Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв. Агержанокова, Симхан Рамазановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агержанокова, Симхан Рамазановна. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX - начала XX вв. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Майкоп, 1998.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Восстановление правды истории народа и его духовной культуры - одна из первейших задач современности. В ее решении немаловажная роль принадлежит и литературе. Как известно, формирование профессиональной художественной литературы адыгов включает осмысление и эстетическое освоение фольклорно-эпичес-ких традиций и устного индивидуального творчества, традиций русской литературы и адыгского просвещения. При основательной изученности всех названных истоков национальной литературы и особенно роли в ее становлении художественного творчества просветителей XIX века и традиций русской литературы!, для

1 Голубева Л.Г. Из истории просветительства на Северном Кавказе во второй половине XIX века: Литературно-просветительская деятельность А.-Г.кешева (Каламбия): Автореферат диссер. канд. филол. наук. -М..1965.

К о р з у н В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа: дооктябрьский период. - Грозный, 1966.

Тресков И.в. Адыгские писатели и просветители XIX - начала XX века / / очерки истории кабардинской литературы. - Нальчик.

Кунижев Н . li). Формирование жанров адыгской литературы: Автореферат диссер. канд. филол. наук. - М . . 1971. Кунижев М.Ш. Истоки нашей литературы (на адыг. яз.). - Майкоп. 1978.

Хапсироков х.Х. Истоки черкесской дит-ры. - Черкесск. 1973. Еехиэова Л.А. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. - Черкесск. 1974.

Хут Ш. X . творчество адыгских писателей-просветителей XIX - начала XX п.//со. по адыгской лит-ре и Фольклору. - Майкоп.1975. Чамоков Т.Н. В созвездии сиявшего братства. - М.. 1976. Шаззо К.Г. Художественный конфликт н эволю'ция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси. 1978.

Хакуашев А.К. Адыгские просветители. - Нальчик. 1978. Гадагатль A.M. фольклор и становление адыгейской советской литературы // Вопросы истории адыгейской советской литературы. Кн. I. - Майкоп. 1979.

Хашхожева р.А. Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX века. - Нальчик. 1983.

Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. - Майкоп, 1984.

Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы . - Нальчик, 1984.

Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века. Иаль чик. і 996.

адыгейского литературоведения остается одной из важнейших проблема художественного осмысления национальной жизни в русскоязычном творчестве адыгских писателей-просветителей конца XIX - начала XX века. Это звено на долгое время выпало из цепи духовно-эстетической культуры адыгов послереволюционного периода.

Известный ученый Л.Хакуашев еще в середине 70-х годов справедливо заметил: "Вне поля зрения исследователей остаются не только имена отдельных адыгских культурных деятелей, но и целые исторические периоды, общественные организации, без которых. .. невозможно воссоздать подлинной истории адыгов, их своеобразной и самобытной национальной культуры... Прежде всего речь идет о просветителях, о представителях национальной общественной мысли конца XIX - начала XX столетия"1.

Действительно, литературоведческие данные свидетельствуют о том, что до последнего времени оставалось малоисследованным творчество деятелей национальной культуры и литературы этого периода.

Проблема изучения их творчества сложна и не исчерпана в научных исследованиях по нескольким причинам. Это - 1) спорность (вплоть до 60-х годов нашего века) вопроса об отнесении произведений русскоязычных писателей-адыгов к национальной литературе; 2) сравнительно недавний (по идеологическим причинам) ввод в научный оборот творчества писателей и публицистов, работавших в литературе на рубеже XIX - XX веков; 3) сложность эпохи, обусловившей определенные противоречия в политической позиции и творчестве некоторых писателей.

На фоне общих изменений национальной жизни, обусловленных началом эпохи империализма, вовлечения различных народов России в сферу ее экономического влияния, революционизации общественной мысли, еще трагичнее проступают события, наложившие отпечаток на всю общественную жизнь Северного Кавказа второй половины XIX века. Это поражение адыгов в народно-освободительной борьбе против русского царизма; это их длительное сопротивление имперским амбициям России, Турции и Англии; это междоусобные и межплеменные раслри, вызванные отношением к Кавказской войне.

Самым страшным ударом, создавшим реальную угрозу жизни всего адыгского народа, было насильственное выселение адыгов

1 Хакуаиев А.Х. к вопросу ой идейних позициях N.Хаджетлаше и журнала "Мусульманин". // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века. - Нальчик. 1976. - с. ггз.

из родной земли в Османскую империю, последовавшее за окончанием длившейся полтора столетия Кавказской войны. В результате большинство адыгов оказалось за рубежами Родины. Чтобы приостановить этот процесс, потребовались гигантские усилия передовых адыгских общественных деятелей, благодаря чему и сохранилась на исторической родине малая часть адыгов. Несмотря на драматизм жизненных обстоятельств, адыгское общество, пережив потрясение духовно-культурных основ, сохранило себя и продолжило развитие своей культуры.

Необходимо подчеркнуть, что четкое определение рамок адыгского просветительства последнего, предреволюционного, этапа, его общая характеристика не снимают проблем отнесения к нему тех или иных литераторов и деятелей культуры, писавших на русском языке - на Родине или в Турции. Остается нерешенной проблема системного изучения их творчества.

Только с 60-х годов XX века в плеяду ярких представителей адыгских просветителей был возращен Ю.Кази-Бек Ахметуков. До 80-х годов из этого ряда выпадали имена Султан Довлет-Гирея, Ислама Супако. Химиша Хаджемукова и других.

Безусловно, проблемы русскоязычного творчества адыгов интересующего нас периода так или иначе изучались или затрагивались во многих исследованиях адыговедов, но не во всех аспектах. Просматриваются эти вопросы в уже названных монографических трудах, а также в ряде диссертаций, статей и очерков Б.Ку-рашинова, Д.Гиреева, З.Хапсирокова, Н.Шишховой и др.

Все работы в совокупности представляют убедительную панораму художественной мысли просветителей-адыгов на рубеже старого и нового веков. Их русскоязычная проза единодушно отнесена к этапу формирования национальной художественной литературы на родном языке.

Некоторые серьезные проблемы адыгского просветительства на рубеже столетий, связанные с творчеством Ю.Ахметукова, Султан Довлет-Гирея, С.Сиюхова, стали в последние десятилетия- предметом пристального внимания адыгских ученых Л.Бекизовой, М.Куни-жева,А.Хакуашева,З.Хапсирокова,А.Схаляхо,Р.Хашхожевой,К. и Аз. Бузаровых.В диссертации дается характеристика их исследованиям.

Однако остались не включенными в научный оборот со стороны их художественного своеобразия многие произведения Ибрагима Цея, Сефербия Сиюхова, Султана Довлет-Гирея,Ислама Супако, Хи-миша Хаджемукова, Давлет-Гирея Хаткоко; нуждается в дальнейшем концептуальном исследовании художественное творчество на адыгскую тему Юрия Кази-Бека Ахметукова. Есть необходимость в изучении типологических связей произведений литераторов данного периода.

В своей диссертационной работе автор и стремится восполнить эти пробелы.

Цель работы - исследовать творчество адыгских просветителей конца XIX - начала XX века в аспекте художественного осмысления ими национальной жизни.

Реализация цели вызвала необходимость решения следующих задач:

  1. охарактеризовать развивающуюся от этапа к этапу традицию художественного осмысления адыгской жизни русскими писателями конца XIX - начала XX века, установить типологические связи их произведений с произведениями предшественников;

  2. проанализировать творчество литераторов, вновь возвращенных в современную адыгскую культуру: С. Довлет-Гирея, И.Су-пако, Д.Г.Хаткоко, X.Хаджемукова и др. ;

  3. изучить те произведения И.Цея и С.Сиюхова, которые оставались до сих пор не исследованными со стороны своего художественного своеобразия;

  4. установить типологическое и особенное в художественном осмыслении адыгской действительности в творчестве просветителей исследуемого периода;

  5. определить роль поэтов устного творчества в создании единой эпической картины национальной жизни адыгов;

  6. исследовать эстетические решения нравственно-философских проблем мира адыгов в творчестве Ю.Ахметукова. его художественную концепцию адыгской национальной жизни.

Теоретической и методологической основой диссертации являются общетеоретические положения по вопросам литературоведения, эстетики, этнографии, культуры С.Аверинцева, М.Бахтина, Г.Гачева, Д.Лихачева, К.Юнга, Л.Бекизовой, У.Далгат, М.Мижае-ва, З.Налоева, З.Османовой, А.Шортанова; идеи исследователей адыгского просветительства. Диссертация опирается на историко-литературные и теоретические исследования современных адыгейских литературоведов: М.Кунижева. У.Панеша, А.Схаляхо, Ш.Хута, Т.Чамокова, К.Шаззо, Х.Тлепцерше, Н.Шишховой, И.Хатко-вой и др.

Научная новизна работы. В диссертации впервые сделана попытка научно-теоретического исследования художественной концепции адыгской национальной жизни в творчестве писателей-просветителей конца XIX - начала XX вв. в системе преемственной связи традиций русской литературы о Кавказе и адыгского просветительства рубежа XIX-XX веков. Впервые введены в научный оборот произведения таких деятелей адыгской культуры как Султан Довлет-Гирей, Х.Хаджемуков, Д.-Г.Хаткоко, И.Супако; ос-

мыслены в художественном аспекте известные и неизвестные до сих пор произведения И.Цея, С.Сиюхова; исследован художественный мир, "горный космос" (термин Ю.Тхагазитова) адыгов в творчестве выдающегося русскоязычного адыгского писателя Юрия Ах-метукова.

Практическая значимость работы состоит в возможности восполнить известный пробел в национальном литературоведении по исследованию проблем , связанных с художественно-эстетическими явлениями в культурном развитии адыгского общества конца XIX -начала XX века.

Фактический материал диссертационного исследования может помочь в структурировании курса истории адыгской литературы в ВУЗах, в процессе подготовки спецкурсов и спецсеминаров по творчеству адыгских просветителей исследуемого периода.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на межвузовских конференциях в Майкопе (1994, 1996), Черкесске (1995, 1997), опубликованы в работах автора. Диссертация в целом дважды обсуждалась на кафедре истории Отечественной литературы Адыгейского государственного университета.

Структура исследования определяется целью, поставленными задачами и содержанием работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.