Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Грузия в творчестве русских советских писателей. Национальные особенности и типология художественного восприятия Кшондзер, Мария Карловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кшондзер, Мария Карловна. Грузия в творчестве русских советских писателей. Национальные особенности и типология художественного восприятия : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02.- Москва, 1991.- 49 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность диссертации определяется как характером анализируемого материала, так и избранным аспектом исследования. Изучение типологии восприятия инонациональной действительности р контексте литературного процесса в целом а творческой индивидуальности писателя, в частнооти, представляется актуальным и перспективным, ибо позволяет на материале анализа произведений ряда выдавшихся русокік советских писателей выявить определенные закономерности освоения инонациональной тематики русской литературой. Избранный аспект проблемы приобретает особую актуальность и перспективность на современном уровне развития взаимосвязей и взаимовлияний, ибо позволяет четко определить характер того или гно-го типа восприятия инонациональной действительности в его органической связи с общемировоззренческкми установками автора и о особенностями его творчеокоі яндш-идуальностп.

Выбор предаете исследования обуоловлен глубоким интересом русских писателей к Грузии, ее древней культуре, многовековой истории, богатейзей поэтической традиция.

Цель и запачи исследования - анализ характера рецепции инонациональной действительности русской яитературой, определение роли субъективных и объективных {акторов в процессе восприятия, выявление соотношения классических традиций я творческой пндиврцу-альяостя писателя, национального мировидения и особенностей восприятия инонациональной действительности.

Объект исследования. В диссертация анализируется в интересув-щем нао аспекте творчество (в основном,поэтическое) А.Белого,0.Мандельштама, Н.Тихонова, П.Антокольского,Б.Пастеркака,Н.Заболоцкого. Анализ проводится на материале произведений, посвященных Грузии.

Метод исследования. Историко-литературный принцип литературоведческого анализа определял мзтод исследования.

Методологическое основой исследования явились труды советских и зарубежных ученых, посвященные вопросам сравнительно-исторического изучения литератур, .а талше проблемам теории и иоторяи лй-тературы.

Научная новизна исследования. Настоящая работа язляется первым опытом монографического изучения типологии восприятия грузинское действительности русской советской литвратуроЗ. Близкие по тематике исследовании по изучению инонациональной среды и ее отра-у.еиіоо в русокой литеоатуре проводиляоь в Средней .Азия, Дагестане, Сибири, Азербайджане (см. работы С.Кагакович, П.Тартакопокого, Л.Якпмов-Ч, В.Лебедева, З.Девитт, Л.Егоровой и др.). Грузинокое литературоведение такяе внесло значительный вклад1 в разработку данной проблематики (см. работы В.Иадури, З.Балуашвилй, И.Богомолова, Л.Хихадзе и др.).

Однако аспект, избранны., основным в настоящей диссертации, монографически не изучался. Е работе дается оригинальная классификация типов восприятия инонациональной действительности, непосредственно связанная как о типами художественного мышле- ніш писателей, с их общемировоззренческими установками, так и с особенностями литературного процесса в целом. Предложенная классификация позволяет сгруппировать столь разнородный творческий материал, столь различных художников олова, как А.Ееяый и И.Тихонов, Б.Паотернак и П.Антокольски2, О.Иандельштам и Н.Заболоцкий, вокруг одной стераневой проблемы, что прядает исследованию единую направленность. В диссертационной работе использованы архивные материалы, хранящиеся в рукописном отде- . ле Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР, ЦГАЛИ

--5-. СССР, рукописном отгеле Государственное публичной библиотеки им. В.И.Ленина, в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, а также з 'фондах Центра по исследованию кантональных отношений АН Грузии,

Практическая ценность. Диссертационная работа дает возможность углубпть представление о современном литературном процессе в аспекте освоения инонациональной тематики. Материалы исследования могут быть использованы в работах монографического типа по проблемам типологии восприятия вообще, а также в конкретных трудах, посвященных творчеству анализируемых в работа авторов.

Основные положения и выводы дкосертация могут быть использованы при дальнейшей разработка вопросов история русской советской литературы, литературных взаимосвязей. Результаты песгодова-ния могут найти применение я в вузовокой работе - при чтении лекцій и спецкурсов различного профиля (история русской советской литературы, русско-грузинские литературное взаимосвязи я т.д.).

Апробация работы. Диссертация обсувалась на заседаниях отдела литературных взаимосвязей Центра по исследований национальных отношений Академии наук Грузии, на заседаниях отдела литератур народов СССР Института мировой литературы им. А.М.Горького АН СССР.

Основные положения диссертация изложены на международных, всесовзных і» республиканских конференциях (международные ахма-товские чтения - К69 г. - ІСЖЇ АН СССР, 2-е, 3-й я 4-е пас-теркаковские чтения - 1883, 1920 гг. - Сопз писателей СССР, WJM АН СССР, Государственный uysei изобразительных искусав км. А.С.Пушкина, международные мандельштамовские чтения - 1280, ID9I гг. - ТГ.Х5 АН СССР, Союз писателей СССР, Литературные ин-

стятут км. А.М.Горького я др.).

По теме дйооертации опубликована монография объемом 10 авторских листов я ряд трудов общим объемом около 10 печатных лиотов, перечень которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа содержит 260 отраниц ыашинопяоного текста (исключая библиографию). Она схзотовг из введения, четырех глав и заклачетл. Библиография включает 250 наименований иопользовзншх я цитируемых работ.