Введение к работе
Актуальность исследования. Художественная правда всегда сохраняет независимость оценки кизненных явлений, объективную достоверность в их воспроизведении, несмотря на идеологическое,политическое, мщювозренческое воздействие общества. Это утверждение в равной мере стносится и к тем прокззедениям, которые была запрещены правящим в данном обществе политическим рег.кмж и его идеологическими институтами, были отвергнута обществом и самими его авторада, поскольку подвергнутое обструкция произведение,хотя бы и в скрытом, невылвленном виде, все ке влияет ка развитие культуры, граадансксго самосознания.
В истории муровой культури; подобные фркты не столь редкк. Здесь можно было бы назвать несколько произЕедеч;й, начиная от "Одиссеи" Гомера и "Шахнамь Фкрдоус* и вплоть до "Доктора Естза-го" Б.Пастернака, "Конармии" И.Бабеля, "Котлована" и "Чевекгура" А.Платонова.Быта преданы 5абзентаиоамечательнке г*роизведенкя великого казахского пис'атзлч Мухтара Ауэзова. За участие "в подпольной контрреволюционной организации, созданной для свержения советской власти и оказываемой поддержку басмаческому двккению в Средней Азии"1 - писатель был арестован. С 1930 по 1932 год он находился в заключении ж лишь ценой отхезв от таких своих шедбв-ров как "Лихая година", "Выстрел на перевале", "Хан Кене", "Ка-ракоз", "Енлик-Кебек*?, опубликованного в форме открытого письма с признанием своей вины за "искажение исторической сравдк", был освобоаден.
Только через сорок пять лет, благодаря настойчивости н гракданскому мужеству Ч.Айтматова и переводчика А.Пактхелева повесть "Лихая година" была опубликована в журнале "Новьи мир" (1Э72г., № 6), а пьеса "Хан Кене" издана лиаь в I98S году, да л то в сокращенном виде.
Вплоть до мйіогрьфкк "ocaBycMt-hbe"'-, представляемой народу с другими публикациями автора на сокекзнке ученой степеди кандидата филологических наук под названием "Худокесгвсшіая и историческая превда...1', респуоликанская н всесоюзная критика ограничивалась лишь кратким анализом этих произведений в отдельных
-
Архив КГБ Республики Казахстан. Групповое дело № 2Э70
-
"Казахстанская правда? 1932., 10 июнь.
-
Журтбаев Т. "Бейуак", Алма-Ата. "Казахстан", 1990 г.
статьях, не касаясь творческой биографии автора в период их написания и публикации-1- названных повестей. Даке историки предпочитали не углублять исследования о причинах и следствиях национально-освободительного восстания казахов в ISI6 году, при анализе повестей "Лихая година" отмечали лишь классовую подоплеку описываемых з повести событий. Причем оценивали односторонне, с позиций господствующей идеологии. За истекшие со времени восстания и написаній повести, посвященной ему, почти семидесяти лет, лишь во времена так называемой "хрущевской оттепели" появилась только одна монография правоведа Г.Сепаргалиеве "Карательная, политика царизма в Казахстане" (1966 г.) , а также статья Р.Нурга-лкева, посвященная "Лихой године".2
Поэтому исторические сведения, а твкке исторический и худо-кественный анализ становления и развития национального самосознания, внутренние механизмы общественного двикения, рассматриваемые в неразрывной связи с событиями личной жизни писателя,при обретают ныне особую актуальность.
Рассматривая отношение М.Аугзова к карательной политике колониальной администрации во время национально-освободительного восс -ения казахов в 1916 году.лдагсианскую (кульуптрегеуокую) функцию русского народа в Казахстане, в твкке широкую пвнораму народной яизни, с ее непримиримыми протиаореч: ши, пьелукивтими "питательной средой" восстания, автор не ограничился использованием малоизвестных документов, сведений и версий. Сознательно отка эвшксь от многих, на его взгляд, устаревших выводов и тол-коианкЁ причин и характера восстания, он ьыдвигвет собст'энные, достаточно аргументированные доводы в лользу радикального пересмотра как самого исследуемого периода, так и внутренней мотивации творчества великого казахского писателя. Автор высказывает убеждение, что такой подход необходим именно сейчас, когда в ли-
-
Кедоина 3. Творческий подвиг Мухтяра Ауэзова. Б кн. Мухтер Ауэ-зов". Собрание сочинений, т„1.М.,Т?73, с.5-30. Н.Габдуллин. Ел ашуы-кан ашуы.("Кили зэмзн туралы) "Казак эдебиетГ 1974 6 дек., Габдиров И. Выстрел на перевале. hnpocTop"tI9S3fl'» 2,Дуйсен-баев Искак "Килы заман" туралы, "Еулдыз", i977, № б.Р.Дядагужин "М.Ауэзов. Творчестзо в контексте истории",игдэнную на английском язше Казахским отделением ВААЛ СССР в ГЭ87 году и его ке статью а курналз "Жулдуз", № І, 1988 г.
-
Нургалиёв Р. "Килы заман" -цандай туынды?". ;,. К.озак, эдебкет!" 1967, I сентябрь.
тервтуроведении идет процесе решительной переоценки системы ху-~ дожественных ценностей, приведение их в большее соответствие с собственно худоаественяыми критериями.
Путем детальной проработки целого ряда моментов, ранее мало (или недостаточно) учитываемых ученшли-литературоведами, автор ставит перед собой задачи адекватно воспроизвести культурную и духовную атмосферу времени, в котором происходящие события, их художественное исследование и философоко-нсторическая и мировоззренческая установки писателя находились в неразрывной взаимосвязи.
Автор монографии занимается изучением аизни и творчества М.Ауэзова более пятнадцати лет. Результатом этих исследований стали публикации (около 75 п.л.), в которых, впервые в казахском литературоведении, призеденч имена и биографии всех прототипов произведений М.Ауэзова,исследованы исторические основы и социально-психологический фон, легшие в основу повестей, проблеми соотношения исторической и художественной иравды. Б настоящее время готовится к изданию объемная монография "Творческая биография и художественней мир Н.Луззова (Изд-во "ззутк", 35 п.л.), а такае исследования "О деле 72 алвшординцев" (25 п.л.), основанные на материалах судебного следствия, хранящееся в архивах КГБ. Монография "Бейувк " ("Безвременья") основана на находив-, шимися под запретом с конца 20-х годов повестях М.Ауэзова "Выстрел на перевале" и "Лихая година". Хотя "Выстрел на перевале" стал переиздаваться о начала 60-х годов, а повесть "Лихая година", имеющая резкую антиколониальную направленность, с начала 70-х годов, эти произведения до сего времени не стали объектом специального изучения.
Методология роботы построена на параллелях л сопоставлениях худсаественкых текстов поеєстєй "Лихая година" и "Выстрел на перевале" с архивными материалами, публикациями, я такке с воспоминаниями непосредственных участников и свидетелей исследуемых событий, записанными автором. Его дало возможность для детального изучения периоде, позволило внести существенные коррективы в его оценки, тесно связать худоаественную и историческую правду с личной судьбой М.Ауэзова, разглядеть причины, оценки народного восстания через худокооївснное и мировоззрен-
ческое восприятие писателя1.
Пели исследования:
~ на базе архивных, эпистолярных, опубликованных Митериа-лов, а таккє не основе самостоятельных полевых исследований радикально пересмотреть оценки повестей "Лихая година" и "Выстрел не перевале", исключительно исходя из системы ценностей собственно историко-литературного характера.
Такой подход нашел свое выраг;ение в монографии "Безвременье", е которой впервые з республиканском литературоведении анализируются произведения казахских писателей, разоблачающих ьагубное воздействие целенаправленно проводимой царским рекимсм колониальной политики на национальную культуру, на идею политического и культурного возровдения народа.
Таким образом моногрефищ имела цель,используя первоисточники, раскрыть творческую лабораторию М.Ауэзова, особенности его работы над созданием исторических произведений, вместз с тем в работе, посредством освещения не изученных материалов и возникающих в связи с ними вопросов, проведен сопоставительный анализ с процессами, происшедшими в общесоюзной и мировой лзте-рг-^уре. Свою задачу исследователь видел в наиболее полном раскрытии худохесвенной правды и мастерства М.Ауэзова при исполь-аовании ил: первоисточников в зависимости от 'іазвитіл скжета и худогествсной идеи, в показе своеобразия выразительных средств писзтелк (диалог, портрет, пейзаЕ, авторское повествс іание,"поток оознэнам", психологический анализ, сравнение, монолог героев и персояакей и пр.), э воссоздании и художественней интерпретации биографий прототипов героев и персонажей исторических
I М.Эуезов "Ашых. хат", "Казак, тілГ, ІС22, 27 аБГуст; М.Вуезов "Казак, едебчетівін чазїргі дзуїрі", "Шеллан",1922, li 2, 3 стр: М.Эуезов "Квзактая кдлем к,9йратк"ерлерІне апш, хат",
отандыгы улттар*, "Казакстач баспасы". A.I93D; йЭуезулы Мух-тардын хаты", т'Сосдалды Казахстан", 1932. 10 июнь; Эуезулыныв сезГ. "Зцебиет майданы", 1933, К I, 63-65 беттер. "Алматыга Мухтар Зуеэсв келдГ, "ТІлшГ, 1927. 10 июнь. Эуезулы. "фиш задан". Историческая повесть об Албанском восстание в 1916 г. от издателя. Казиздат, 1929 г.
- о -
произведений. Такой внализ дает возмоанесть для более полного раскрытия худовественного мира Ауэзове.для поникания подлинней значимости творчества писвтеля в культурном и духовном мире как казахской нации, так и в кентЕксте мировой культуры.
Задачи исследования определяются поставленными селями, в ' числе которых:
осуществить гналкз степени изученности исторических произведений М.Ауэзова, посвященных борьбе с колониальной политикой и действием карательных отрядов, подавивших национально-освободительное восстание 1916 года.
на основе анализа привлечь внимание к односторонности вульгарно-социологических, не научных оценок, господствовавших при рассмотрении наследия М.Ауэзова на вротякеяли всего периода изучения творчества пгсятеля, направленных на выхолащивание, деперсоналізацію творческого процессе в угоду идеологических приоритетов;* ,
ввести в научный оборот исторические материалы,- позволяющие ликвидировать "белив пятна", зознихшие в истории культу?-
ры. В работе ставилась цель дать объективно правдивую оценку культурно-просветительской деятельности литературных кругжов .
I Даниал /Ыскаков/. "Коргенскздар" "Сана",1922 к.* 2-С; А.Пиль.
"Каракоз", "Советская степь",1927,21 ызрта. . * '.,
К.Орманбайулы, "Каракоз", "Ьнлік- Кеоех", "Еыл кусы", 192«,И 2-87-986; Сау№>шы /Свмзгул Садуа- '; K9C02/ "Театр соуык", /М.Эуезулыцын "Каракез" пьесасы тура- ' лы"/, "ТІлшІ", 1926, 16 январь. Г.То?нвяулы. "Эдебиет капе :-;: - - сын кдселелері", ^ызылорда,1929 156-1606: 0 творчестве писателей-казачов , "Советскэя стель , 1929, І9 апрель. Баскармадэн. йуезулы ВДхтарднн хети туралы. "Соцкедды Цвзщ-стая", 1932, 10 июнь. Г.МусІрепулн. "Хан КенекІ" к.алай т^зе-ту керек?", "Содиалды Казахстан*. 1934, 24-26 май. Сэкен. /С.СейФуллш/. "Хан Кене" туралы. "Єдебиет майдана" 1934, \Ь 5. "ще раз о ''Хан Кене", "Казахстанская тээзда", 1934, 1С июль, Т.Жургенез. 0 пьесе "Хан Кене" и ее критиках , "Казахстанская правда", 1934 г. 12 июнь Р.Кургелиев "Целы . замен" какдай туынды?". "Кезак вгеЛиетт»11 1957, I г.кггяСрь.. л.Айтматов "вместо предисловия", "Новый мир", "1972^ й 6, Э.Шарппов "Алгы сез", "Жулдыз", 1974, № 8. С.Кояамкулов "Ереуїлтобз", "Еуадыз" ^1977.- 9. Э.Маргулан. "Жадывда калган каксы кундер", "Жулдыз0, "1977, Й 9. А.Нус1пбеков, "йзтэричес/ий кстокь повестей М.О.Ауэзова "^илы звман" и "КарапК\яраш", в сбор. "М.О.А.уэзов - классик советской литературы", "Гылш", 1980 г.
"Алка" и "Табалдыршс", их программным документам, пониманию роли культуры в обществе, херактера дискуссий о классовой сущности литературы и искусства и отношение к ним М.Ауэзова, их влияние на творческую лабораторию писателя;
более полно познакомить общественность с историко-культурным контекстом периода создания повестей "Лихая годика", "Вист-' рел на перевале";
осуществить сопоставительный анализ метола и практики при художественном освоении исторической тематики классиков мировой литературы и творчества М.Ауэзова. Раскрыть их отношение к взаимосвязи и отличиям реального исторического процесса и его художественного воплощения в литервтуре, понять принципы,на основе которых происходила творческая интерпретация г. определялась идейная позиция писателя по отношению - к описываемым событиям.
при анализе этих вопросов автор постоянно аппелировал к таким категориям и худскественным компонентам, как худокест-веннвя и историческая правда в их диалектическом взаимодействии, художественному образу и его истерическому прототипу; ис-? торическсе событие я конфликт, их эволюция, их реэльньл и художественная логчка, соотношение сюкетя"и композиционного строя произведения; мастерство писателя при передав собіл.ий поспед-сгвом диалога, психологического анализа, пейзаке, обрисовки портрета героя и переонага, своеобразие стиля, эмоционального нап лнения языке в их пульсирующем изменении, роль авторской речи в зависимости от задач художественного решения.
Для выполнения этих целей автору пришлось решить целый ряд проблеуі, стоящих sa пределами темы исследования таких как: определение уровня исследования к характера выводов специалистов-историков о национально-освободительном восстании казахов в 1916 году, изучение Еизни и деятельности'таких государственных и общественных деятелей Казахстана как А.Букейханов, А.Бай-турсунов, М.Дулатов, Ж.АЙмаутов, М.Еумабаев, М.Тынышлаез.К.Куа-яышпаеь, С.Садвакасов, Б.Сулеев, И,Дкансугуров, О.Дкандосов, Т.Рыскулов, А.Маргулан, Г.Мусредов и других. В процессе этой рэботн автор принимал участие в публикации статей и отдельных произведений этих деятелей, ; воспоминаний их современников,
изучал материалы из Госархива Республики Казахстан и архива КГБ,"" относящиеся к исследуемому периоду.
Степень изученности проблемы повлияла на виборі конкретних аспектов исследования при анализе соотношения исторической и художественной правды, а твкке при оценке яизненных обстоятельств и их роли в становлении мировоззрения писателя. Монография "Безвременье" является первым наиболее полным исследованием по этим вопросам в казахской литературоведческой науке. В ней автор стремился охватить значительный как по количеству, так и по тематике массив научно-исторической и научно-популярной литературы, периодических изданий и архивных материалов. Такой подход обусловил исследование, которое было соорентирсвано по ' основная направлениям:
1) архивные, печатные материалы, полевые записи воспомина
ний современников, эпистолярные документы, следственные материа-'
лы, касающиеся исследуемых событий1.
2) изучение собственно литературоведческой проблемы, свя~\
занной с обработкой астатических событий, легших в основу худо
жественных произведений М.Луэзовэ '. ,-" :
Источники..Основнымп источниками проведенного исследования
/.слуаили материалы из вышеуказанных, фондов Государственного ар- '.
хива Казахской ССР, Семипалатинского областного партийного ар-..
хива, Селйяалатшокого областного архива, фондов Семкпа'латкн- ',
ского краеведческого, музея, Литературно-мемориального музея Абая
I См.: Садвокасов. "Я не могу согласиться с мнением т.Голощеки-' на", (речь на 71 краевой партконференции,ноябрь 1927 г. Он se. О национальностях ч националах. "Большевик", 1928, й I, Тоболов К. "Против линии национальной демократии" (Ответ, тов. Садвокасову), "Большевик", 1928,» I; Курамысов И. "О садво-касовской индустриализации", Исаев У. "О национальнгтгях и буржуазных националах и др. , "Советская степь",1928,27 февраля. 6-я Всекззахская конференция ВКП(б) 15-23 ноября 1927 года Стенографический отчет.Кзыл-Орда,1927г. Марткненко Н. "Алат-Орда", Сборник документов г.Кзыл-0рда,1929. Брайнин С> ШаФи-ро Ш. "Очерки по истории Алаш-0рды.А.,1934, Т.Рыскулов. "Избранный труды". А. "Кяяяхст2Н,ГЭ4. В.ІІ.ЛЄНШ. Полное собрание сочинений.т.5, стр.320, т.6, стр.33, т.7,8,с.35; т.26, с.329; т.30,с.58-360;
2 З.Кедрина. "Мухтар Ауэзов". Критико-биографический озеок. М.
Советский писатель,1951. А.Нуркатов. "MSxrap Ауезов". Моногра-фиялык очерк. Алматы.1957; М.Каратаев. "Mjxrap їуезов" '"Мазуты", 1967. Е.Лизунова. "Мастерство Мухтарв Ауэзова. "Наука", 1968. Р.Нургалиев. Трагедия табигатн. "жаэупш". 1968.
и Литературно-мемориального музея М.Ауззова, фондов Государственного архива Республики Кыргызстан и Кыргызского государственного университета (библиотека академика К.Щахина), фонды архива АН Республики Кыргызстан, записи воспоминаний современников писателя', находящиеся в личном архиве автора*-. Степень новизны.
-
История создания повестей "Лихая година", "Выстрел на перевале" в контексте историко-архивных материєлов исследуется впервые. Такое более емкое исследование создало оптимальные предпосылки для раскрытия индивидуально-авторского отношения к описываемым событиям в его соотношении с объективной действительностью, зафиксированной в архивных документах.
-
Монография "Безвременье" является, по-сущест_у, первым в казахском литературоведении целенаправленным исследованием, затрагивающим вопросы диалектики худонественной и исторической правды.
-
Автор монографии впервые предпринял поиск прототипов героев исторических повестей М.Ауззова, документально доказав их реальное существование.
-
Такие . впервые в монографии дана принципиальная, основанная на архивных документах, непосррпственно относящихся к описываемым в повестях М.Ауэзова событиям и "а анализе сущности колониальной политики русского сазодернавия, объективно-до-
Ы.Дуйсенбаев. "М.Буезов". "Рылым". 1974. "БГздІк, Мухтар"". "Чазушы". ГЭ76.Л.9уезова. Ы.О.Эуезов творчествосында Казахстан тарихынын, проблемаларч. "Мектеп". 1977. Р.БердГбяев. "Казак тарихп романы". "Гылым". 1979. Ш.Елеукенов. "L-мандас парасаты". "Еазушы".1977. "Певец народа". "Наука",1977. "Мух-тар Ауэзов-классик советской литературы". "Наука". 1980. С.Кирабаев. "Шындык. аэне тырарма". "Жалын". 1981. Т.КвкІшев. Оцаша отау". "Жазушы", 1982. М.Мырзахметов. "Мухтар Эуезов иэне абайтану мэселелерГ. "Гылым", 1982. Б.Кенкебвев. "Жылдар кемісі". "2азушы", 1984. З.Ахметов. Поэтика эпопеи "Путь Абая" в свете истории ее создания". "Неука", 1984. "Мухтар Эуезов тагылымы". "Еааувш", 1987. З.Кабдолов "Арна". "Еазушы", Г988.
1 См.: Государственный архив Республики Казахстан.: фонд - 76, фонд - 44, фонд - 64, фонд - 1778, фонд - И37. фонд - 1368; Семипалатинский областной архив: фонд - 72,фонд-- 73: Краеведческий музей Семипалатинской области: фонд -659. Архив КГБ Казахстана. Следственное дело № 124; т.1-7; дело.й 2370: т.1-4; Государственный врхив Кыргызстана: фонд-1481, фонд - 27-23, Яюнд - 1465; Библиотека.Киргизского государственного университета (Архив академика К.К.Юдохино) -
стоверная оценка национально-освободительного двикения казахов в 1916 году.
5. В научный оборот введено около 600 архивные документов и свидетельств непосредственных участников и свидетелей событий, связанных с восстанием 1916 года.
Практическое значение доследования. Монография "Безвременье" и связанные о ней другие публикации автора открывают
новые возможности на путл изучения творчества М.Ауэзова 20-ЭО-х годов. В качестве необходимого учебного пособия она, с момента публикации, стала использоваться преподавателями ВУЗов для разработки слец.курса лекций о творчестве М.Ауэзова. Благодаря обилию архивных материалов, монография мокет быть использована как специалистами-историквми, так и читателями,интересующимися историей Казахстана для изучения причин и следствий национально-освободительного двикения 1916 года и его худодественного осмысления в творчестве М.Ауэзова.
Апробация работы. Монография была обсукдена на совместном заседании отделов по лучении наследия М.О.Ауэзова и теории литературы Института литературы в искусства им. М.О.Ауэзова АН Республики Казахстана, на кафедре казахской литературы Семипалатинского педагогического института, а такяе на пленуме Ссшза писателей Казахстана, посвященном проблемам истории литературы и изучению так называемых "белых пятен". Автору за монографию "Бейуак."' была присуждена республиканская премия цм.Шакарима Кудейбердиева, которой отмечаются лучшие произведения в области документальной прозы и истории литературы. Отдельные главы монографии были переведены и изданы на кыргызском языке.
Структура работы. Монография "Безвременье", представленная на соискание ученой степени кандидата филологических наук, состоит из двух частей и одиннадцати глав.