Введение к работе
Актуальность исследования. Природа, ее жизнь, полная загадок и тайн, взаимоотношения человека с природой, его место в строгой ее гармонии - все эти темы по праву считаются "вечными". Обращаясь к ним на протяжении многих сотен лет, писатели, вообще люди творческие и ищущие, решают многие актуальные вопросы, ибо делают "точкой отсчета" самое начало жизни и бытия.
Выбор темы обусловлен актуальностью на сегодняшний день самой проблемы взаимоотношений человека и природы и связан с необходимостью ее осмысления в философском, культурологическом и нравственном аспектах.
Тема человек и природа возникает на самых ранних этапах процесса познания и деятельности человека. За столетия сменилось множество философских и культурологических концепций, определяющих место человека в системе мироздания, роль природы в жизни человечества. От сыновнего почитания и благоговейного трепета перед ее величием до открытой войны и пренебрежения - такова амплитуда этих идей. Чем дальше, чем быстрее и неотвратимее развивается человечество по пути технократического развития, то есть удаляется от природных основ бытия, тем настоятельней оказывается внутренняя необходимость человека вернуться к своим истокам, переосмыслить свое существование.
Переживаемый нынешним поколением апофеоз отчуждения человека от природы, когда человек утрачивает сокровеннейшие, особые и неповторимые качества своей души и личности, становясь лишь придатком к всевозможным механизмам, осознавая гибельность выбранного технократического пути развития, порождает тревогу за будущее существование человечества в сердцах писателей, художников, деятелей науки и культуры. Но ситуация, сложившаяся к концу XX века, к сожалению, есть закономерный
итог всего предыдущего развития человечества. Безусловная актуальность избранной темы, по нашему мнению, заключается в злободневности на сегодняшний день самой проблемы человек и природа в сознании людей, в жизни общества, политике, экономике и т.д.
В постановке и решении проблемы взаимоотношений человека и природы традиционно на первом месте обязательно упоминается homo sapiens. Глазами человека видится тот сложный мир, окружающий его, и взаимоотношения с этим миром. И в искусстве слова (и это составляет его специфическую черту) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Образ же природы как персонажа, героя произведения чрезвычайно редок. Поэтому, вероятно, до наших дней в литературе и художественной критике сохраняемся ір^диция (или стереотип) изображения пейзажа лишь в двух основных установках: 1) как фон действий человека и 2) как средство психологизации личности. Отсюда и некоторая неразработанность темы человек и природа в литературе, критике и теории литературы. Существующие работы (по преимуществу статьи) касаются творчества того или иного автора, попутно затрагивая интересующую нас проблему.
Решение проблемы взаимоотношений двух равных субъектов - человека и природы - поможет понять прежде всего самого человека, осознать его место в системе мироздания и оценить тот путь развития, которым движется человеческая цивилизация.
Цель и задачи исследования. Опираясь на общетеоретические положения по данной проблеме, а также на труды исследователей-литературоведов, в своей работе мы ставим следующую цель: раскрыть особенности взаимоотношения и основные тенденции отражения взаимовлияния человека и природы в современной северокавказской прозе, выявить роль пейзажных зарисовок и образов природы в воплощении идейного и художественно-
эстетического замысла, а также в композиционном построении произведения.
В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:
исследовать истоки "чувства природы" в современной северокавкззской прозе (повести);
выявить мифологические представления о действительности, запечатленные в эпосе "Нарты", и их проявление в современной северокавказской повести;
определить основные мифологемы, используемые северокавказскими писателями, и их функции в построении произведения и в раскрытии его идейно-сюжетной нагрузки;
определить специфику использования общеизвестных и распространенных моделей мира (Мировое Древо, Мировая Гора) прозаигши Северного Кавказа;
сопоставить отношение к проблеме взаимосвязи человека и природы в> мировой художественной культуре и литературах Северного Кавказа;
исследовать роль и воспитательное значение решения литературой Северного Кавказа проблемы человек и природа в формировании "экологического сознания".
Одной из важнейших задач исследования является попытка определить истоки того общего, связанного с важнейшими тенденциями развития мирового литературного процесса, и особенного, что отличает литературу региона, составляет ее своеобразие и самобытность.
Теоретическая и методологическая основа работа. Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных философов, литературоведов, культурологов.
Важную роль в формировании авторской концепции сыграли труды зарубежных ученых, связанных с теорией психоанализа и творчеством человека (К.Юнга, К.Кастанеды, Х.Керлота), и работы ведущих отечествен-
ных литературоведов по вопросам теории и истории литературы (Бахтина М., Гачева Г., Кожуховской Н., Лосева А., Мелетинского Е., Проппа В., Семеновой С, Эпштейна М.); работы по проблемам развития младописьменных литератур и их связи с мифо-поэтической основой народного творчества (Абаева В., Бекизовой Л., Далгата У., Ломидзс Г., Мусукаевой А., Пансш У., Султанова К., Толгурова 3., Тхагазитова Ю., Шаззо К.). Научная новизна исследования. В настоящей диссертации впервые предпринята попытка анализа взаимоотношений человека и природы как равноценных субъектов мироздания. С учетом последних достижений научной мысли (в области ннформологии, синергетики, уфологии, экологии) нами делается вывод о наличии двух моделей мира в сознании современного человека, отраженных в произведениях культуры и искусства. И в соответствии с гггими моделями рассматриваются художественные концепции, иллюстрирующие взаимосвязь человека и биосферы, созданные писателями Северного Кавказа. Определенную новизну представляет и подход к анализу художественных произведений в связи с теорией архетипов сознания. Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая ценность данной работы состоит в том, что в ней обосновывается роль природы, окружающей человека (в данном случае, Горного Космоса), на особенности его сознания и мышления.
Сделанные в ходе работы выводы могут послужить основой для дальнейших, более глубоких исследований, связанных с проявлением в современной северокавказской литературе мифологических представлений о действительности и архаических моделях мира, имеющих тенденцию перехода в символ.
Материал диссертационного сочинения может послужить базой для спецкурса, а также учтен при создании учебных пособий, разрабатывающих проблемы развития литератур Северного Кавказа.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были изложены на республиканских научно-практических конференциях "Проблемы развития государственных языков КБР" (Нальчик, 1996, 1997), заседании научного семинара "Проблемы литератур народов Российской Федерации" при КБГУ (Нальчик, 1998) и отражены в публикациях научных изданий.
Диссертационная работа бьша обсуждена на заседании кафедры русской литературы КБГУ (март, 1998 г.) н рекомендована к защите. Объем и структура работы. Диссертация содержит 165 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.