Введение к работе
Исследование генезиса основных жанров национальной литературы относится к наиболее актуальным направлениям современного литературоведения. По существу полная история литературы включает в себя историческую поэтику жанров. В свою очередь жанровый критерий весьма благоприятен как для постижения литературного процесса и целом, его динамики и направлений эволюции, так и для определения творческой индивидуальности конкретного писателя. Ведь наиболее значительные произведения попадают в поле зрения исследователей, даже если последние и оовсе не ставят перед собой проблему определения их жанровых особенностей. Повторный же анализ сквозь призму жанровой специфики' представляет собой в определенной степени итог общетеоретических и конкретных исследований и одновременно их новое прочтечие и восприятие.
Литературный жанр по своей природе является носителем сравнительно устойчивых структурных принципов, которые выделяются и абстрагируются в процессе развития литературы, "натуральной литературной селекции" (С.Никольский) как наиболее соответствующие художественному воплощению определенного содержания. Существование же многих жанров на протяжении более или менее продолжительного времени (при всей их исторически обусловленной изменчивости), также как и интернациональный характер значительной части жанров, свидетельствует об объективных возможностях художественного осмысления мира, заложенных в таких структурных формах, которые соответствуют, повторяемости определенных систем жнзнсн-
пых связей, типов их художественного восприятия и овладения ими. Об атом самом свидетельствует и периодическое возрождение в обновленном виде некоторых, казалось бы, угаагувших жанровых традиций. Однако необходимо помнить, что жанр -- чрезвычайно мобильная эстетическая категория. Устойчивость -- это только одно из его главных свойств. Ведь жанр существует только в индивидуальном конкретном воплощении, только в постоянно обновляющихся и изменяющихся формах, нарождаясь каждый раз но- новому и в чем-то отходя от предыдущих воплощений. Именно поэтому его зрелость в значительной степени определяется способностью генерировать новые виды. В результате наблюдается сосуществование и взаимное отрицание двух противоположных процессов -- стремление к стабилизации традиционных форм, выработанных на протяжении длительного времени и, с другой стороны, поиск новых жанровых разновидностей, до этого не присущих национальной литературе. Именно последнее и определяет потенцию жанра, его определенную несформированность, мобильность, отсуїствие в нем каких-то твердых форм для отливки художественного опыта. Все это не только выявляет новые возможности тех и\и иных жанровых типов, их частные изменения, но и способствует значительной трансформации, появлению новых структурных тенденций, взаимовлиянию и синтезу различных жанровых принципов, испой их диференциации. "Жа ;р всегда тот и не тот, всегда старый и новый одновременно. Он живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр -- представитель творческой памяти в процессе литературного разви-
"1
ТИЯ .
Таким образом, всестороннее изучение исторической зполюции каждого жанра имеет исключительное значение для национального литературоведения. О целесообразности исследования подобного плана свидетельствует и успех работ, посвященных истории романа, поэмы, некоторых других "ведущих" жанров. Все это вместе и позволяет приступить к осуществлению чрезвычайно сложной и многоаспектной задачи -- рассмотреть становление белоруской баллады XX века в ее неразрывных связях со славянскими традициями
Методика исследования. Одной из самых характерных черт современного мирового процесса является чрезвычайно интенсивное взаимодействие, взаимообогащение национальных литератур.
Ми одна из них не может развиваться изолированно, не воспринимая все лучшее, свойственное соседним культурам, и, тем более, не внося свой вклад р сокровищницу мирового духа. Подобная закономерность особенно присуща эпохам исторических разломов и общественных событий глобальной значимости. В наибольшей степени это характеризует век XX, в сложнейших и противоречивых условиях которого чрезвычайно возрастает роль межлитературных связей и с особенной силой проявляется типологическое сходство литературных процессов в разных странах.
Развитие жанріуВ и видов никогда не ограничивается
' Бахтин лі. Проблемы поэтики Достоевского.-- М., 1963. С.178-179.
тесными рамками отдельной литературы, оно охватывает не одну, а несколько эпох. Узкий национальный подход не позволяет основательно ч всесторонне постичь генезис и сущность сложных литературных явлений, особенно жанровых, ибо мировой литературный процесс поспришшастся как единство национального и международного развития. Поэтому литературоведческие исследования в самых разнообразных планах и аспектах необходимо начинать с определения места и роли каждого национального фактора не только и .масштабе национальном или региональном, но и всемирном. Только такой принцип поможет найти новый подход к освещению некоторых особенностей национальных литературных связей. Сравнительное изучение национальных литератур является некоторым синтезом предыдущего конкретно-исторического исследования, обобщает его результаты, определяет некоторые общие процессы развития сопоставляемых литератур и их отличие.
В то же время -- это исходный пункт для дальнейшего изучения национальной специфики сравниваемых литератур. Поме о! глубже постичь некоторые общие закономерности развития мировой культуры, типологический анализ точнее и богаче проявляет национально-специфическое.
Сравнительное изучение литератур подразумевает определение как подобия, так и специфики сравниваемых явлений, что обуславливает нолиаспектность исследований данною типа, в том числе и более-менее частных. К числу последних относится и проблема сопоставления конкретного жанра с аналогичными или близкими явлениями в инонани-она \ьной сфере.
Г.Поспелов справедливо подчеркивал: "Жанры представляют собой явление, повторяющееся в разные эпохи, в развитии разнообразных национальных литератур, в разных направлениях одной эпохи национально-литературного развития. Иначе говоря, жанры -- явление не историко-конкретное, а типологическое"1.
В общеметодологическом плане в диссертации планируется такой подход, которым предусматривается исследование зарождения и становле.шя белорусской баллады как непрерывного процесса, неразрывно связанного с подобными процессами в европейских литературах, прежде всего славянских.
Объек? исследования. Впервые в белорусском литературоведении исследуются практически псе произведения, относящиеся, согласно авторской концепции, к жанру баллады. Это стало возможны?' после возвращения имен и произведений поэтов, на десятилетия отлученных от литературного процесса (А.Гаруна, Н.Арсеиьевой, К.Сваяка, Л.Родзевича, М.Седнера), что значительно обогатило накш представления о видовом и стилевом разнообразии белорусской балады.
Становление последней в начале XX века происходило ускоренно, чем обусловлено зарождение общих генетических связей с основными родовыми закономерностями развития лирики, эпоса и драмы, с видовыми чертами и традициями мировой литературы. Этим объясняется необходимость
1 Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литера-
туры.- М„ 1972. С.155.
постоянно держать в поле зрения систему координат эволюции жанра в европейской и, прежде всего, славянской поэзии. Поэтому в диссертации большое место уделено истории жанра в некоторых европейских литературах, анализу лучших произведений немецких, английских, русских, украинских, польских, чешских, кашубских, болгарских, хорватских и др. поэтов.
Определение общего и специфического в структуре белорусской баллады и составляет основную задачу исследования. Вместе с тем последнее подразумевает и ряд более частных аспектов:
-- определение жанровых особенностей белорусской баллады;
--классификация подвидов и жанровых разновидностей, их смена и эволюция;
-- исследование особенностей поэтики и структуры;
-- сопоставление с аналогичными или близкими явлениями в славянских литературах;
-- определение перспектив и направлений дальнейшей эвол.эции;
-- создание истории жанра в белорусской поэзии XX века.
Практическое значение работы. Общетеоретические выводы, полученные диссертантом в результате системно-комплексного исследования значительного ареала белорусской поэзии и сопоставленные с традициями братских литератур, помогут по-новому оценить проблемы, связанные со становлением белорусской литературы, генезисом ее основных жанров и видов, взаимодействием основных
творческих методов (в первую очередь романтизма и реализма) в условиях ее ускоренного развития. Все это вместе в немалой степени будет способствовать концептуальному обновлению определенных разделов новой "Истории белорусской литературы", а также монографических исследований, посвященных творчеству конкретных поэтов.
Материалы исследования уже нашли практическое применение в лекционной практике преподавателей филологических факультетов ВУЗов и школьной практике учителей, в разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории жанра.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр русской и белорусской литератур ГГУ нм.Ф.Скорины, учёном совете Института литературы им.Я.Купалы АН Республики Беларусь, отдельные фран-менты работы апробированы на многочисленных научных конференциях, докладах на методологических семинарах. В наиболее полном виде диссертация реализована в виде монографии "Варожаць балады вякоу: Беларуская балада і славянскія традьїцьіі" (Мн., 1993), научного пособия "Балада: Псторыка-тэарэтычны нарьіс" (Гомель, 1993) в двух частях, публикациях в республиканской научной периодике.