Введение к работе
1900-е - 1910-е гг. были не только эпохой расцвета отечественной словесности и философской мысли, но и временем их сближения, взаимопрорастания. Эта тенденция оказалась значимой для плеяды младосимволистов, к которой принадлежал и Александр Блок.
"Философ - не тот, кто пишет кипы абстрактных философских книг, а тот, кто свою философию переживает во плоти, - писал о Блоке Андрей Белый. Творческая философия Блока выявлялась в разнообразной конкретике: в лирике и публицистике, в оценке книг и идей современников, в жизнеповедении поэта. И приятие поэтом Октябрьской революции 1917 года объяснялось, видимо, в том числе и "переживанием во плоти" собственной творческой философии, спецификой историко-философских и эстетических воззрений Блока, его индивидуального "мифа о России", получившего предельную полноту развития в творчестве I9I8-I9I9 г.г.
Категория пути, столь важная для Блока, сохранила свое значение и в послеоктябрьский период его жизни.
В 1920-1921 г.г., в процессе крайне драматичного столкновения историко-философских и культурфилософсних воззрений, выношенных в прежние годы, - с новой исторической реальностью, в творческом сознании Блока, его миросозерцании и аксиологии шли глубинные и значимые сдвиги. Изменение отношения к "злобе дня" сопровождалось пересмотром содержания и соотношения таких важных для поэта категорий-символов, как стихия и гармония, стихия и культура. В 1920-1921 г.г. изменяются блоковские представления о "смысле культуры", об идеальном образе и земном долге поэта.
В блоковсяом творчестве І9Ї7-І92І г.г. проблематика литературно-эстетическая и проблематика культурфилософская (отчасти даже -историко-философская) тесно переплетены, разделять их, рассматривать первую - вне второй не представляется возможным: это противоречило бы творческим принципам Блока. "Философия, религия, общественность, даже - политика" в России неотлучимы от "живописи, музыки, прозы, поэзии", и лишь вместе они "образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры" (т.УІ, с.175-176) - как писал сам поэт.
Памяти Александра Блока (Андрей Белый, Иванов-Разумник, А.З.Шгейн-берг). - Пг.: Вольфила, 1922. - с.10.
А.А.Блок здесь и далее цитируется по Собранию сочинений в восьми томах. Под общей редакцией В.Н.Орлова, А.А.Суркова, К.ИЛуковс-
(см.след.стр.)
Творческая эволюция Блока была опущена в литературный быт, сложной системой взаимовлияний связана с литературным процессом I9I7-I92I г.г.
Цель работы - проследить эволюцию философско-эстетической подосновы творчества А.А.Блока в 1917-1921 гг., соотнести эту эволюцию с некоторыми аспектами общелиг* ратурного развития первых послереволюционных лет.
Актуальность работы - Обилие нового фактического материала, вошедшего в научный обиход с появлением первых четырех книг "бЛ( ковского" тома серии "Литературное наследство", публикации блок< сяих инскриптов I9I7-I92I г.г. в этом и других изданиях, возврас ние к отечественному читателю литературно-философского наследия оппонентов Блока, воспоминаний его современников, - все это дає! возможность составить осложненное и углубленное представление о последних стадиях пути поэта.
Наши дни - время нового интереса к историческим судьбам Рос сии в начале XX века, время новых попыток понять глубинные причі ны событий 1917 года. Изучение судьбы Блока, который современнш ми был воспринят как "самый яркий представитель рождение го в года глухие поколения, художник, ( четливей других выявивший... мироотношение предреволюционного го ода" , изучение пути поэта к приятию революции добавляет нечто і тему пониманию судьбы России.
Вектор послеоктябрьской духовной эволюции Блока направлен < статьи "Интеллигенция и революция" (1918) - через статью "Крушеї гуманизма" (1919) - к речи "О назначении поэта" (1921). В этом і цессе медленного, но неуклонного и глубоко органичного, тесно пряженного с осмыслением собственного и общенационального исторі ческого опыта, перехода от апологии стихии к эстетическому и филе скому идеалу гармонии - нам видится внутренняя логика, концептуг ное значение для литературного процесса той поры, и, быть может даже символический смысл.
Научная новизна и практическая ценность диссертации 0 различных аспектах творческой философии Блока писали А.Ф.Лосев, В.і Асмус, Д.Е.Максимов, З.Г.Минц, Л.К.Долгополов, М.Г.Петрова, Д.М.
кого. - М.-Л.: ГИХЛ, I960-1963; в скобках римской цифрой обо: чен номер тома, арабскими цифрами - нумерация страниц.
Об Александре Блоке. - Пг.: Картонный домик, 1921. - с.5.
гомедова, В.М.Паперный. О судьбе и творчестве Блока в І9І7-І92І г.г. писали, наряду со многими из авторов, названных выше, В.Н.Орлов, П.П.Громов, M.S.Пьяных, И.В.Корецкая, А.В.Лавров, С.С.Лесневский, Е.В.Иванова, Н.Н.Примочкина, другие авторы.
В данной работе позднее творчество Блока рассмотрено в соотнесении с широким контекстом отечественной литературной периодики I9I7-I92I г.г., привлечены материалы ряда малоизученных изданий тех лет (газеты - "Дзло народа", "Новая жизнь", "Знамя труда"; журналы - "веская свобода", "Народоправство", "Наш путь", "Книжный угод", "Вестник литературы", "Знамя" и др.; сборники и альманахи "Ски(|ы", "Мысль", "Слово о культуре", "Записки мечтателей", "Дракон", "Шиповник" (1922) и т.д.), сделана попытка наряду с рассмотрением эволюции поэта во всей ее целостности - от 1917 года к 1921 году, выявить соотнесенность внутренней проблематики блоковского творчества I9I7-I92I г.г. с такими общезначимыми для литературно-философского процесса той поры вопросами как проблема жертвы традиционной системой этических ценностей во имя "высшей правды" революции; проблема "массы" как субъекта принципиально новой культуры, значимая для эстетических исканий I9I7-I9I9 г.г.; дискуссия о "кризисе культуры" и "кризисе гуманизма"; проблема "поворота к классицизму" в литературном процессе I920-I92I г.г.
В статьях, набросках, дневниковых записях Блока выявлен ряд не указанных комментаторами аллюзий статей его современников (Андрея Белого, Р.В.Иванова-Разумника, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, Г.И. Чулкова, А.А.Гизетти), рассмотрен ряд содержательных, но малоизвестных отзывов о послереволюционном творчестве Блока (отзывы С.Н. Булгакова, Е.И.Замятина, Ф.А.Степуна, Г.В.Адамовича и др.), предположительно указаны моменты полемики со "скифской" периодикой I9I7-I9I8 г.г., в частности - со статьей Блока "Интеллигенция и революция", в публицистике Н.А.Бердяева І9Г7-І9І8 г.г..
Результаты работы могут быть использованы, в частности, при подготовке комментария к прозе и дневникам I9I7-I92I г.г. для Полного академического собрания сочинений Блока; для чтения спецкурсов по творчеству Блока и отечественной литературе первых лет революции.
Апробация полученных результатов Промежуточные результаты работы обсуждались на заседаниях Отдела русской литературы конца XIX - начала XX века ИМЛИ АН СССР; по теме работы были сделаны доклады и сообщения на I конференции молодых ученых в ИМЛИ АН СССР в
декабре 1988 года; на заседаниях Научной группы при музее Л.Н.' стого в Москве в феврале 1989 года и в марте 1990 года; на зас« нии Научной группы музея-заповедника А.А.Блока в Шахматове в яі ре 1990 года; на конференции, посвященной ІІО-летии А.А.Блока і Андрея Белого, в ШЛИ АН СССР в ноябре 1990 года; на международ} конференции, посвященной творчеству В.И.Иванова, в ИМЛИ АН СССР июне 1991 года.
По теме диссертации написаны три. работы общим объемом 2 Структура и объем диссертации Диссертация состоит из ві ния, двух глав и заключения. Общий объем текста - 189 стр. К рг те приложена библиография, включающая 275 печатных источников.