Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Герой и проблема нравственности в современной казахской повести Бекниязов, Торегельды Бекниязович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бекниязов, Торегельды Бекниязович. Герой и проблема нравственности в современной казахской повести : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Алма-Ата, 1992.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблеми. Важнєіішеіі задачей литературоведения является исследование и анализ современного литературного процесса. Сложность и многогранность переживаемого времени ставит перед литературой новію задачи, научное осмысление которых требует, во-первых,.раскрытия внутренней диалектики развития, во-вторых, анализа произведений как художественно-эстетических ценностей.

Конкретная проблематика заклвчаетия в исследовании путем оравиите.иьно-соиосїавитізльного в систеїдного анализа, внутренней природа нравственности литературного героя в казахской прозе восьмидесятых годов. Следует отметить, что по теме диссертации имеются отделите, разрозненные научные труда, посвященные общему исследованию современной прози. Предмет. . специального рассмотрения - проблема нравственности героя.

Нравственность героя - проблема, являющаяся одной из вечиш в литературе. Герой относится к категории литературнс-еотетической, а нравственность - понятие моршшю-этичеекое, Но в живом литературном повествовании они 'сеоио переплетены и живут в диалектическом единстве; но может сыть героя без реализации ее нравственной основи.

Б общеметодологическом плане некоторио илисты и положения проблемі героя в литературе а той яли иней мере раэрябота-нн в трудах таких исслодовагелвй, как ІД. Бахтин, Л.Гинзбург, Г. Яншошсо, В, Гусев, В, Степанов и др. Чисто нрааотввяпве аспекты проблемы «тракенц п работах: Ф, Кузнецова "Размышления о нравственности* (IS7S), В.Гусева "Іудожбетвешюе а нравственное'1 ІІЄ39), О.Дробиицкого "Проблеми нравственности'(1^/7),

И.Кузьшчева "Нравственные основы советской литературы* (1986), И.Скачкова "Нравственные уроки истории" (1984),

Духовный мир героя в современной прозе отражается в гармоническом единстве всех присущих ему требований и с глубоким психологизмом, Все это в соответствии о уровнзм нравственного самосознания народа и этическими нормами дает адекватную рзалнзацшо зашзла.

Как известно, этичзокиэ норш развивались, изменялись а обогащались по мэре изменения общественно-исторических процессов и отвечало насущным запросам и .потребностям социальной кін ни, Общеизвестно, что на определенном этапа развития возникает противоречие ыежпу новым п старым в морально-этических нормах общества как результат исгоричеокоц и духовно-культурной эволюции чэловэчзотва, Новый образ гароя в литературе, эго цуховно-иравсгвэншЦ потэициал ш многом задан и определяется конкретнэ-иоторичазким отрезком времени - такова онтологическая природа к Г8НЭЗИ0 гарон-ооврзмэнника. В свое врзш \1,Ауэзов в статье "Современник роман it его. герой" зыко выразил наиболее характерные черты современника: активное способствование утвэрж-дзшю справедливости, проявление искренней заинтересованности ко всэму, что происходит в ьшрэ, рзфлактившэ размышления о происходящем,

Проблему отражения современника в проза разрабатывали а наган казахские литературоведы: Р.БэрдшЗаев ("Образ современника в казахской прозе"), Н.Габдулдйи ("Образ ооврзмзншка"), Ш.'Елвукенов ("Долг современника")» З.Байаанов ("Мысли о совре-

I М.Ауэзов. Собр.соч. ХГІ том,-Аяма-Ата: Жазушы, 193 с. 513. Так же исследовала ироблзш литературного героя М.$еюатазв, С.Кирабаев, З.Кабдолов, Ы.Баэарбаев, Р.Нургалиов, it Хае знов и другие.

маннике")і І.Исмагулов ("Облик совремзннпка"). В основном, исследователи затрагивали проблемы характерные их времени.

В диссертации подробно отмечаются достижения и усилия современных казахских прозаиков в художественно-образном осмыслении героя и индивидуализации его как отдельной личности. Наряду с художественным мастерством подачи внутреннего духовного мира и формирования особенностей характера нового человека прозаики в своих произведениях ставят перед собой задачу отражения общечеловеческих ценностей и глобальных проблем гуманизме.

При этом нравственный мир героя в произведениях часто раскрывается посредством изображения таких человеческих качеств, как доброта, справедливость, честность, гражданственность, верность долгу и т.д.

Герой - носитель авторской идеи и, в то же время литературный образ, сконцентрировавший определенные нравственные качества. Вместо с зтим данный персонаж обладает специфическими особенностями характера, поведения, и тогда, герой не просто "рупор"1 автора, он имеет свой голос, свой ход мислей и живет самостоятельной жизнью в художественном произведении.

Глубинный анализ взаимосвязи социальной жизни, и художественной литературы тлеет чрезвычайно-важное значение. В каких отношениях пребывает современный человек и литература, насколько адекватен литературный герой реалиям жизни, каково решение духовно-нравственных проблем - все зто определяет состоятельность художественного произведения. Таким образом, писатели вовлечены в сложный процесс превращение яианвшюй правда в худонествониу» правду,

I Бахтин U. Проблеми поэтики Достоевского. ~М, '.Советская Россия, 1979, с.59,

В свгоднешней казахской прозе находит определенное воплощение нравственный облик нашего современника. Читатель испытывает дефицит в высоконравственных примерах. В нравственности синтезируются глубокие философские мысли, идеи. Писатели стремятся добиться точности отображения в образе героя, изменений, особенностей духа эпохи. В этом плане современные казахские прозаики в своих произведениях не только продолжили лучшие традиции классшсов казахской литературы С.Сейфуллина, Б.Майлшш, М.Ауэзова, С.іфтсаюва, Г. Цусрепова, Г. Мустафина, но и внесли свой вклад в развитие литературного процесса.

В диссертации всестороннему анализу, с точки зрения темы исследования, подвергаются такие повести известных современных писателей: А.Тарази "Династия" (1985), "Семь.Сорок семь" (1988), К.ЇІумадилов "Всадники" (1984), Д.Досжанов "Да сбудутся желания" (1284), О.Бокеев "Чертов мост", "Снежная девушка" (1980), М.Сувдетов "Гармония, симметрия и Марат" (1985), Б.Койшыбаев "Святыня" 1983) и неоколько произведений А.Кекиль-баова, М.Магауина, которые удачно отражают творчески! потенциал и тенденцию развития казахской повести восьмидесятых годов.

Эти авторы отличаются собственным художественно-эстетическим ведением мира. Целостное и концептуальное рассмотрение всего.этого литературного опыта позволяет утверждать, что в современной, казахской литературе сделано немало в художественной разработке нравственной проблематики.

'" В исследовании мы в полной мере учитывали, что художественное изображение образа героя не сводится к формальной характеристике, констатации природа человечности героя. Вместе с тем вакное значение для достоверности образа имеет раскрытие

внутреннего др свного мира героя. Потому, кед внутренний нравствешю-духошшл идеал ориентирован на вошше вопросы сктня и неизмеримо вше преходящего общественного идеала, которий подчас и идеологизирован.

Каи отмечал Н.Черншевсшій - раскрытие "диалектики души требует от писателя величайшего мастерства, безупречности эстетического вкуса.

Образ героя в литературе часто предстает вместе с іаісіш этичесхиш лринцгашш, как осознание морального долга, проявление твердости духа, активного гуманизма, гражданственности и чувства осознанной ответственности за нее происходящее. Активная жизненная позиция, чувство долга и ответственности перед народом лежат в основе эстетического, и этического идеале. Герой сплетение не только положительных сторон жизни в трактовке художника слева, он есть отображение конкретики бытия и правда їизни. Словом герой - слепок, сбраг своего времени.

Однако положительного герся нельзя трактовать однобоко -только как воплощения идеала. При такой подходе появляется искусственный идеальный герой, что ведет к схематизму и чревато потерей художественной ценности: 1'ерся. Ранее в литературе ИДЗДК место ТНКІЇ6 аналога, когда героев фергягльпе относ пли к двум нолюеш - "ноложителыше" и "отрицательние". И кек следствие, нп пргадаре абсолюта, "л дистішшрсванпсц вило** чистых, подо-аіпелмніх' героев приукрашивалась абщеотвенная яизнь, стутасацш-лись имдвдпп социальные противоречии. Особенно, илбудолпяд сернмк, иссредстпеншаш ироиявгздепкпга так нпзнгзінко ягл'.аШт

1 Геишпкки V.,, Гвинеи k,t ЧеришіенсккЯ 11,, Добролюбов И, Педагогическое ;тллая?.с.-!!,, s іірлррогигїп, >!^Є, <і,?бй,

года. Односторонняя идеологическая политика л командно-бюрократическая система виезли свою определенную лзпту в распрост-ранениэ коиьактурщш-ш в литературный процесс.

Пообходимо озознавать условность, относительность целения repose худохвстйвнюго произведения на положительных а отрицательных, Сущность дизлзкгичзского раскрытия образа заключается во всестороннем и рзалисгпчэском отображении, Кудожзст-вэнноэ и философской оомнслэниа образа героя осуществляется в его человеческих взлетах я моментах морального падения, И это убедительно, поскольку сам человек - явление неоднозначное,

йзобракениз л произведении образа героя - представителя разных слоэв общозтва, трзбуэт глубокого знания жизни и большого худажэогвэнного масгзрс:аа, Кзвзстпз, что Ф.Дозгозвскпд писал: "Чэловэк есть тайна» 2з надо разгадать, и атсзли будешь ээ раз-гадшзать вов жизнь, то нэ говори, что пэтэрдл врэш; я занимаюсь этой таїноЛ, ибо хочу йнгь чзлоеоком",

В диссертации краззтззшшн облик гзроя расзиатрштзтся в оккэтпо-оодзолсатздькэм гиішіз, Кзбродэтзла героя проездят испытания чзрзз ообптил, борьбу, глубокие разетллзшш, шгутрзіь низ драматнчзокяэ пзрпкнваши, Чзрзз борьбу добра ;г зла пока-эиваэтоя сила характера гзроя, Причем в созрзмзшюї казахской прзээ у каадогэ п из злая я эзть о do л гэрон, иэпублпэующиэ друг друга.

Диссертант отшчазт, что наряду з ром-дном иовэзть в современной казахской литература является дошш'кружднм .«аиром. Вот почему в последнее зрэмя защищены рад кандидатски диссертаций, посвященных различным аспектам этого жанра, Например,

1 Достоэзский 5, 0 русской гпггзрагуре.-ІІ,: Современник,

ш?, саг?.

к. Аз пев (о первых казахских повестях), А.Пагыотов (о художество шшх особенностях казахской новости), Б.МаІІгаїшв {об иолодых современниках в казахской прозе), А.Нсмакоза ^некоторые теоретические проблемі развития прозаически аанров), Б.іїбрашлов (о детских повестях), С. Акшіева (о жанровых и стшювкх особенностях повести).

Цель исследования и штекающію »з нее задачи заключается в следующем:

оешсленнз и обобщенно принципов худокествешгого воссоздания нравственного облика героя в современное казахской повести;

определение параметров худоїественного отображения нравственной проблематики;

обобщение идейно-художественных особенностей развитая казахских повестей 30-тых годов;

переосмысление литературно-эотэтических проблем связанных а пониманием героя, зго нравственного облшса в гамениших-ся эбцествешю-исторических условиях;

на основа анализа художественных принципов отэбрахз-яал нравственного облика гэроя, виявлениз г апологических раз-лячий и сходств в повестях казахских писателей.

Объектом исследования янляютоя произведения таких писателей как .\,Тарази, КЛуыадилов, І.Кзкильбаза, ;,1. Шгаунн, Д.Дозханов, О.Бокаэв, М.Сундетов, Б.Хойиябаез я др. Диссертантом проведана тщательная выборка повестей, сак пли иначе соответствующих проблематике иэгаего наследован ;ія, Долэо, анализ ирузшз повезти расзмотре.чы нэ только о учато;л гочка зроиші казахской литэрагурн, но а предпринимается, где зсэ изобкэщи», ряд па-рачлелэй, экскурсов з хузоаэгтвонннЗ она-: таких алгдз/Хоа мкро-

вой литературы, как <г, Достоевский и Г.Маркес, но и наших современников - Ч.Айтматова, В.Распутина.

Научная новизна исследования. Впервые, в казахском литературоведении, обобщается художественный опыт отражения проблемы нравственного облика героя в современной прозе 80-тых годов.

* Детально исследуется место и роль, закономерности развития феномена литературного героя в жанре повести.

Обоснованно расширяя тему исследования, диссертант ставит и позитивно решает также проблему специфіки форм и способов художественного отображения характера аогременника на переломном, противоречивом этане истории нашего общества.

Методологической и теоретической основой работы являются осиоЕОПОлогащяє идеи отечественного литературоведения, теоретические мысли исследователей современной казахской литератури.

Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут бить использовали при чтении курсов-по современной казахской литературе, литератур народов других республик к для широкого круга исследователей занимающихся актуальными проблемами современного литературного процесса.

Апробация работы.Диссертация обсуждалась в отделе теории и методологии литературоведения и представлена к защите на Ученом Совете института Литератури и искусства им. М«0.Ауэзова АН Республики Казахстан. Основное содержание и результати исследования излажены в докладах, статьях, опубликованных в научных гаданиях'и периодической печати.

ОоЧт/ ті структура работьт. Диссертация состоит из введения, двух г.^, заклшошт и библиомании, содержащей перечень изучению! теоретических к литературоведческих работ.