Введение к работе
Актуальность темы
Баллада — форма традиционная для художественной культуры Дагестана. В трудах дагестанских исследователей в разные годы и па разных уровнях затрагивались различные вопросы балладного творчества. Однако дагестанская литературная наука пока еще не располагает специальными работами, посвященными балладе ни в целом, ни в ее отдельных национальных звеньях — аварском, даргинском, лезгинском, лакском, агульском. Не раскрыта жанровая сущность балады и ее специфические особенности. Поэтому представляется весьма актуальным, восполнив некоторый пробел, решить назревшую проблему.
Обращение к таким аспектам, как генезис, история формирования жанра, исследование сюжетного состава баллады, ее идейно-художественного и эстетического богатства, а также роли традиций, национально-особенного в содержании, стиле, поэтике открывает, па наш взгляд, возможности для постижения типологически общих закономерностей национального литературного процесса.
Цель и задачи исследования
Основной целью диссертации является создание целостной картины зарождения и развития баллады в многонациональной литературе Дагестана, выявление ее типологических черт и национального евгеобразпя, обусловленных национальной действительностью, историей, культурой.
Последовательно решаются следующие задачи:
показываются исторические и этнокультурные предпосылки зарождения и развития баллады в литературах Дагестана;
исследуются сюжетно-тематические группы жанра со свойственными им образными особенностями и с учетом эстетических принципов баллады и ее видовых модификации;
— определяется место баллады в фольклоре и литературе Дагестана и вклад в развитие жанра известных дагестанских поэтов— Р. Гамзатова, Ф. Алиевой, А. Саидова.
Научная новизна
На обширном конкретном материале впервые дается генезис народной и литературной баллады, представлена целостная картина эволюции жанра. Новизна заложена уже в самом замысле показать сложную по своей этноязыковой пестроте жизнь дагестанской баллады в типологическом аспекте, системной общности и многообразии национальных воплощений. В диссертации выявлены факторы объективно-типологические и субъектнвно-художестевнные, которые определили «облик» и структуру балладного жанра в каждой из литератур Дагестана, а также в творчестве крупнейших поэтов.
Методологическую основу диссертации составили категории преемственности культурно-художественного и исторического развития, содержательности художественных форм, принципы художественного историзма. Рассматривая дагестанскую балладу, автор использует опыт исторической поэтики А. Н. Веселовского, учитывает современные теоретико-литературные представления о жанре (иногда — полемизируя с ними), опирается на труды Гегеля, В. Г. Белинского, В. М. Жирмунского, М .М. Бахтина, У. Б. Далгат, Г. Г. Гамзатова, Н. И. Кравцова, В. Н. Путилова, Д. М. Балашова, Г. Н. Поспелова, А. М. Аджиева.
Теоретическое и практическое значение работы
Исследование малоизученной области дагестанской художественной культуры.— зарождения и развития баллады — создает научную основу для дальнейшей разработки п изучения истории литератур народов Дагестана. Материал и основные положения диссертации могут быть использованы при создании учебников и мето-дических пособий для школ и вузов республики, а также для других работ, посвященных национальным литературам п основанных на пришшне сравнительно-исторического и типологического анализа.
Источники исследования
Источниковедческой базой исследования является богатейший балладный материал, опубликованный на языках народов Дагестана, а также на русском языке; фольклорные записи, хранящиеся в Рукописном фонде Института языка, литературы н искусства им. г. Цадасы ДНЦ РАН, баллады современных дагестанских поэтов.
Апробация работы
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании Отдела национальных литератур Российской федерации и ближнего зарубежья Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН 25 марта 1992 года. Основные положения работы опубликованы в научных сборниках, а также изложены в докладах на научных конференциях.