Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Белорусская одноактная драматургия 20-30-х годов Яцухно, Виктор Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яцухно, Виктор Иванович. Белорусская одноактная драматургия 20-30-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.02.- Минск, 1992.- 20 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Белорусское литературоведение располагает рядом весьма основательных работ по вопросам развития национальной драматургии. Прослежен практически весь пройденный ею путь от зарождения и до наших дней, ра смотрены эволюция и функционирование основных жанров, неплохо изучено творчество наиболее крупных авторов. Началось новое прочтение пьео белорусских советских драматургов. Происходит переоценка, переосмысление многих процессов, например, периода гражданской войны, коллективизации. Нагт-цо заметное обострение интереса к драматургическому наследию прошлого. И как производное от этого процесса наблюдается стремление ученых к созданию действительно научной, объективной и по возможности полной картины развития национальной драматургии. При решении этой, весьма непростой задачи очень важно, чтобы из поля зрения ио-оледователой не выпала ни одна пьеса, не был 6w обойден вниманием какой-либо жанр, а тем более целая область драматургии, как до этого, например, обстояло дело с произведениями малой драматургической формы в белоруоокой литературе. Из пяти о лишним сотен одноактных пьео критико-литературного рассмотрения и анализа, причем, не всегда об стояч' ольного, удостоились лишь шесть-семь. десятков произведений. В работах же историко-литературного характера их фигурирует не Зольше двадцати.

С начала 30-х годов, а то и раньше, в советской литературной зреде начало укрепляться мнение: художеотвенно-изобразительные вбз-иожнооти одноактной пьесы оильно ограничены из-за ее размеров, важ-іая и ооьезиая проблематика ой не под силу; к написанию "мачнх" іьоо несолидно обращаться имонитнм авторам, ибо это удел начинающих їли несостоявшихся драматургов; ооновннм и едва ли не единственным тоническим потребителем одноактных произведений является театраль-гая самодеятельность. Такого характера взгляды и установки со вре-іеном привата к тому, что молол драматургическая форма оказалась на іалокой периферии литорптурно-художестваншй жизни. Сами* одноактные !ьвон, еотестванно, продолжали создаваться и их общее количество, ричем, только опубликованых, доотигло, как уже отмечалось, полты-ячя. Мч очитаем, что давно назрела необходимость подвергнуть лх бъектявному иоторико-литоратурному анализу и таким образом вклю-ить в широкий научный и культурный обиход. Пусть даже среди "ма-нх" пьео немало серых, примитивных, несовершенных, а то и вообще оопомощннх произведений,.они вое равно требуют овоаго анализа и

определенной идейно-эстетической оценки — как каждая пьеса в отдельности, так и еся эта разновидность в контексте общего драматургического процесса. Во-первых, любой вид литературы, любой ее жанр, пусть самый легковесный о точки зрения мэтров, имеет право на исследование, на выявление в нем определенных внутривидовых и внутри-жанровых закономерностей, уяснение места и роли в родовом и общелитературном процессах. Во-вторых, без "малых" пьес, и особенно без одноактных произведений Ф.Алехновича, В. Голубка, М. Горецкого, В. Дунина-Мартинкевича, Я. Колаоа, Я. Купалы, В. Лаотовского, А.Ма-каенка, Г. Марчука, А. Махнача, Л. Родевича, нельзя представить белорусскую драматургию.

Так или иначе, а белорусская "малая" драматургия требует основательного систематизированного рассмотрения и анализа. Одноактные пьесы необходимо о учетом специфики малой драматургической формы "вписать" в общенациональный литературный процесс. Это является одной из важных задач, стоящих перед белорусским литературоведением, и таким образом определяет актуальность избранной темы.

Объектом,исследования в диссертации стали одноактные произведения, созданные белорусскими драматургами в 20—30-е годы, а точнее с 1917-го по 1941-й годы. Выбор данного периода неслучаен. Он выступает в качестве очень важного этапа в общем процессе развития и функционирования малой драматургической формы в белорусской литературе, является во многих отношениях характерным и показательным, в том числе и для уяснения ее дальнейших судеб.

Основной,целью и задачами исследования является рассмотрение и анализ произведений белорусской одноактной драматургии 20—30-х годов в контексте общенационального драматургического процесса своего времени, выявление и осмысление особенностей функционирования малой драматургической формы в данном процессе. В центре внимания находятся содержательное и проблемное наполнение конфликтов одноактных пьес, специфика эстетического выявления этих конфликтов, особенности драматургического воплощения индивидуальных характеров. Подчеркивается такое качество идейного содержания и проблематики некоторых "малых" пьес, как непреходящая актуальность. По мере необходимости приводятся факты, связанные с творческой историей, литературной и сценической судьбой произведений. Это позволяет более полно и точно определить место и роль од оактной драматургии в истории национального драматургического искусства, в культурной жизни белорусов.

ЬтрдологичеркоЙ основой диссертации являются теоретические

труды и работы историко-литературного характера русских, белорусских, украинских, азербайджанских, таджикских ученых. Довольно широко использовался литературно-критический материал (рецензии, отклики на постановки одноактных пьес и т. п.), почерпнутый из периодики 20—30-х годов. В той или иной мере привлекаюсь сведения из истории белорусского.и русского театрального искусства.

Научная новизна работы заключается'в том, что в ней впервые в белорусском литературоведении предпринята попытка систематизированного рассмотрения произведений малой драматургической форма и включения в литературный процесс 20—30-х годов.

Практическая значимость. Данное исследование существенно расширяет представления о драматургии 20—30-х годов. Впервые вводятся в научный обиход малоизвестные или вообще неизвестные пьесы. Фактический материал, основные положения и виводи диссертации могут быть использованы при чтении лекций перед студентами, проведении спецкурсов и спецсеминаров, написании дипломных и курсовых работ.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и одобцена на заседании отдела современной белорусской литературы и критию' Института литературы им. Я. Купали АН Беларуси я на заседании кафедры белорусской литературы Гомельского государственного университета им. Ф.Скорины.

Стр_уктува_25ледованиа± Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.