Введение к работе
В предлагаемой диссертационной работе «Художественная концепция казачества в романе А.Т.Губина «Молоко волчицы» в контексте северокавказских литератур» впервые предпринята попытка монографического исследования творческого наследия талантливого русского писателя Андрея Терентьевича Губина (1927 - 1992) - создателя уникального эпического полотна - романа «Молоко волчицы», а также целого ряда романов и повестей, отмеченных нестандартностью поэтики и стиля.
Впервые рассматривается природа эпического, точнее ми-фо-эпического начала в прозе А.Губина, осмысливаются особенности поэтики и стиля его творений, включенных в контекст мифо-эпических исканий многонациональной литературы 60-80-х годов.
Несмотря на то, что цель диссертационной работы состоит в исследовании конкретного творчества писателя, до сих пор невостребованного в силу целого ряда идеологических причин, там, где это позволяет материал, мы указываем на параллели, обнаруживающиеся в мифо-эпических исканиях прозаиков Северного Кавказа 60-80-х годов, в первую очередь, в вершинном творении классики адыгских литератур А.Кешокова, опиравшегося широко на мифы и легенды своего народа, как на формообразующий и структурообразующий материал, во многом способствующий выражению эпического духа народного идеала, воссозданного прозаиком.
Речь не идет о сравнительно-сопоставительном анализе во всем объеме этого понятия, а лишь об идентичности творческих подходов писателей разной темы, разных национальностей к народным преданиям, этно-культурньш, фольклорным и литературным традициям своего народа.
В диссертации прослеживается философский аспект литературных исследований, вызванных к жизни философско-нравственными исканиями писателей многонациональной России: Ф.Абрамова, С.Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева,
А.Белова, Ч.Айтматова, В.Тендрякова и многих других. Нравственные искания прозы северокавказских писателей Т.Керашева, И.Машбаша, А.Кешокова, прозы Б.Тхайцухова, М.Батчаева, Х.Байрамуковой, З.Талгурова и других дают основание говорить о новых уровнях реализма в молодых литературах, многоаспектных формах художественного выражения героя и действительности.
Впервые предпринимается попытка проследить связь романа А.Губина «Молоко волчицы» с эпическими традициями казачества, определить место и роль мифо-эпических образов и символов, выражающих традиционные формы мышления казачества, оказавших влияние на формирование поэтики, жанра, стилистического своеобразия и индивидуальных форм романа. Его структурное своеобразие, обращение писателя к казачьему фольклору, широкий размах повествования оказались вполне сопоставимы с опытом создания нового эпоса в младописьменных литературах народов Кавказа.
В 60-80-е годы отмечается выравнивание уровней бесписьменных в прошлом литератур народов Северного Кавказа. Этот период отмечен достижениями в жанровом развитии, созданием крупных эпических полотен во всех без исключения северокавказских литературах.
Исследования северокавказских ученых Г.Гамзатова, С.Ахмедова, Р.Юсуфова, С.Хайбулаева, А.Схаляхо, К.Шаззо, У.Панеш, Л.Егоровой, Т.Чамокова, М.Кунижева, З.Налоева, А.Мусукаевой, Ю.Тхагазитова, Х.Хапсирокова, Л.Бекизовой, Х.Бакова, В.Тугова, А.Караевой, Т.Чанкаевой, З.Караевой и других дают возможность в сравнительно-сопоставительном плане изучить жанрово-стилевое своеобразие романов А.Губина, в первую очередь «Молоко волчицы».
При исследовании проблем стиля А.Губина, содержания и формы его романа мы изучили труды историков казачества. При воссоздании художественной концепции казачества мы опирались на работы историков, этнографов, фольклористов, на произведения русской классики, прежде всего, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, М.А.Шолохова, на труды литературоведов, исследователей творчества названных писателей.
Хорошо зная народно-песенное творчество казаков, А.Губин не мог не воспользоваться тем неоспоримым богатством, которое представляет для искусства народно-поэтическое мышление и язык народа. Впитав через фольклор нравственные, эстетические, духовные идеалы, он перенес традиционно-народную мораль на страницы своего романа, оригинально соединив ее с современными взглядами и традициями казаков.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ обусловлена тем, что творчество А.Губина, и в частности его роман «Молоко волчицы», мало изучены. Предпринятое в диссертации исследование тематически обращено к жизни и судьбе терского казачества, как части населения Кавказа. Это первая попытка рассмотреть творчество писателя в контексте северокавказских литератур в означенный период.
В связи с тем, что молодые литературы Северного Кавказа с момента обретения письменности развивались как неотъемлемая часть многонационального единства литератур народов России, осмысление творчества А.Губина должно происходить именно в этом контексте с позиции сегодняшнего дня. А попытка вернуть его в лоно многонационального литературного процесса представляется задачей весьма актуальной и исследуется в нашей диссертации на конкретном материале творчества писателя.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые в данной работе удалось проанализировать творческий подход писателя к избранной теме с точки зрения современных представлений, отбросив штампы, характерные для того времени, в которое создавался его роман «Молоко волчицы». На обширном материале раскрывается проблема взаимосвязи и взаимовлияния литературы и фольклора, роли и места этно-фольклорных элементов, тем, образов, символов в произведении, осмысливается мифо-эпическая основа романа и тем самым определяется его неповторимость, несхожесть с произведениями, написанными на ту же тему.
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ связаны с темой диссертации и определяются кругом ее проблем: дать характеристику художественной концепции казачества в романе А.Губина «Молоко волчицы», определить особенности стиля и поэтики романа, выявить роль художественного этнографизма как важнейшего компонента романной структуры, рассмотреть принципы вхождения мифо-эпических традиций в творчество А.Губина и соотнести их с таковыми в северокавказской романистике, определить философию образов, как носителей лучших традиций народов и выразителей идеалов казачества.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Главные аспекты диссертационной темы были апробированы в форме научных сообщений и докладов на Международной (Самара, 28-31 октября 1997г.), Всероссийской (Самара, 19-22 ноября 1996г.), межвузовских (Пятигорск, 6 сентября 1997г.) конференциях, опубликованы в форме тезисов по теме докладов, в статье, брошюре, а также в многочисленных газетных публикациях. Результаты исследования были доложены и обсуждены на заседании кафедры литературы в педуниверситете г. Карачаевска.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. Мы полагаем, что данная исследовательская работа имеет практическое значение и может быть использована при создании учебного курса «Литература Ставропольского края», а также при чтении курса лекций по литературам народов Северного Кавказа, разработке спецкурса по проблемам, связанным с мифо-эпической основой романа, создания методического пособия для преподавателей школ, училищ, вузов.