Введение к работе
Актуальность исследования. Хизнь а творчество Чаренца весьма трагичны и противоречивы. В его поэзии отразился драматический накал истории армянского народа того периода: с одной, стороны, потеря родшш и геноцид, с другой - Октябрьская револшия и образование Армянской советской социалистической республики стали решающими факторами в формировании его как поэта и гражданина, в становлении его мировоззрения.
Творчество Чаренца и своей поэтикой, и в аспекте содерза-ния сохраняет свое актуальную значимость, ибо в основном развивало извечные вопросы искусства и литературы, следовательно, актуальными остаются его исследования. Особенно интересны н насущны изыскания в плане литературоведческого наследия поэта как явления, предрешающего духовное развитие народа, в рядти дни, когда уточняются и переоцениваются критерии оценок прошлого. Следовательно, необходимо и закономерно переосмысление теоретических и литературных проблем творчества Чаренца.
Предмет исследования. В круг рассматриваемых проблем включено как теоретико-литературоведческое, так и поэтическое наследие Чаренца. В целях раскрытия творческих пристрастий и вкусов к исследованию привлечены литературные и общественно-политические органы периодической печати, произведения и воспоминания современников, архивные документы. Использованы и многочисленные монографии, научные труды и статьи, относящиеся к Чаренцу и его творчеству.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации -выявление и освещение критического и литературного наследия одного из выдающихся поэтов в истории армянской литературы, освобождение его от разнообразных конъюнктурных или тенденциозных толкований. По возможности точно определяя творческие принципы Чаренца, истинную ценность его поэзии, естественно, можно проследить влияние его литературных взглядов и произведений на развитие армянской литературы. В целях осуществления этих задач сначала рассматривается поэзия Чаренца в панораме литературного движения 1930-х годов, затем характеризуется процесс восприятия поэтом литературного наследия прошлого, его отношение к вопросам национальной формы и содержания литературы. Под этим углом зрения рассмотрен сборник стихотворений "Эпический рассвет",
свидетельствующей о борьбе против схематизма, за научное обоснование новых литературных понятий. Рассмотрение литературных вопросов подразумевает и освещение истории поисков и утверждения нового литературного героя. Особенности творчества Чаренца диктуют и анализ других принципов его позтики.
Теоретическая и методологическая основа. Классификация, систематизация и изложение материала, его научное исследование производились с учетом уровня и требований современного литературоведения, в свете новейшей методологии и достижений гуманитарных наук. Основополагающими для работы стали разработанные марксистской эстетикой положения о соотношении искусства и действительности, мировоззрении автора, общественных и психологических функций искусства и литературы.
Разработанность проблемы и научная новизна. Для критики, естественно, труднодоступным явилось противоречивое и сложное литературное наследие Е.Чаренца. В 1920-30-е годы критика в основном не выходила за рамки схематизма и вульгарного социологизма, потом долгое время имя Чаренца было под запретом. Традиции чаренцеведения возрождаются с 50-х годов,'после посмертной реабилитации поэта. Однако в эти годы литературная наука не смогла сказать о нем нового слова, так как само общество еще не было готово к переосмыслению как истин своего существования, так и подлинной сущности наследия поэта. Совсем иная картина в 60-е годы и особенно в начале 70-х. Новое поколение критиков стремилось по-новому интерпретировать процесс развития литературы, что было невозможно без переоценки творчества Чаренца. Появились работы С.Агабабяна, Х.Гюльназаряна, Г.Тамразяна, Эд.Топчяна, Д.Закарян, Эд.Джрбашша, В.Партнзуни, С.Арзуыавяна и других, где, в противовес эмпирическому описательству предыдущих критиков, основным направлением стал художественный анализ произведений на общественно-политическом фоне времени. Критика 80-х также "искала и нашла" своего Чаренца. В трудах Г.Аваняна, В.Габриеляна, Г.Эдояна и особенно Д.Гаспаряна содержатся интересные и оригинальные толкования известных и малоизвестных произведений.
Для критики 90-х годов с решениями известного апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. открылись конкретные пути высвобождения из сковывающих стереотипов, для создания новой традиции в соответствии с новыми требованиями и критериями. Таким образом,
созддэтся свободная возможность для нового прочтения Чаренца и переоценки его творчества. В диссертации делается попытка объективного освещения литературно-теоретических взглядов Чарен-„пд з 1927-37 гг., включая сборники "Эпический рассвет" и "Клипа пути", опубликованные и неопубликованные в эти годы стихотворения я поэмы, статьи, которые со всей определенность!) свидетельствуют о пэреворото в его литературоведческих убеждениях л позициях. Следуя логике творческого развития, разбираются некоторые произведения прошлых лет как начало тех мотивов, тем, идей, которые обрели новое качество впоследствии. На основе сопоставительного анализа творчества современников поэта с использованием мемуарных и архивных материалов в диссертации сделана попытка создания возможно полной, объективной картины исторического периода со сложным процессом развития литературной газни.
Практическое значение. Новое, всестороннее исследование литературных взглядов Чаренца создает возможность преодоления устарелых представлений о научном значении его творчества. Итоги работы могут быть использованы при составлении учебников и пособий. Диссертация может быть полезна и для преподавателей курса армянской советской литературы, для чтения спецкурса по творчеству Е.Чаренца.
Апробация ряботн. Диссертация обсувдалась на заседании кафедры армянской литературы и методики ее преподавания Армянского государственного педагогического института им.Х.Абовяна. Основные положения и выводы работы изложены в трех опубликованных статьях.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения общим объемом з 185 машинописных страниц. Прилагается также список использованной литературы и периодической печати.