Введение к работе
Актуальность темы. Реферируемая диссертация ставит своей задачей на материале чеченской прозы дать исторически целостный взгляд на национальную литературу. Он неотъемлем также от характеристик социально-общественного становления нации, религиозного мировоззрения, языковых реалий и ряда других факторов.
Если до недавнего времени идея движения художественного сознания от
мифа к фольклору, а от него к современной литературе считалась
исчерпывающей, то на сегодняшний день признание одной роли фольклора в
становлении национального историко-культурного процесса уже
недостаточно, чтобы понять важнейшие моменты генезиса и развития литературы. Это касается и чеченской литературы. Вне историко-культурного процесса трудно увидеть ее генетические, структурные художественные специфические черты и особенности. Одна из важных целей диссертации -рассмотреть чеченскую прозу именно в таком исторически подвижном контексте .
Цели и задачи исследования. В настоящей работе предпринимается попытка дать целостную картину эволюции художественного сознания чеченцев от мифопоэтического до современного, показать, что чеченская литература родилась не в начале XIX века, а имеет древние этно-генетические истоки и в основе своей широкие пласты многовековой культуры.
Научная новизна работы. Хотя современное состояние и традиции чеченской литературы неоднократно были в поле зрения исследователей ^работы Х.В.Туркаева, И.Б.Мунаева, К.Б.Гайтукаева и т.д.), но до этого времени еще не было специального исследования, рассматривающего чеченскую прозу, как итог длительного историко-культурного развития этноса. В диссертации
2 предлагается метод комплексного исследования литературного жанра кг органической части всего культурно-исторического наследия народ сформированного в динамике духовного опыта нации. Это первая попьгп перечитывания и переосмысливания движения художественного сознай чеченского народа, которое воплощалось в различных жанровых формах и і разных этапах истории имело свою специфику. Впервые в научный оборе вводится роман Абузара Айдамирова « Долгие ночи », долго находивший! под запретом.
Практическая ценность исследования. Результаты данной работе могут быть использованы при дальнейшем исследовании истории чеченскс литературы, создании учебного курса « Чеченская литература », а также щ изучении литератур народов Северного Кавказа.
Источники исследования. Источниковедческой базой исследован! является богатейший фольклорный материал, опубликованный на чеченскс и русском языках, произведения художественной литературы, архивнь материал, труды известных отечественных фольклористов (Е.М.Мелетински У.Б. Далгат, В.М.Гацак, А.И. Алиева и др.) и зарубежных философо психологов и фольклористов( Леви Строе Клод, К.Г.Юнг и др.). Важную ро; сыграли также новые принципы рассмотрения историй национальнь литератур, содержащиеся в работах современных исследователей: Ю.. Барабаша, Р.Ф. Юсуфова, Н.С.Надъярных, К.К.Султанова.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседані Отдела национальных литератур РФ и СНГ Института мировой литератур им. A.M. Горького РАН 5 ноября 1997г. Основные положения работ изложены в публикациях автора.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введени четырех глав, заключения и библиографии.