Введение к работе
Актуальность теми диссертации. 3 изучении начального периода истории русского советского романа нашим литературоведением сделано немало. В исследовательских работах рассматриваются: сама история романа (Гура В., Кузнецов-.. М. и др.); идейно-тематическая проблематика романов (Белая Г., Иванов В., Метченко А., Шегзуков С. и др); место.того или иного произведения среди романистики определенного периода (Кузь-менко й., Плотквд Л., Сяороспелова Е., Якименко Л.и др.); эволюция отдельных форм романа (Андреев Цг, Бузник В., Гроз-нова Н. и др); его структурные' и стилевые особенности (Баранов В., Белая Г.,. Великая Н., Скороспелова Е., Хабин В. и др.); значение традиции русской классики (Ершов Л., Хватов А., и др.), и т.д.
Имеются работы, е которых сделаны попытки осмыслить литературные явления пореволюционной эпохи в связи с формированием психологии нового человека (Бчрсзнихова Л., Компанеец В.,' Мартынова С.,' Скобелев 3. и др.).
В результате этих исследований дозольно полі о изучен ряд проблем, связанных с художественным познанием человека. Однако к настоящему времени, когда мы стали располагать значительной суммой фантов, неизвестных ранее, многое в отих трудах нуждается в существенной корректировке.
В последнее время 20-е годы снова привлекают внимание многих исследователей. Возвращаются имена, книги, в которых обрисована сложность и драматизм пройденного "пути, истории Отечества в XX столетии, что несомненно обогащает наши представления о художественных, творческих поясках, о литературе и искусстве той нелегкой поры. Словом, происходит критический пересмотр сделанного, корректируются устоявшиеся сеэнки и мнения.
Та актуальная потребность нового мышления, какую предъявляет сегодня наше историческое время, неизбежно диктует из-Еестнузэ переоценку ценностей и з отношении.так называемой классической литературы, ибо живой*, плодотворный процесс самопознания общества не прекращается. Более т-зго, без него не может развиваться никакое искусство.
Из множества вахных проблем истории, теории и практики
литературы XX века мы прежде всего выделяем тему - "Характер и обстоятельства в ранней русской прозе о деревне" на примере романов Александра Неверова 'Туси-лебеди" и Леонида Леонова "Барсуни", как наиболее значительньгх и показательных в литературе этого периода.
'Еще на раннем этапе, с легкой руки теоретиков революции (Бухарин, Зиновьев, Свердлов, Троцкий), критика сосредо-'. точилась больше на "ломке" деревни этих лет, причем именно "Барсуки" и "Гуси-лебеди" -чаще всего оказывались предметом литературно-критических споров. В значительной мере по этой причине литературная критика и не стремилась в первые годы революции обобщить художественный опыт писателей, связавших свое творчество с деревней. В многочисленных откликах о деревенской прозе критика, как правило, подчеркивала необходимость изживания "остатков" крестьянского сознания и мышления. -^
И до сих пор в научных трудах, посвященных литературе 20-х годов о деревне, проблема характера и обстоятельств зачастую рассматриваются лишь попутно, хотя очевидно, что в экстремальных условиях (революция и т.д.) эти два фактора приобретают первостепенное значение. Более того, до сих пор нет специальных масштабных работ, которые ставили бы своей целью исследование характера героя в его взаимодействии в ранней русской прозе о деревне. Сегодня особенно становится понятным и то, что изучение ранней советской прозы невозможно без объективного выяснения социальных настроений той нелегкой поры, которые самым существенным образом повлияли на процессы политического, экономического и культурного развития.
I. См., напр., характерные книги этого периода: Столяр В. Деревня в современной художественной литературе. - М., 1925; Фриче В. Заметки о современной литературе. - М.; Л.; 1926; Шапирштейн-Лерс Я.Е. (Эльсберг Я.Е.) Общественный смысл русского литературного футуризма (неонародничество русской литературы XX века), - М., 1922 и др.
Цель и задачи данного исследования:
дать объективную оценку политических настроений 20-х годов;
рассмотреть литературный процесс 20-х годов в контексте процесса исторического;
уточнить ряд акцентов в оценках прозы Неверова и Леонова с точки зрения современных представлений о литературе того периода, с учетом тех изменений, которые произошли в самопознании общества в последние годы;
исследовать художественные особенности конфликтов в прозе Неверова и Леонова;
очертить основные особенности механизма образования коллективной психологии в ранней прозе о деревне;
объяснить характер героя - в его взаимодействии с конкретно-историческими условиями, подчеркнуть индивидуальное своеобразие характера,, порождаемое разнообразными ситуациями; обнаружить проявление характера героя в системе отношений с окружающей действительностью (отношение к другим персонажам, к их делам и поступкам и т.д.); обнаружить зависимость характера от мировоззрения личности (убеждения, морально-этические принципы, вероисповедание и т.д.); выявить базу ценностей, которыми обладает герой в начале своего жизненного пути, и их проявление в последующем.
Научная новизна диссертации обусловлена принципиально новым подходом к оценке того или иного героя, переосмыслением эпохи, формирозавшей личность, определением роли социальных, психологических и нравственных установок, которые составили основу различий в поведении, поступках и мыслях героев.
Материалы исследования - это, в первую очередь, проза рассматриваемых в диссертации писателей. Привлекается и проза других художников, чьи.книги существенно расширяют налги представления о событиях в деревне. В работе используются газетно-журнальные публикации 20-х годов, а также материалы русского зарубежья.
Теоретическую основу составили: труды русских философов (Бердяев Н., Булгаков С, Ильин И., Франк С. и др.); труды известных историков и психологов (Бехтерев, Чачпелоз, Вундт, Тэк, Сигеле и др.'); литературоведческие труды и монографии.
Методика исследования основана на сравнительно-историческом, историко-функциональном и типологическом принципах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Объем работы 1№ страниц машинописного, текста. Библиография содержит /УЗ наименований использованной работы.