Введение к работе
Актуальность настоящего исследования видятся в стремлении рассмотреть идейно-эстетические функции античного колорита в контексте общей философсгсо-эстатической системы русского символизма; в том, что художественно опосредованные в творчестве В.Я.Брюсова явлеїшя античности как культурно-исторического феномена, равно как и пути в способы данного опосредования, соотносятся с ведущими идейно-мировоззренческими доминантами эстетического сознания эпохи.в частности, с основополагающими, характерологическими уетановками,госдодст— вовавашми в литературно-художественной процессе конца XIX- начала XX века. Таким образом, интерес к античной эпохе,отчетливо прослеживающийся в поэтической и литературно-теоретической практике виднейших представителей русского символизма (В.Я.Брюсов, Вяч.Иванов, И.Анненский, А.Белый) представляется явлением исторически л эстетически детерминированным,объясняемым не столько индивидуальными склонностями того или иного художника, сколько вполне объективными закономерностями литературно-Художественного процесса в контексте идейно-философских исканий рубежа веков.
Ноль т>а<1отн - рассмотрение на примере поэтического творчества В.Я.Брюсова оснхшнах философско-мировоззренческпх и идейно-эстетических установок.лежадих в основе всего "символизма как миропонимания" (А.Белый) и обусловивших обращение названного вшпе автора в его поэтической практике к идейно-художественному наследию античности; определение важнейших функций,которые выполняет античный колорит (тире - античность как таковая) во всей идейно-художественной системе В.Я.Брюсова как поэта и.наконец,количественный анализ конкретных форм и разновидностей творческих опосредовании античности в реальной поэтической практике одного из отцов-фундагоров русского аимвояивиа.
Таким образом,указанвая трехчастная цель (Брюсов как симво-лпот,икдивидуальЕо-художественная методология Брюсова,его непосредственная поэтическая практгжа)подчинена своего рода "сверхзадаче" - расоиетренао и определению того места,которое занимала античность как культуряо-зкзторический феномен в идейно-эстетической система русского сиыволвзыа в целом. В перспективе своего достижения это предопределяет решение в настоящей работе ряда более частных задач,в целом носящих утилитарно-исследовательский характер,а именно:
— конкретизацию понятия "античные мотивы" в художественно—лоэ-тлчеисои практике руоского символизма на примере творчества В.Я.Брхссша;
выявление ведущих историко-кульэурнш? закономерностей,обусловивших обращение представителей русского символизма к идейно-художественному и философско-теоретическому опыту античности;
количественную характеристику использования В.Я.Брюсовым античных мотивов и,в связи с этим,определение основных принципов и параметров дастрибутирования исследуемого материала.
Таким образом,в центре внимания настоящего исследования стоит не собственно Брюсов-поэт.не особенности его индивидуально-творческой художественной системы,взятой,так сказать.в самой себе, вне связи с текущим литературным процессом и идейными поискала эпохи, но именно Брюсов как теоретик и практик русского символизма.как представитель определенного течения в литературно-художественной, лизни своего времени: тот,кто в своем творчестве (вольно или невольно) наиболее последовательно,- рельефно и решительно проводил в жизнь принципы.характерные для символизма "старшей" генерации.
Материалом исследования дослужило наиболее полное из изданий Бросова советского периода - его Собрание сочинений в 7 томах (Ы., 1973-1975).На его же основе приводятся и статистические данные, представленные в диссертации. Отдельные примеры, взяты из других иэ-данпй.в частности:В.Я.Брюсов, Неизданные стихртворания.М.,1935.
Методологической основой диссертации явлщгаоя принципы последовательного историко-литературного анализа.Б ряде случаев использованы методы статистической обработки исследуемого материала.
Цели и задачи настоящего исследования вынуждают отказаться от последовательного хронологического (или историко-биографиче'ского) подхода при анализе соответствующих аспектов творчества поэта (который положен,например,в основу последней работы по указанной проблеме: Хангулян С.А.,"Античность в поэтическом творчестве Валерия Брюсова (дооктябрьский период)". Дисс... канд.филол.наук. Тбилиси, 1990),заменив его подходом Фтакгоюнально-тематическим.опирашимся в своей основе прежде всего на дистрибуции способов художественного интерпретирования античности в поэзии В.Я.Брюсова в соответствии с важнейшими идейно-эстетическими положениями русского символизма. Таким образом,специфика античных мотивов прослеживается на протяжении всего ТЕврчества поэта - и дореволюционного,и советского.
Новизна -работы. Тематическое содержание настоящей диссертации (т.е.. изучение античных мотивов в творчестве того или иного автора) имеет давние и прочные традиции в русской филологии,поддержанные в советский период. К сожалению «исследователи зачастую ограничивают
оебя лйпь перечислением тех или иных фактов,позволяющих соотнести творчество определенного художника с античностью (как правило,это соответствующие исторические или мифологические персонажи,сюжеты, историко-бытовой колорит^реже - стетно-коипозиционная структура, особенности метрической организации стиха и т.п. формальные показатели), оставляя нердаешшм.в сущности,главный вопрос: каково место античности в ї$б'йно-вствтической,в целом - мировоззренческой сиотеме данного художнйка.проще говоря: зачем понадобилось ему обращаться к античной древности вообще?
Цришнителы'.о к объекту настоящего исследования последнее замечание представляется весьма актуальным: несмотря на достаточно о солидный общий перечень имен тех,кто, исследуя бргосовское творчество, так или иначе касался проблемы "Брюсов и античность" (А.Измайлов, Й.Айхенвйльд, К*Чуковокий, Г.Лелевич, А.ИЛ/алеин, В.М.Жирмунский, ^.Цветаева, Б.Арваїов^ Й.Йостуцальский, С.В.Шервинский, К.М.Мочульский, /)?. R;« /Д\,Е. Максимов, А.Н.Сакулин, Н.С.Бурлаков, С.И.Гиндин, А.Л.Григоорьов, ЯЛЬРоґова, А.Э.Зелинский, А.А.Касымяа-нова, Н.В.Еедмецкая, Г.Дербенов, В.йовский, С.А.Хангулян и ряд других), лишь краГліи ограниченный круг исследователей рассматривает специфику творческого освоения поэтом античности в русле его идейно-эстетических воззрений как одного из основоположников русского символизма (в.В.Шервинский, А.И.Малеин, С.А.Хангулян).Другие авто-ры,отдавая долйноо "античним" произведениям Брюсова,упош;нают о них как о чем-то само собой разумеющемся,в целом лишь иллюстрирующем ту или иную концепцию брхсовского творчества.
Таким образоы,новизна настоящего исследования видится презде всего в описанном вше системном подходе к явлениям литературно-художественного порядка,что позволяет логично и последовательно соотнести рассматриваеьшй материал с ведущими идейно-эстетическими закономерностями эпохл,выйти за пределы утилитарной констатации фактов,» определенной мере использовать динамику изменений в исто-рико-кулзьтурологическоы содержании самого термина "ангичность"для характеристики общественного сознания рубежа веков.
Нагако-лракти%9ская. значимость дзнноіі работы предполагает возможность использования ее результатов в курсах вузовского преподавания .тйтёратуры.в спецсеминарах и т.д. Вместе с том, со бранный материал мо.т.ет быть гакяэ использован при подготовке соответствующих форм организации учебной деятельности при изучении античной литоратуры,культурологии,истории философии и других дисциплин,прямо или косвенно включенных в орбиту настоящего исследования.
Аігообания тзаботн. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX века ШГУ шпни В.И.Ленина, а также на аспирантском методическом объединении при кафедре.По теме диссертации автором опубликовано 3 статьи в межвузовских сборниках научных трудов.
Структура диссертации определяется названными еьою целями и задачами данной работы,а также избранной методологией исследования и спецификой материала. Во введении кратко формулируются основные задачи настоящего исследования,определяются его цели и уточняется объект исследования. Чрезвычайно глубокая интегрированносгь античной культуры в культуру европейскую и связанные с этим объективные трудности точного определения понятия "античные мотивы" вынувдают обратиться к конкретизации данного понятия применительно к рассматриваемому материалу (глава 1).В главе II рассматриваются некотораэ основополагающие философсно-мировоззренческие тенденции последней трети ХН века,проявившиеся как в последовательном изменении восприятия общественным сознанием античного наследия,так и в установочных идейш-астетических принципах русского самзолизма.Глава ІІІ посвящена непосредственному анализу античных мотивов в поэтической практике В.Я.Брюсова.нахоаденкю а определению соответствующих количественных параметров и выделению, на их основе характерних функционально-тематических групп в общей совокупности "брюсовской античности".Заключение подводит итоги исследования и намечает.перспективы дальнейших разработок по названной теме.