Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Шарипова Руфина Ринатовна

Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе
<
Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарипова Руфина Ринатовна. Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.02 / Шарипова Руфина Ринатовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Башкирский государственный университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Духовные и материальные ценности в литературе. предпосылки развития художественного отображения темы материальных и духовных ценностей в башкирской литературе 13

1.1. Ценности: определение, сущность, классификация. Духовные ценности. Материальные ценности. Деньги и богатство как предметы отображения литературы 13

1.2. Тема социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирском фольклоре, изустной и письменной литературе (V -XX вв.) 27

ГЛАВА П. Художественное отображение темы материальных и духовных ценностей в современной башкирской прозе 47

2.1. Основные духовные ценности в современной башкирской прозе 47

2.2. Отображение в башкирской литературе темы перехода страны к капиталистическому строю (общий анализ произведений с конца 1980-х гг.) 59

ГЛАВА III. Материальные и духовные ценности в творчестве Н. Мусина, Д. Булякова, ф. Галимова 89

3.1. Материальные ценности и духовное обнищание людей в прозе Нугумана Мусина 89

3.2. Образы «хозяев жизни» в творчестве Диниса Булякова 105

3.3. Тема денег и образ предпринимателя в творчестве Флюра Галимова..122

Заключение 140

Список литературы

Введение к работе

Актуальность данной темы обусловлена тем, что анализ
ценностей, отображающихся в произведениях современной башкирской
литературы, поможет выявить ценностные ориентиры писателей
современного поколения, культурную атмосферу эпохи, определить
место духовного богатства и материальных благ в системе ценностей. Это
может открыть новые пути в освещении духовных и материальных
проблем народа в их взаимосвязи в литературе. Необходимость изучения
темы диктуется историко-культурной актуальностью вопросов,

связанных с определенным национальным историко-литературным комментарием феноменов богатства и бедности, денег и материальных ценностей, механизмами функционирования стереотипных литературных формул в сознании читателя.

Какое отношение формирует литература к материальным и духовным ценностям? Как эти ценности отображаются в произведениях и какую субъективно-авторскую оценку им дают писатели? – в диссертации ведется поиск ответов на эти вопросы.

Обращение к данной теме обусловлено размышлениями на тему духовного и материального богатства нации. Почему мы, обладая великим культурным наследием, не процветаем в материальном плане? Какое отношение к деньгам и материальному богатству формируется через литературу? Как взаимосвязаны материальная и духовная стороны жизни? Смогли ли современные писатели перебороть внедряемое в сознание советской властью идеологию, при которой все люди уравниваются, а стремление к материальным благам порицается?

В эпоху капиталистических отношений, когда выживают и
процветают наиболее конкурентоспособные в интеллектуальном,

творческом плане люди (это касается и целых народов), нужно понимать, насколько важна взаимосвязь материального и духовного богатства для развития нации, для того, чтобы у каждого отдельно взятого человека было чувство собственного достоинства, чтобы он имел возможность

проявлять свои таланты, возможность творить, развиваться и

способствовать развитию других. А исследование темы материальных благ и духовных ценностей в современной башкирской литературе позволяет выявить место денег в современном обществе и ценностные ориентиры эпохи, делать выводы об отношении писателей и современников к материальным благам и духовным ценностям через их осмысление существующей действительности.

Научная новизна работы заключается в том, что проблема художественного отображения взаимосвязи духовных и материальных ценностей, а конкретнее тема денег и богатства впервые изучается на широком литературном материале современной башкирской прозы.

Степень изученности темы:

Изучением темы денег в зарубежной и русской литературах занимались многие ислледователи. К примеру, А.Л. Ястребовым проведено глубокое исследование феномена богатства и бедности в русской и зарубежной литературах XIX века. Опубликована монография по мотиву денег в русской литературе XIX века Г.И. Романовой. Есть множество работ, посвященных изучению денежной проблематики в творчестве А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и т.д. Тема денег затрагивается и в работах И. Хериша, Ю. Вильгельм-Шталь, Н.Е. Лихиной,В.Ждановой, И.В. Ружицкого, М. Дубновой, А. Иванова, А.В .Аникина, С.Я. Борового, В.Е. Ветловской, Ю.Д. Левина, Т.А. Милехиной и т.д. В нашей диссертации мы нередко обращаемся и к диссертации З.Н.Рахматуллиной, посвященной изучению менталитета башкирского народа, в котором важное место уделено духовным и материальным ценностям башкирского народа.

Хотя изучению темы денег в современной башкирской литературе
не уделено должного внимания исследователями башкирской

литературы, однако монографий, кандидатских и докторских

диссертаций и других научных работ, анализирующих современную
башкирскую литературу в различных аспектах достаточно много:

поэтике современной башкирской прозы посвящены работы

Г.Н. Гареевой, А.Ш. Абдуллиной, А.О. Хужахметова, Р.Д. Хуснуллиной;
изучением современной башкирской драмы занимались Р.Б. Ахмадиев,
А.А. Фатхуллин, Р.А. Истякова; современной башкирской поэзии
посвящены диссертации Киреевой Л.Р., Каскиновой Г.Н.,

Султановой Г.Р., Утяева А.Ф. При изучении ценностей в современной башкирской прозе мы нередко обращались к трудам Г.Н. Гареевой и А.Ш. Абдуллиной.

Также следует сказать о научных работах, посвященных изучению менталитета, психического склада, ценностей башкирского народа, поскольку они позволяют понять детерминированность обращения

писателей к тем или иным ценностям в своих произведениях. Среди
таких работ можно отметить труды Д.Ж. Валиева, З.Н. Рахматуллиной,
З.Я. Рахматуллиной, Б.Х. Юлдашбаева, А.А. Акчуриной, Л.А. Ямаевой,
В.С. Мавлетова и многих других, занимавшихся исследованием духовной
и материальной жизни башкир. Однако в башкирском литературоведении
отсутствуют отдельные исследования, касающиеся отображения в
художественных произведениях темы богатства и бедности,

материальных и духовных ценностей, что обуславливает необходимость
проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом

направлении.

Цель научного исследования – изучение особенностей отражения темы денег, богатства, материальных благ на материалах современной башкирской прозы и их соотнесение с духовными ценностями, выявление их взаимосвязи и взаимовлияния в мире художественных произведений.

Задачи, стоящие перед нами в процессе исследования:

  1. Изучить теоретический материал по художественному отображению духовных и материальных ценностей в литературе;

  2. Рассмотреть развитие темы материальных благ в башкирском фольклоре и истории изустной и письменной башкирской литературы.

  3. Проанализировать произведения современной башкирской прозы, затрагивающие денежную проблематику.

  4. Изучить, как отображается тема материальных благ и духовных ценностей, их взаимосвязь между собой, рассмотреть образы предпринимателей, богачей и коммерсантов в творчестве Н. Мусина, Д. Булякова, Ф. Галимова.

  5. Выявить закономерности и характерные черты, приемы и художественные средства в мире художественных произведений при изображении темы материальных ценностей, богатства, рыночной экономики и их влияния на духовный мир человека и общества.

Методы и приемы обусловлены целью и задачами исследования. В процессе работы мы опирались на методы анализа и синтеза, описательный, сравнительно-сопоставительный методы.

Объектом данного исследования являются современные

башкирские рассказы, повести, романы, а предметом – художественное отображение темы духовных и материальных ценностей.

Материалом для исследования выбраны произведения

Х. Даутова, М. Кунафина, Р. Султангареева, Н. Игизьяновой, Х. Тапакова,
Т. Гиниятуллина, Ш. Хажиахметова, Ш. Янбаева, Т. Гариповой,
Г. Гайсаровой-Гиззатуллиной и др. башкирских писателей,

затрагивающих тему материальных ценностей, а также произведения других современных авторов, в которых наиболее ярко отражена

проблема основных духовных ценностей. Отдельная глава посвящена произведениям Н. Мусина, Д. Булякова, Ф. Галимова, написанным в 1990–2015-е гг., поскольку их творчество наиболее ярко и полно отображает взаимосвязь и взаимовлияние духовных и материальных ценностей в условиях, характерных для переходного периода. Романы Д. Булякова «Взорванный ад» и «Жизнь дается однажды» являются одними из ключевых романов, рисующих действительность 1990-х годов; в творчестве Н. Мусина (почти во всех произведениях, написанных в последние годы) уделяется большое место денежной тематике и разрушению духовных ценностей; Ф. Галимов является первым писателем, в чьем творчестве показан мир бизнеса и образ предпринимателя в его духовной эволюции (романы «Новый башкир» и «Покаяние распутника»).

Основные научные положения, выносимые на защиту:

  1. В башкирской литературе, как и во всей мировой литературе в целом, основное внимание писателями уделяется вопросу духовных ценностей. Это обусловлено как задачей самой литературы, призванной освещать духовный мир героев, так и мировоззрением, образом жизни, отношением башкир к духовным и материальным ценностям на протяжении всей истории; произведений, касающихся темы материальных ценностей и денег, немного. Духовные ценности всегда ставятся выше материальных благ;

  2. Сюжет современных башкирских художественных текстов, в основном, построен на конфликте духовных и материальных ценностей,в произведениях показано отрицательное влияние денег и материальных ценностей на духовный мир человека. Духовное и материальное богатство обратно пропорциональны друг другу;

  3. Герои и персонажи современной башкирской литературы, обладающие большими деньгами, обычно являются нечестными людьми, т.е. богатые персонажи показаны в негативном свете;

  4. В последние годы наблюдается положительная тенденция в изображении героев-предпринимателей. Создаются образы бизнесменов как людей умных, решительных и целеустремленных.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении рассматривается художественное отображение духовных и материальных ценностей в литературе в их взаимосвязи. Идеи и выводы диссертации могут стать основой для дальнейшего изучения вопроса, а результаты исследований могут быть использованы для преподавания курсов современной башкирской литературы в высших, средних профессиональных и общеобразовательных учебных заведениях.

Апробация результатов работы: основные результаты работы представлены в докладах и выступлениях, публикациях в сборниках международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференций в Уфе (Башкирский государственный университет, 2013, 2014, 2015, 2016 гг.; Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2016 г.), в Сибае (Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, 2013 г.). Опубликовано 17 статей, из которых 14 – по теме научного исследования, 3 – в изданиях, рекомендованных ВАК.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Ценности: определение, сущность, классификация. Духовные ценности. Материальные ценности. Деньги и богатство как предметы отображения литературы

Ценности - это характеристики объектов и процессов мира, имеющие положительное или отрицательное значение для жизни человека и человечества в целом. Ценности - очень широкое понятие, которое изучается во многих науках (философии, психологии, педагогике, социологии, политологии, культурологии). Есть также отдельная наука, изучающая ценности - аксиология.

Ценности играют особенно важную роль в переходные периоды, потому что позволяют выяснить, на какие ориентиры опирается общество. Нередко происходит переоценка ценностей в зависимости от общественно-политических или иных условий, событий, ситуаций. Но должны быть какие-то незыблемые ориентиры, на которых держится гуманистическое, демократическое общество. Какие ценности претендуют на роль таких ориентиров в XXI веке, как они оцениваются писателями - эти вопросы нам предстоит выяснить.

Ценности касаются всех сторон жизни человека и человечества и затрагивают все сферы жизнедеятельности, оказывая существенное влияние на поведение и поступки людей, их социальную позицию, на отношение к миру, к себе и обществу, содержание социальной активности. Именно поэтому интерес к ценностям возник уже в эпоху античности. Уже Сократ выделял такие ценности, как красота, добродетель, благо, знания. Источником зла он считал непросвещенность, именно поэтому стремился давать людям знания, поскольку предполагал, что знания являются основой морального поведения. Протагор считал, что человек уже сам по себе является ценностью, а Аристотель писал, что ценности это источник вещей и явлений, а также причина разнообразия этих вещей. А эпиграфом к монографии Л.В. Баевой взяты слова из древнеиндийского трактата «Шата-патха-брахман» о том, «что человек ценит, чему поклоняется, тем и становится»4.

Изучению ценностей посвящено множество работ, эта тема находит отражение в трудах И. Канта, Ю. Хабермаса, Ф. Кучеры, Т. Гоббсона, Ж.Ж. Руссо, К. Гельвеция, Ж. Монтескье, П. Гольбаха, С. Анисимова, Л. Архангельского, В. Василенко, М. Кагана, Ю. Бакурадзе, Ю. Борева, В. Гречаного, С. Гольдентрихта, А. Гулыги, В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Лосского, С. Франка, Е. Трубецкого, В. Разанова и др. Так как этот вопрос рассматривается в различных науках, подходы к изучению ценностей тоже разные. «Ряд исследователей-философов считает, что сам жизненный уклад целиком обусловлен теми предметами, которые человек использует для своей жизни. Ценности признаются человеком, а не предписываются предметам произвольно. Они как-то связаны с предметами, но не являются их реальными свойствами и не зависят от того, существуют ли эти предметы в действительности. В этом смысле они сами не реальны, а лишь идеальны, но и не относятся к явлениям сознания. Философия также использует данное понятие для характеристики любых оценочных отношений. Социологи считают ценности некоторыми компонентами социальной системы, тогда как психологам свойственно трактовать ценности как элементы структуры сознания личности: интересы, убеждения и т. д.»5.

Исследователи отмечают, что ценностями чаще всего являются не сами предметы или явления, а отношение к ним. У каждого отдельного человека или группы лиц, народа или национальности формируется свой набор ценностей. Так как этих ценностей много, то следует вести речь о системе ценностей, которая обычно является иерархичной. Для башкирского народа тоже характерны свои ценности и все они находят отражение и в художественной литературе.

А.К. Рычков и Б.Л. Яшин говорят о том, что «человек в своей практической или теоретической деятельности всегда ставит перед собой те или иные цели. В этой деятельности он всегда (осознано или неосознанно) опирается на какие-то нормы и правила, следует тем или иным образцам и эталонам, стремится к близким ему идеалам, выражает интерес к некоторому предмету или желание обладать им. Во всех этих и подобных им случаях человек имеет дело с ценностями»6.

Многочисленность определений и подходов к проблеме изучения ценностей определяет и множественность классификации ценностей. На сегодняшний день не представляется возможным классифицировать все существующие ценности ввиду их многообразия по каким-то единым критериям. Следует учитывать, что всякая классификация ценностей по типу и уровню является условной, поскольку в нее вносятся социальные и культурные значения. Наболее приемлимым для анализа литературных произведений считается разделение ценностей на духовные и материальные, хотя такая классификация не может охватить всю полноту этого явления. В нашем исследовании современной башкирской литературы мы тоже подразделяем ценности на духовные и материальные, имея в виду под духовными такие вечные ценности человечества как семья, любовь, свобода, земля, язык, культура, искусство, мир, любовь к родному краю, гуманизм, героизм, милосердие и сострадание, добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость и т.д., а под материальными подразумевая ценности материального плана, которые чаще всего можно выразить в денежном эквиваленте. Мы выбрали такое разделение, поскольку нам интересно, как отображаются материальные ценности (тема денег, богатства и бедности, успешности) в литературе, какое им отводится место в мире художественных произведений, как они взаимодействуют с духовными ценностями (исключают друг друга, помогают друг другу, никак не взаимодействуют) и т.д. А поскольку материальный мир неразрывно связан с духовным, то будем одновременно изучать и духовные ценности, отображаемые в современной башкирской литературе.

Духовные ценности - это некая опора для человека, которая помогает осмысливать действительность через призму своего воспитания, своих идеалов, представлений о правильном и неправильном. Эти ценности помогают оставаться самим собой, бороться с тяжелыми жизненными обстоятельствами, не терять силу духа, опираясь на свои ценностные ориентиры. Благодаря духовным ценностям человек приобщается к чему-то более важному и вечному, чем его собственное земное существование и жизнь его приобретает более глубокий смысл. Духовное богатство - это весь спектр духовной жизни человека, оно включает в себя культуру, язык, традиции, многовековой опыт народа. Духовность определяется умением человека сопереживать и помогать другим людям, умением чувствовать, желанием постоянно совершенствоваться. Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Именно поэтому духовные ценности во все времена ставятся выше материальных, и им отводится большое внимание во всех мировых литературах всех времен, в том числе и в современной башкирской литературе.

Тема социальных противоречий, богатства и бедности, материальных и духовных ценностей в башкирском фольклоре, изустной и письменной литературе (V -XX вв.)

Помимо исторических романов также написано множество художественных произведений, посвященных героям войны и тыла в годы Великой Отечественной войны. С большой любовью авторы показывают судьбу тружеников тыла и героев войны. Рассмотрим, к примеру, повесть X. Тапакова «Медаль».

В повести военные годы показываются через воспоминания главного героя - Гайзуллы. В начале повести он уже предстает перед нами как старик, повидавший все ужасы военных и послевоенных лет. Как человек, разделивший судьбу своего народа, он и сейчас не перестает беспокоиться за будущее своей деревни, своей страны, за будущее новых поколений. Размышления, возникшие глядя на разбитые здания былой фермы, в которых раньше держали овец, порождают в старике воспоминания о детстве, войне, своих родных и близких людях, о чести и достоинстве, о подлости и лицемерии.

Сам Гайзулла не был на войне. Когда его отца забирали на фронт, ему было всего 12 лет. Поэтому речь в повести идет скорее не о военных подвигах, а о мужестве и отваге тех, кто был в тылу и защищал родину наравне с солдатами. Через образы положительных героев автор показывает истинное мужество, благородство, стремление выиграть войну посильным им трудом. У каждого из героев своя жизнь, полная и счастливых моментов, и неимоверных страданий. Все переносят они с достоинством и находят в себе силы жить и бороться дальше. Старый Бадретдин, воевавший и в японскую, и в гражданскую войны, все еще в строю. Несмотря на его речь, полную ругательных слов, душа у него чистая и добрая, в то же время он не терпит несправедливости, подхалимства, лицемерия и открыто высказывает свое мнение. В самое тяжелое время он берет на себя ответственность быть председателем колхоза. Для Гайзуллы, потерявшего мать и отца, он становится старшим товарищем и старается всегда помочь и поддержать его. Председатели колхоза Сагит Алибаев, Нигамат Кутлубаев, первый секретарь райкома Хурматулла Исянбаев, председатель сельского совета Минниса Кунакбаева - это те герои повести, в которых воплощены все лучшие качества человека. Героическая судьба тружеников колхоза особенно ярко и подробно показана через жизнь подростка Гайзуллы Утарбаева. Гайзулла, казалось бы, всего лишь простой чабан, пасущий овец колхоза. Он и сам удивляется, когда ему вручают медаль за трудовую доблесть в 1941 - 1945 годах. «Мне медаль? За что? Неужели за то, что пасешь овец, тоже дают медаль? Если хотели наградить, можно было обойтись фуражкой или сапогами. Медаль ведь дают за подвиг...» Так размышляет Гайзулла. От неожиданности он даже падает, когда идет к сцене. В действительности же, его подвиг повествователь оценивает не меньше, чем подвиги славных героев войны. Можно привести лишь один эпизод, доказывающий его мужество и силу духа. Весна 1944 года наступает очень поздно, корма, заготовленные на зиму, давно закончились. Тогда на собрании колхоза, несмотря на снег, решают выпустить стада на пастбища, чтобы животные не умерли с голоду. Один из отар на пастбище ведет Гайзулла. Когда он уже собирается домой, бродячий пес распугивает овец и они убегают в снежный туман. Обессилевший от дождя и снега, от тяжелого как свинец письма, который лежит в кармане, Гайзулла уже не в силах сделать ни единого шага. Но чувство долга, огромное чувство ответственности, которую он возложил на себя, побуждает идти в поисках стада. Ему дорога жизнь каждого ягненка, каждой овечки, ведь таким образом он тоже помогает тем, кто на фронте. Парень с заботой прижимает к себе ягненка, рожденного среди снежной бури. Чутье подсказывает ему, где может быть его стадо и он находит овец возле скалы. Но их находят и голодные волки. В схватке с вожаком стаи парень одерживает победу. Его не пугает собственная смерть, он боится потерять овец. Когда председатель спрашивает его, испугался ли он, Гайзулла отвечает: «Испугался... испугался, как бы волки не тронули наших овец». Повесть проникнута настоящим патриотизмом. Пусть его герои не участники войны, но они мужественные и смелые. Своим каждодневным упорным трудом они служат фронту, каждым своим поступком приближают победу. Автор сумел в ярких красках показать настоящий героизм народа тыла.

Насколько бы люди не были мужественными и патриотичными, все же главнее, чтобы не было войн и трагедий, где бы пришлось проявлять свой героизм, ведь мир, дающий возможность спокойно жить, работать, создавать семьи, растить детей, заниматься любимым делом, является одним из важнейших ценностей всего человечества. Именно поэтому теме мирной жизни уделяется большое внимание во всех литературах. В современной башкирской литературе тоже много произведений, прославляющих мирную жизнь и отрицающих войну, как разрушающее начало. У писателя Т. Гиниятуллина есть целый цикл повестей и рассказов о воинах («Возле родного порога», «Вот закончится война...», «Туннель», «Контуженный», «Ноют старые раны»), прошедших Великую Отечественную войну. Они пришли с фронта и не могли найти душевное равновесие и войти в привычное русло мирной жизни из-за того, что война отняла у них друзей, любимых, научила быть хладнокровными и грубыми.

Война разрушила и жизнь героя повести М. Карима «Помилование». Еще только начинавший жить Любомир Зух, даже не успев вступить в свой первый бой, был приговорен к расстрелу суровыми законами армии.

В башкирской литературе также находит отражение осуждение войн в Афганистане и Чечне, непродуманной политики властей, уничтожающих мирное начало жизни. Это мы видим в творчестве Т. Гирфанова («Пишу судьбу»), А. Хакимова («Старый солдат, молодой солдат»), 3. Буракаевой («Мозоль») и т.д. Губительное влияние захватнических войн на судьбу человека затрагивается, пусть и не на первом плане, в повестях и рассказах Г. Гайсаровой-Гиззатуллиной «Обитель души», X. Тапакова («Солнце в глазах собаки», «Обреченные»), Б. Рафикова («Араб») и т.д.

Отображение в башкирской литературе темы перехода страны к капиталистическому строю (общий анализ произведений с конца 1980-х гг.)

«Народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин, в основном, пишет на современную тему, работает над созданием образа современника, он рисует жизнь в его историческом развитии»69, а потому, следуя за временем, в его творчестве сюжет довольно часто строится на борьбе духовных и материальных ценностей. Если взглянуть на произведения писателя с точки зрения оценивания в них материальных ценностей, то можно заметить, что мотив денег присутствует почти во всех его романах, повестях и рассказах. Нельзя сказать, что это выходит на первый план, тем не менее, материальное состояние героев, их взгляды на деньги и прочие материальные ценности определяют характер и поступки персонажей. Излюбленная тема автора - тема леса, к примеру, тоже строится вокруг этой проблемы, ведь, в первую очередь, расхищение леса, безжалостная вырубка происходит именно из-за денег, в погоне за богатством, из-за власти, выполнения плана и т.д. Хотя на первый план ставится судьба человека, размышления о его будущем, о будущем лесов, матушки-природы, это часто строится именно на борьбе духовных и материальных ценностей.

Произведения Нугумана Мусина, созданные в 1990-е годы, пронизаны беспокойством за будущее народа. Свои переживания автор вложил в слова главного героя повести «Звериная шкура» Султанбая: «Вот ведь пришли времена. Весь мир перевернули с ног на голову, ни головы нет теперь, ни основы. Сколько лет говорили, что строят лучшую жизнь для народа. А теперь что рассказывают: Вахитов А.Х., Баимов Р.Н. Нугуман Мусин // История башкирской литературы в 6-й томах. Т.6. Уфа: Китай, 1996. С. 580 - 602. якобы только злые дела и вершили. Неужели такое возможно, что все люди нашей огромной страны шли неверным путем?»70 На протяжении всей повести мы сталкиваемся с его рассуждениями о прошлом и будущем. Народу никогда не жилось легко, особенно тем, кто имел свое мнение и старался противостоять суровым условиям жизни, размышляет герой. Его отец Яумбай жил по тем принципам, которые установил для себя сам. Он был охотником, много работал для того, чтобы его семья не жила в нужде. Никогда не преклонялся ни перед богачами, ни перед представителями власти. Он никак не мог понять, почему власти препятствуют стремлению человека жить в достатке, зарабатывая на жизнь своими силами. В годы войны он, желая помочь солдатам, отвез в районный центр мед, мясо, шкуры зверей. Но вместо слов благодарности через несколько дней к нему из центра прибыл прокурор с милиционерами и велел конфисковать все имущество. На попытки Яумбая противостоять им, прокурор зло прорычал: «Закрой рот! Закон в моих руках! Когда судьба страны висит на волоске, ты один собираешься жить в богатстве? К тому же нигде не работаешь! Ты чуждый элемент для советской власти!»71 Яумбай много раз слышал такие слова и на этот раз попытался ответить: «Почему не работаю? Я охотник. А разве советской власти нужны только нищие?» - но его вопрос остался без ответа. Н. Мусин в этой повести словами своих героев неоднократно твердит, что государственный строй, в котором одни люди беспрекословно подчиняются другим, а лучшие побуждения людей отрицаются, губителен для людей. Приведем отрывок из разговора Хакимьяна и Султанбая: «Люди с утра до ночи работают не покладая рук. Вот уже полвека нет и крупных войн. Но почему же мы топчемся на месте? Куда уходит богатство, воспроизведенное руками народа? Никак не пойму. -Наше правительство всегда боялось, что люди разбогатеют и начнут жить в достатке. Когда со всех сторон давят на людей, как тут вздохнешь свободно? Когда это видано, что глядя в рот правительству можно жить в достатке?» Герои размышляют о том, что если в советское время представители власти противостояли частной собственности и не позволяли разбогатеть людям, зарабатывающим на жизнь честным трудом, то с переходом на новый экономический строй жизнь не наладилась, поскольку тут на первый план выступили рыночные отношения, основанные на купле-продаже, к которым основная народная масса не была готова. Приспособились к новому строю те, кто умел обманывать, давать взятки, сказать нужное слово в нужном месте. Неудивительно, что этими людьми оказались те, кто стоял у партийной власти, ведь они лучше всех научились угождать, наводить пыль в глаза, обманывать и воровать. Вот и директор леспромхоза Булашов пришел к Султанбаю с просьбой о том, чтобы он достал для него шкуру медведя. А шкура нужна ему для того, чтобы устроиться на более перспективную должность, поскольку в леспромхозе уже дела идут не так хорошо как раньше. Разворованные, разрубленные леса не приносят ему прежней прибыли. Тут мы видим цепочку взяточничества: Булашов просит Султанбая добыть шкуру в обмен на то, что он поможет сыну охотника поступить в университет; директор «Башлес»а просит у него шкуру в обмен на хорошую работу; а директору шкура нужна для того, чтобы его жена смогла защитить диссертацию.

Образы «хозяев жизни» в творчестве Диниса Булякова

«После поездки в Москву у Лилит изменилось отношение к оплате за свои услуги. Ее учителя очень просто объяснили это: бесплатно - это значит «бес платит». За всю работу надо платить. Работать бесплатно нельзя и невозможно. Поскольку, по их мнению, в этом случае платит шайтан, который впоследствии возьмет двойную цену»117. Сами маги научились зарабатывать хорошие деньги. К примеру, они, якобы, продают каналы для связи с высшими силами. Сорок каналов стоит десять тысяч долларов. А для того, чтобы стать магистром, надо иметь двести каналов. Есть еще и прогрессор, который стоит выше магистра, а следовательно, чтобы стать им, надо иметь еще больше денег.

Таких ворожей, гадалок, магов и всяких экстрасенсов, зазывающих к себе листовками-объявлениями, рекламой в газетах и журналах, развелось в 90-е годы большое количество и все они «гарантировали» счастье и процветание народу, находящемуся в очередном политико-экономическом кризисе. Как известно из истории, всяких колдунов-ясновидящих в начале XX века (после революций, Первой Мировой и гражданской войн) тоже, оказывается, было очень много. Отчаявшийся от разрухи народ, не находя помощи и опоры государства, толпами шёл к ним, иногда неся им последнее...

Автор трилогии «Покаяние распутника» убедительно доказывает, что все эти экстрасенсы, колдуны-ясновидящие не просто шарлатаны, зашибающие «деньгу» с доверчивых клиентов. Роль их гораздо серьёзнее: с помощью «чудес» магии они сбивают людей с истинного пути, указанного детям Адама и Евы в священных книгах - Торе, Евангелии, Библии и Коране. И что эзотерика, оккультизм, магия со своими экстрасенсами, колдунами, многомиллионными брошюрами, лицемерно ссылающихся на священные книги, ничто иное как новое язычество, разрушительно действующее на человечество. Главный герой романа тоже поддается их влиянию и долгое время думает, что благодаря им его душа очищается от грехов и сам он становится лучше. Только пережив многие потери и трудности, потеряв самых близких людей, он находит себя в творчестве, в вере. Причину разрухи в стране, причину беспечности и алкоголизма, нравственного падения он видит в отсутствии веры. Вот что он говорит в своем интервью, который дает для газеты, будучи уже известным художником, нашедшим себя в творчестве, любви и вере: «Наверное, я представитель потерянного поколения. Мы не успели окрепнуть в советское время. Вместе с распадом СССР рухнули все наши идеалы и надежды, весь наш мир был разрушен. Многие из нас не смогли приспособиться к дикому капитализму и погубили себя из-за алкоголя и бездуховности. Если бы у нас была вера, то был бы и духовный иммунитет»118. Автор во главу нравственности ставит веру, на которую потом опираются остальные нравственные ценности. Выход из кризиса для народа он тоже видит в вере. Можно быть богатым, иметь большие деньги, но без прочной моральной основы невозможно быть по-настоящему счастливым и уверенным в своем завтрашнем дне.

Таким образом, проанализировав произведения Ф. Галимова, мы можем говорить о том, что тема денег и материального благополучия в творчестве писателя развивается и постепенно претерпевает изменения. Если в самом начале автор говорит о том, что увлечение деньгами губительно для человека, то изменения, произошедшие в стране с переходом к капиталистическому строю, заставляют его самого заняться бизнесом для того, чтобы прокормить свою большую семью. Флюр Галимов в своем автобиографическом романе «Новый башкир» примеряет роль бизнесмена на себя. Он доказывает, что нельзя жить, опираясь только на прошлый опыт, человек должен развиваться, осваивать новые знания, пересмотреть свое отношение к деньгам, действовать смело и решительно, научиться зарабатывать деньги. И ни в коем случае не находить оправдания своему бездействию, ссылаясь на то, что башкирский народ не способен к предпринимательству, ведь это бы означало неприспособленность народа к жизни вообще. В романе четко проводится мысль о том, что человек должен приспосабливаться к новым условиям, трудиться, пробуждать свои способности. В этом романе автор показывает путь своего героя, которому часто. обходить законы. Но такому поведению героя есть оправдание - надо заботиться о благополучии своей семьи, а во время «дикого рынка» иначе выжить невозможно, нельзя выйти «сухим из воды», если хочешь заработать хорошие деньги. Главное - не переступить черту, за которой потеряешь свою человечность и нравственные ориентиры. Если в этом романе показываются различные механизмы зарабатывания денег и пути решения денежных проблем, то в трилогии «Покаяние распутника» писатель уже обращается к другой, духовной, стороне вопроса. Главный герой, имеющий хороший материальный достаток, начинает поиск ответов на вопросы о самом главном - о смысле жизни, о правильности пройденного пути, о своем предназначении и месте на этой земле. Он приходит к осознанию того, что главное в жизни не материальные блага, а духовная чистота, вера, любовь. Хотя он не отрицает, что человек должен стремиться жить в достатке, ведь это важная предпосылка для того, чтобы человек чувствовал себя свободным, имел право выбора и чувство собственного достоинства, чтобы у него была возможность заниматься любимым делом. Мысль, заложенная в повести «Чудак» о том, что нужно заниматься любимым делом для достижения успеха, находит отражение и в этой трилогии, однако это уже мысль, трансформированная под условия новой действительности.

Во всех произведениях Ф. Галимова прочитывается мысль о том, что человек не должен мириться со своим бедствующим положением, уповая на обстоятельства, а должен искать пути решения финансовых проблем, трудиться, научиться разговаривать с людьми, налаживать контакты, бороться за свое материальное благополучие, ставить перед собой большие цели и идти к ним, несмотря на трудности. А ориентиром, который поможет человеку не сойти с истинного пути, по мнению автора, должна служить вера (иман). Именно она поможет человеку обрести духовную гармонию и достичь материального благополучия, живя по законам совести и чести.