственное бытие.
Таким образом, направление настоящего исследования состоит в том, чтобы проследить изображение национального характера в балкарской литературе на примере жанра романа.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование национального характера в балкарском романе 1960-1990-х годов, его художественное отражение в современном литературном процессе. Это обусловливает следующие задачи:
рассмотреть в историко-теоретическом аспекте проблему характера в литературе;
выявить общее и своеобразное в национальном характере, запечатленное в балкарском романе;
показать диалектику взаимодействия традиционного и современного в национальном характере как грани его выражения;
выявить основную специфику балкарского национального характера, его основные структурные элементы и типические черты.
Материалом исследования явились прозаические произведения балкарских писателей: романы - "Мурат" М.Шаваевой, "Горные орлы" Ж.Залиханова, "Новый талисман" Б. Гуртуева, "Большая медведица" З.Толгурова, "Была зима" К. Кулиева; близкие по своей форме к романной структуре повести З.Толгурова, А. Теппеева.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды В. Бурсова, Н. Воробьевой, Г. Гачева, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Л. Новиченко, 3. Османовой, Ю. Суровцева, М. Храпчен-ко, а также теоретические взгляды на рассматриваемую проблему ученых северокавказского региона К.Абукова, Л.Бекизовой, Х.Бакова, З.Караевой, А.Мусукаевой, К.Султанова, З.Толгурова, А.Теппеева, Р.Фидаровой, Р.Хашхожевой, К.Шаззо, Т.Эфендиевой и других.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка всестороннего рассмотрения современного национального характера, воплощенного в балкарском романе 1960-1990-х годов. В работе детально исследуются основные грани указанного психотипа, его структурные элементы и типические черты.
Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в том, что она обогащает представление о роли и значении национального характера как литературоведческой категории.
Материал'диссертационного исследования может быть использован при изучении карачаево-балкарской литературы. На основе нашего исследования может быть прочитан спецкурс в вузах соответствующего профиля.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании научного семинара "Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации" (февраль 2000 г.) и на заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (март 2000 г.) и рекомендована к защите.
Основные положения диссертационного исследования изложены в докладах на научно-практических конференциях: "Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры". Первые Эльбрусские чтения (Нальчик, 1996); I Международный конгресс "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру" (Пятигорск, 1996); Межвузовская научно-практическая конференция "Гуманитаризация образования" (Карачаевск, 1997); Межвузовская научная конференция "Литература Северного Кавказа: художественные и методические проблемы изучения" (Карачаевск, 1999) и других.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.