Введение к работе
Актуальность исследования. Современное состояние балкарской прозы дает основание для постановки и научного осмысления важной проблемы - художественного историзма и специфики его преломления в романе, исследование которого позволит глубже понять сущность развития и обогащения литературы, поможет осмыслить закономерности литературного процесса в исторической перспективе;
Проблема историзма художественного мышления в балкарском литературоведении не была еще предметом специального исследования. Это объясняется тем, что процесс интенсивного роста исторического романа (хотя историзм характерен не только произведениям на историческую тему), обогащение историзма художественного творчества в младописьменных литературах начались позднее, чем в литературах с давней традицией.
Историзм мышления как одна из актуальных проблем в литературе важна и требует к себе пристального внимания, ибо она дает возможность осветить многообразие форм бытия в философском, идеологическом и нравственном аспектах, понять смысл исторического движения народа. А это особенно важно на современном этапе, которому характерна переоценка исторических, политических и художественных ценностей.
Актуальность поставленной нами в диссертации проблемы также обусловлена изменившейся общественной функцией литературы. Долгое время изменения в общей картине литературного развития рассматривались преимущественно исключительно с точки зрения изменения самого "предмета" литературы, на основе подхода к ней лишь как к хронике общественной жизни, как свидетельству, запечатлевшему исторический процесс. Однако такой подход оказался недостаточным для объяснения процессов, происходящих в литературе: стало очевидно, что плодотворное исследование невозможно без глубокого анализа социальных взаимосвязей, внутри которых функционирует литература и частью которых она является.
Цель и задачи исследования. Исходя из вышеизложенных мотивов в диссертации нами ставится такая научная цель, как попытка исследовать процесс формирования историзма мышления в балкарском романе, акцентируя внимание на том, что именно в романе художественно воссоздается целостность, самобытность национального мира, обобщается в специфических формах исторический опыт народа, его прошлое и настоящее.
В соответствии с этой целью предполагается решение ряда конкретных задач:
исследовать хронологию осмысления проблемы историзма в отечественном и национальном литературоведении;
показать этапы развития балкарской прозы на фоне исторического и литературного процессов, начиная с конца 19-го века до современности;
установить характер преломления в балкарской прозе (в частности в романе) таких основных художественных компонентов историзма, как эволюция характера главного героя, психологизм, конфликт в зависимости от социально-исторических преобразований в обществе.
Методологическая основа работы. Методологической основой данного исследования является принцип историзма, способствующий объективному подходу и оценке литературного процесса в его динамическом развитии.
Важную роль в формировании концепции диссертации сыграли труды отечественных ученых по вопросам теории и истории литературы П.С.Выходцева, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, БА.Сучкова, Л.Г.Якименко; работы по проблемам историзма и жанра романа Л.Ф.Ершова, ЮМ.Оклянского, К.К.Султанова, ЛЛАлександровой, Э.ГШик, СИ.Кормилова, М.М.Кузнецова, Н.Н.Воробьевой, АЛ.Герасименко. В диссертации использованы и достижения национального литературоведения. (Работы Л.А.Бе-кизовой, А.Х.Мусукаевой, З.Х.Толгурова, Ю.М.Тхагазитова, Х.И.Бакова, Г.Б.Мусахановой, К.Г.Шаззо, Р.Я.Фидаровой, А.И.Караевой, Н.М.Кагиевой, З.Б.Караевой).
Научная новизна. Настоящая диссертация является одним из первых опытов исследования проблемы историзма, особенностей его проявления на каждом этапе движения балкарской литературы. В работе мы даем целостный взгляд на эволюцию историзма от составляющих элементов до его полного функционирования: способ изображения, углубленный психологизм, развитие художественного конфликта, связь времен, соотношение документализма с художественным вымыслом. Это позволяет ставить проблему изменения поэтики романного жанра, поисков новых художественно-изобразительных средств в тесной взаимосвязи с преемственностью различных типов художественного сознания.
Теоретическая и практическая ценность исследования. Теоретическая ценность диссертационной работы заключается в том, что произведения балкарских писателей анализируются не только в идейно-тематическом аспекте, но и с позиций современных требований и подходов к исторической судьбе родной литературы.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании теории литературы, при создании учебников по истории балкарской литературы, в спецкурсах, посвященных изучению литературных жанров. Диссертационная работа может служить для начинающих литературоведов примером попытки историко-литературного и теоретического исследования важнейших проблем словесного искусства.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на научно-практических конференциях (Нальчик, 1994; Нальчик, 1995; Пятигорск, 1996; Нальчик, 1997) и опубликованы две статьи в журнале "Минги Тау" (Эльбрус). В производстве находится принятая к публикации статья в сборнике "Филологические труды" ИГИ Правительства КБР и КБНЦ РАН. На основе работы в течение ряда лет читались лекции студентам отделения балкарского языка и литературы КБГУ. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы КБГУ и была рекомендована к защите (июнь, 1997).
Структура. Исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.