Введение к работе
Актуальность проблемы. Изучение современной литературы в аспекте теоретической проблемы авторской позиции /образа автора/* представляется актуальным и плодотворшм, поскольку позиция автора - ключ к пониманию идейной направленности произведения. В связи с переоценкой в общественном сознании истории деревни и крестьянства ваяно и переосмысление так навиваемой деревенской прозы, особенно тех произведений, которые отражают сложный процесс ормировашя нового взгляда на прошлое и настоящие - отражают и ограниченность нашего недавнего мировоэарения, и трудные шага к горькому прозрению. На всех зтапах своего развития деревенская проза отличалась тенденцией к автобиографичности. Поэтому образ автора в слрыто субъективном автобиографическом произведении можно рассматривать как одну из характернейших особенностей её поетики. Изучение показательных для своего времени произведений /рубеж 70-80-х годов/ через эту проблему позволяет сделать существенные выводы о развитии современной литературы.
Научная новизна исследования в данной диссертации определяется тем, что объектом анализа являются'произведения, авторская позиция в которых не была специально изучена, а в критике нередко искажалась. Разработана оригинальная методика анализа поэтики через проблему авторской позиции.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют труды советских литературоведов по проблеме образа автора /работы И.М.Бахтина, Е.В.Виноградова, Г.А.Гуковского, Д.С.Ди-хачёва. Л.Я.Гинзбург и др./ , а также исследования современ-
Эти понятия в современном литературоведении рассматриваются как тождественные /см.: Роднянская И.Б. Автор // Краткая литературная .энциклопедия.- М.,1978.- Т.9.- С.28-34.
*" Проблема образа автора возникла в начале XX века как проблема повествования в трудах западных учёных /В.Дибелиус, .К.Фрадецан, Г.Джеймс/, а начиная с 20-х годов получила фундаментальную разработку и в советском литературоведении - в работах Б.Эйхенбаума, Н.М.Бахтина, В.В.Виноградова и др. В них, в частности, проблема автора тесно связана с историей авторства /авторитета/ как исторически подвижного соотношения между биографической личностью автора и его произведением в рамках данной культуры - один из важнейших вопросов исторической почтики /работы Гуревича А.Я., Лосева А.Ф., Аверинце-
1-эакаэ 1703 Т.
ной прозы.Главные методологические принципы анализа произведения с точки зрения авторской позиции - эстетические положения о содержательной сущности художественной формы, диалектическое понимание её структуры. Исходя из принципа конкретно-исторического изучения литературы и признавая, что художественное произведение является целостным, живым организмом, методика анализа образа автора опирается на общепризнанные законы диалектической логики, провозглашающие, во-первых, что "чтобы действительно знать.предает, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования.
Степень изученности проблемы. Деревенская проза уже четвёртое десятилетие существует в советской литературе как , ярко выраженное идейно-стилевое течение. В 70-80-е годы появилось несколько критических монографий, рассматривающих её историю в широком контексте советской литературьг. 2К посвящены множество статей, так или иначе она не обойдена вниманием в большинстве критических и литературоведческих работ, посвященных современной прозе. Об авторской позиции в произ- ведениях отдельных.авторов этого течения высказано немело как точных, так и спорных наблюдений, но при этом в общественном сознании укоренились.и стереотипные улрощённо-иска-
ва С.С, Лихачёва Д.С./.В 60-80-е'годы проблема авторской позиции стала одной из актуальнейших в литературоведении. Подробнее о её теоретическом аспекте и истории изучения см., к примеру,в диссертации ЕонецкоЯ Н.К. "Образ автора в системе художественного произведения: /К вопросу об эстетической природе образа автора: На материале творчества Н.В.Гоголя, Н.С. Лескова, М.А.Булгакова/" /М.,1986/.
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч,- 5-е изд.- Т.42.- С.290.
2 См.: Кузнецов Ф.ф, Самая кровная связь: Судьбы дерев
ни в современной прозе.- Ы.г Просвещение, 1977; Минокин М,В.
Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для
учителя.- М.: Просвещение, 1977} Теракопян Л.A. Ilaf-oc преоб
разования: Тема деревни в прозе 50-70-х годов,- 2-а изд.,пе-
рераб. и доп.- ?.!.: Худсж.лит., 1978; Сурганов В.А. Человек на
земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-/0-х годов.
Истоки. Проблемы, Характеры,- 2-е изд., доп.- І.І.: Сов.писа
тель, I98T; Цветов Г.А._Тема деревни в современной советской
прозе,- Л.: Знание, 19Ео.
жённые представления, о чём свидетельствуют, в частности, две дискуссии о "деревеньках" на страницах "Литературной газе-ты"/в 1967-68 и в 1979-80 гг./ и материалы многочисленных "круглих столов" в дитературіаїх редакциях, обзоры писец читателей и т.д. С упорной настойчивостью критика и читатели говорили о замкнутости деревенской прозы на ценностях минув-шаго дня, о противостоянии в её произведениях положительного прошлого и негативной современности, о конфликте города и сала, воспевании выдуманной нравственности деревенских старух, ' нежелании авторов видать современные проблемы и современных "положительных" героев, Наконец, в итоговых, по замыслу их авг торов, статьях середины 80-х была создана схема "логического завершения деревенской прозы"/Л.Вильчек/, будто бы полностью исчерпавшей себя идеализацией старої! деревни и неминуемо обязанной перейти к обличению нынешнего "веб хуме и хуке работающего крестьянина" /В.Чалмаев/, к опровержению вымышленного ею "воздушно-призрачного" "лада". Деревенской прозе ещё только предстоит стать предметом всестороннего литерат-роводчёс-кого изучения, в том числе и изучения в аспекте ахюрской позиции. Не изучена также проблема автобиографичности этого те- . чения. Из рассматриваемых нами произведений только "Последнему поклону" В.Астафьева посвящены специальные исследования авторской концепции личности,, особенностей поэтики, повествовательной структуры, языка и т.д. О повести М.Карима "Долгое-долгое детство" и романе М.Алексеева "Драчуны" опубликованы только рецензии, критические статьи, обзоры в литературно-критических очерках творчества.
Материалом исследования стали названные автобиографичес* кие произведения писателей старшего поколения в деревенской прозе /В.Астафьев, U.Карим, М.Алексеев/,созданные на рубеже , 70-80-х годов, поскольку они показательны для своего времени, когда отал явнім существенный перелом в развитии советской литературы. Документальные мемуарно-автобиогра]ические жанры в
См.: Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы // Вопр.лит.- 1985.- № 6.- С.34-72; Чалмаев В. "Воздушная воздвиглась арка..." // Там :«е.- G.73-II7.
ней имеют давнюю плодотворную традицию, которая.особенно ак-. авизировалась в 40-50-е годы. В 60-70-е, вобрав опыт "лирической" прозы, они во_ многом изменили свою социально-нравственную направленность. А.Бочаров в 1985 году писал, что "Открытие мира" В.Смирнова и "Человек и время" М.Шагинян были последниші могиканами автобиографического эпоса 40-50-х годов, претендовавшего "на введение собственной биографии в широкую бытовую или литературную панораму" и отвечавшего "духу тех десятилетий с её безмятежно-описательным настроем. Это не была лакировка, приукрашивание жизни, но это ка был ещё жгучий поиск острых, резко обозначенных граней жизни"-''. Е.До-бренко в 1990 выразился уже без оговорок: '.'..послевоенная литература в принципа несоотносима с правдой..." Но тот не А.Бочаров отметил, что в 70-е годы в художественной автобиографии возобладала "открытая и пронзительная непосредственность переживания... имеющего из описательный, а нравственно-эмоциональный заряд" .
Традиция автобиографического жанра, с конца 50-х активно поддерживаемая деревенской прозой /начиная с "лирических" очерков раннего В.Солоухина/, на рубеже 70-80-х годов была особенно плодотворной, хотя ото и воспринималось в критике с известным раздражением /"Все, что можно было вспомнить, вспомнили. Меняются только названия деревень и имена родственников" v. Выбранные нами произведения занимают далеко не однозначное место в литературном процессе этого периода"; при всём сходстве жизненной судьбы их авторов, ставшей сюжетом в каждом произведении, они выразительно представляют диапазон различий авторских концепций прошлого и настоящего в деревенской прозе, а также разнородность её худо&зственных повествовательных форм - от открыто субъективной лирико-публицистичес-
Бочаров А. По строгому счёту // Новый мир.- 1985,- IP 7." — Сс*^9.
Добренко Е. фундаментальный леке;.кон: Литература позднего сталинизма // Новцй мир.- 1990.- № 2.- С.244.
Бочаров А. По строгому счёту // Там же.
"* Шайтанов И. Реакция на перемены:/Точка зрения автора и героя в литературе о деревне/ // Вопр.лит.- 1981.- 11.- С.59.
кой до приближённой к сказу, т.е. объективированной.
Гласная цель диссертации - выявить существенные черты поэтики автобиографических произведений в деревенской проза 70-80-х годов, опираясь на исследования об авторской позиции как своеобразном центре, фокусирующем идейно-худонественныэ особенности произведения, Ма основании такого анализа предполагается сделать выводы, позволяющие по-новому смотреть на место деревенской прози в современном литературном.процессе, опровергнуть стереотипные искажённые представления о ней, которые утвердились в критика середины 50-х годов.
В связи о ятки выдвигаются следующие задачи:
выявить близкие черты и своеобразие образа автора в указанных произведениях;
проанализировать процесс изменения авторской позиций
в зависимости от условий формирования авторского замысла, от-г ражение в нём социальной действительности нашего времени;
- выявить закономерность связи авторской социально-нрав
ственной позиции с художественно неповторимой формой автобио
графии.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной лите- ' ратури. Основной текст зшшмает 164 с., библиография включает 316 наименований.