Введение к работе
- "" і
В диссертационной работе "Фольклорные традиции в современной мордовской поэзии" рассматриваются вопросы влияния традиций фольклора на пьдивкдуально-авторскую поэзии. Исследование ведется в двух аспектах: отражение народно-поэтических традиций в стиле и формообразовании.
Актуальность теш. В советском литературоведении имеется ряд работ, посвященных изучению реальных связей литературы и фольклора,типологии их взаимодействий, в которых реализованы различные подходы к изучению данной проблемы.Серьезного внимания заслуживают исследования П.С.Ржодаева ,У.В.Далгат'3,ВЛ.Петрова3.В мордовском литературоведении вопросы взаимосвязи литературы и фольклора освещены недостаточно полно.Их разработкой занимались А.И.Маскаев'.В.В.Горбунов", А.Г.Борисов0и др.Они отмечали важную роль Лольклорного наследия в Лорнировании основ мордовской литературы в целом и поэзии в частности. Современное состояние литературно-фольклорных взаимодействий,однако, все еще остается малоизученным.На нынешнем этапе, национального литературного процесса идейно-художественное и эстетическое проникновение литературно-фольклорных связей в стиль и Форму авторских произведений является закономерным.Проблема фольклотазма особенно актуальна именно для мордовской поэзии.Ее кровное родство с богатейшими традициями устно-поэтического творчества проявляется в активном функционировании художественного арсенала фольклора,сочетании традиционного и авторского в стиле и Формообразовании.
Учитывая это,а также отсутствие специальных работ по данной проблеме актуальность и своевременность разрабатываемой в настоящей диссертации теш становится очевидной.
Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество.-М.,-Л.:Академия наук СССР,1963.
Далгат У.Б. Литература и Фольклор:Теоретические аспекты. - М.: Наука,I981.
^! Петров В.Т. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. - Новосибирск:Наука.Сиб.отд-ние,1987.
Ч Иаскаев А.И. Мордовская народная эпическая песня. - Саранск: .".опдов.кн. изд-во,1Э64.
^Горбунов В.В. Поэзия - душа народа. - Саранск:Мордов.кн.изд-во,
^Горисов А.Г. Художественная опыт наро.'а и мордовская литература. - Саранск: Г'орд ов. кн. изд-во ,1977.
„оЯ ЦВЛЪ ДаШГОГ0 Ийсл^вания - определить, главные тенденции взаимодействия литературнонїольклорш* связей в современной мордовской по-эзии.установить закономерности влияния Фольклорных традиций в стиле и формообразовании.
Исходя из этого, в работе определился круг основных задач: выделить и проанализировать спевдфгческие особенности поэтических стилей поэтов фольклорной ориентации;проследить влияние традиций народной поэтики в лексико-фразеоломгееском, образно-метафорическом строе авторского произведения; исследовать случаи функционального преобразования традиционных средств выразительности у разных поэтов доказать значение преемственных связей в формообразовании; определить основные проявления этих связей в стихосложеши;изучить процессы жанровой ассимиляции.
Все эти.вопросы исследуются в комплексе на стыке различных наук -литературоведения, фольклористики и цузыкознашя.
Методологическая основа исследования. В основу нашего исследования положены важнейшие теоретические достижения дореволюционной и советской фольклористики и литературоведения, отраженные в трудах М.К.Азадовского,М.М.Бахтина, Д.С.Лихачева, С.Г.Лазутина, а также в работах мордовских ученых И.Е.Евсевьева, А.И.Маскаева, В.В.Горбунова.
Диссертант руководствовался в своей работе принципами народности и национальной самобытности литературы а современном их понимании.
Обязательной предпосылкой объективного исследования признается изучение художественных явлений на основе их взаимосвязи и идейно эстетического единства произведения в целом.Именно поэтому в центр изучения выдвинуты не какие-либо поэтические приемы, несущие "знак" фольклорности, а сами поэтические произведения.
Основным методом анализа является сравнительно-типологический.
Материалом исследования стали произведения современных мордовских поэтов, репрезентативные с точки зрения литературно-фольклорных связей. Наряду с этим автором были изучены многочисленные образцы устно-поэтического и музыкального творчества мордовского народа. Общий объем,их составил более 70 текстов. В диссертации использованы рукописи и труда М.Е.Евсевьева, материалы по теме исследования из Центрального государственного архива 1,'ССК
Хронологическая граница исследования охватывает 80^ годы.
Научная новизна диссертации определяется прежде всего предельной конкретностью и новизной материала: в ракурсе исследования - авторская поэзия 80-х годов.
В диссертации впервые исследуется комплекс вопросов, которые в мордовском литературоведении относятся к числу малоизученных: стилеобразующее значение фольклорных традиций; их воздействие на формообразование. Новизну работы во многом определяет охват проблемы через лингвистический и эстетический анализ слова, как элемента художественной речи.
Изучение современного поэтического творчества с таких позиций дает дополнительные возможности для более глубокого и разностороннего исследования художественных перспектив мордовской национальной литературы.
Практическое значение работы определяется тем, что аналитические результаты, содержащиеся в ней, могут быть использованы в дальнейшем изучении процессов взаимодействия литературы и фольклора как двух художественно-эстетических систем. Практические результаты исследования могут использоваться при чтении вузовского курса лекции, как дополнение к спецкурсам по мордовским языкам и национальному фольклору, а также при проведении практических занятий со студентами.
Апробация работа была проведена на научно-практической конференции "Научное и педагогическое наследие М.Е.Евсевьева и современность" (февраль Т989 г., Саранск, МГГМ им. М.Е.Евсевьева). Диссертация обсуждена и одобрена сектором фольклора и искусств, а также сектором литературы ордена "Знак Помета" научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской ССР. Основные положения работы изложены в публикациях автора (в виде шести статей).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения'к списка использованной литературы.