Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

А. Т. Твардовский и действительность переходной эпохи (1925-1935) : Формирование художественного мира поэта Акаткин, Виктор Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акаткин, Виктор Михайлович. А. Т. Твардовский и действительность переходной эпохи (1925-1935) : Формирование художественного мира поэта : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.02 / Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.- Свердловск, 1988.- 34 с.: ил. РГБ ОД, 9 88-2/2467-1

Введение к работе

^J^'Vb истории советской литературы 2Q-30-e годы играют' особую,', структурообразующую роль. Это период становления новых общественных отношений, новой культуры, нового метода ьис-куесПгвеД Чем конкретнее вставали тогда вопросы культурного йі$із&«еяьстза, тем острее ощущалась необходимость обращения к опыту прошлого. Именно на пересечении двух тенденций - обновления и преемственности - пробивались ростки новой жизни, формировались таланты, которым суадено было стать знаменем нашей литературы. К их числу принадлежит и начинающий в середине 20-х годов А.Т.Твардовский.

Однако этот период, один из самых сложных и насыщенных поисками, недостаточно освоен литературоведением. Недавняя дискуссия в "Вопросах литературы" показала, как много важных лых пятен на карте литературной истории, как много важных подробностей не занесено на ее координатную сетку. По словам М.Чудаковой, "сплошь и рядом человек, интересующийся литературным процессом 20-х годов, вообще не может составить о нем собственного представления: он лишен необходимых источников . Выработке новых научных подходов к этой эпохе препятствует одно важное обстоятельство, на которое указал П.Николаев: "Мы еще не готовы к систематическому исследованию материала, которое могло бы обрести форму фундаментальных трудов. И, стало быть, надо пока "накапливать" материал". Впрочем, то же самое можно сказать не только о литературном процессе в целом, но и об отдельных писателях, составивших его глубинный фарватер. Поэтому "желательно было бы, - подчеркивает П.Николаев, -представить индивидуальный творческий опыт как особую художественную систему... исследователями творчества Блока, Маяковского и отчасти Шолохова и Твардовского";

  1. Актуальные проблемы изучения истории русской советской литературы // Вопр. лит. 1987. ). С.19.

  2. Там же. С.4.

  3. Там же. С.9,

Подобную задачу можно решить при соблюдении многих условий, в том числе - глубоком анализе самой действительности, порождающей эти художественные систем... Переходная эпоха 20-30-х годов рассматривается по преимуществу сквозь призму литературной борьбы, противостояния литературных группировок. Однако групповая борьба в немалой степени определялась противоречиями действительности, динамикой социальных и культурных процессов, чего наши исследователи, очевидно, опасаясь обвинений в вульгарном социологизме, почти не касаются. Раннее творчество Твардовского (1925-1935) явиг.ось по-своему уникальным отражением этих процессов, однако оно изучается, во-первых, предельно избирательно, во-вторых, вне глубинной связи с эпохой.

'-. Познание современности в литературе 20-30-х годов осуществлялось, как правило, через противопоставление старого и нового. Эти категории становятся непримиримыми полюсами, конфликтными началами в художественной картине мира. Далеко не всегда "полярный" путь познания приводил к эстетически полноценным результатам. От ликующего прославления райской новизны грядущего и сплошного отрицания прошлого наша литература шла к глубоким раздумьям об утратах и обретениях человека, к постижению драматического хода истории. Вопрос о соотношении старого и нового в.области формы (традиции и новаторство) разработан довольно основательно. Однако искусство развивается не ради себя самого, своими сугубо специфическими средствами оно участвует в обновлении жизни, а это обновление-есть переход одШїіс противоречий в другие. Значит, встает вопрос о соотношении старого и нового в эстетической реальности, в образной плоти искусства. В первую очередь это вопрос об особенностях претворения жизненного процесса, движущих сил и конфликтных начал той или иной эпохи. Таким образом, мы подходим к проблеме историзма, которая на материале советской поэзии разработана недостаточно. Исследование одной из сторон этой проблемы (соотношение старого и нового) применительно к эпохе формирования Твардовского (1925-1935 гг.) образует главное аналитическое русло диссертационной работы.

"Прежде чем появится тот или иной яркий культурный феномен, - пишет В.Еахмутский, - должно возникнуть "силовое поле" новой культуры, но процесс его формирования обычно ускользает от нашего взора"; Мы имеем возможность проследить, как формировалось это "силовое поле" и как вырастал в нем новый*культурный феномен - будущий великий поэт Твардовский. Мы увидим не "готового" классика, а его рождение, проникнем в эпоху, взаимодействию с которой он обязан своим неповторимым обликом. Особенно важно изучить становление поэта^ пробивающегося к высотам культуры из гущи жизни, из "низов". После революции яростно спорили о рождении культуры новой, пролетарской и о гибели старой, буржуазно-дворянской. При этом живые ростки новой литературы подчас не замечались или же подвергались беспощадной критической обработке. Пришю время воссоздать полную и объективную картину родовых мук нашей культуры, подлинных озарений и беспочвенных претензий на великое,.лихих налетов на прошлое и терпеливых усилий в освоении духа и языка мировой классики как необходимого условия истинного творчества.

У каждого поэта свое начало. У Пушкина на первых порах знание литературы заменяет знание жизни и себя самого, в нем "больше Литературы, чем Поэта". Твардовский проходит иной путь формирования. Едва овладев первоначальной грамотой, он слагает стихи. Едва усвоив секреты ремесла, становится профессиональным литератором. Как личность он богаче, сложнее своих стихов и порой не ведает о подъемных крыльях, которые придает таланту культура. Ощущение своей малообразованности - одно из самых болезненных, но и действенных в юности, оно заставляло его стремительно укреплять свою культурную базу. Твардовский формировался не в тиши кабинетов и библиотек, а в горячей страде областной периодики. На многих ранних произведениях лежит отпечаток сухой газетной злободневности; ему стоило немалых трудов преодолеть плоскостное, агитационно-лозунговое отношение к поэзии, чрезвычайно поощряемое. Его творческая задача состояла в том, чтобы породнить газетную полосу с книгой, стать нуж-

  1. Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков // Спор древних и новых. М., 1985. С.7.

  2. Непомнящий В. Предназначение // Новый мир. 1979. №6. С.241

ным народу в качестве Поэта, а не хроникера-поденщика.

Исследование раннего творчества - обычная для литературоведения проблема. Очевидно, таковой ела является и в данном случае. Тем не менее ранний Твардовский - тема особая. Особая потому, что речь идет не только о первых шагах поэта, так или иначе известных исследователям, но и о таких, которые на протяжении многих лет не вспоминались ни автором, ни его критиками. Именно поэтому данная работа обретает поисковый характер. В ходе исследования потребовалось привлечь множество источников из области культуры, социологии, философии, литературы и критики, которые в связи с Твардовским никем ранее не использовались. Не зная всех обстоятельств жизненного и творческого пути поэта, трудно до конца понять его зрелое творчество, в особенности лирику 60-х годов, поэму "По праву памяти", замысел романа "Пан", литературную программу Твардовского-редактора. Ко многому, что, казалось бы, навсегда отошло в пройшов, он вновь вернулся и тем самым наметил новые линии связи мевду ранним и зрелым творчеством.

Как известно, поэт начинал счет своим писаниям со "Страны Муравии". У многих сложилось мнение, будто этой поэмой он сразу вступил в литературу, "Твардовского мы "начинающим" не помним", - писал С.Маршак. В послевоенные годы усилиями И.КоХ' но, П.Выходцева, В.Дементьева, В.Лакшина, А.Кондратовича, А.Македонова, Р.Романовой и других многие страницы раннего' пе риода прояснились,Однако до сих пор нет работ, характериэующи этап становления в целом, нет конкретного анализа всего написанного Твардовским в 1925-1935 годы, творческие поиски поэта слабо соотнесены со временем - историческим и литературным. Многое из его творческого наследия еще не введено в научный оборот, далеко не все справедливо оценено, слабо изучено окру жение поэта, еще не создана его научная биография. Довольно внимательно анализируется проблемно-тематический срез его творчества, однако движение художественного сознания, эволгощ мировоззрения и метода остаются малоисследованными. Зрелый Твардовский рассматривается либо без учета ранних поисков, лі бо эти поиски считаются скомканным и выброшенным черновиком.

6. Маршак С. Ради жизни на земле: Об Александре Твардовском, М., 1961. С.12.

Вот почему, несмотря на основательную изученность, Твардовский остается каким-то закрытым, "правильным" поэтом - без мучительных поисков, заблуждений, поворотов. Его взаимодействие со временем часто подают на уровне "подтверждения и закрепления" , слабо учитьшая моменты противостояния, спора с отдельными тенденциями той или иной эпохи. Проблема становления, заложенная в основание работы, позволяет увидеть поэта в движении, в поисках и противоречиях.

Чтобы мир изменять, надо его хорошо знать - это одно из главных убеждений Твардовского. Художник может как-то влиять на действительность, "только видя ее, а не заменяющую ее схему". Это убеждение может быть принято как исходное начало, как структурная потенция его метода, сполна реализовавшаяся в творческом наследии поэта.

Твардовский не принадлежит к тем писателя?.!, которых мы (по разным причинам) открываем заново. Но это,не означает, что в нем нечего открывать. Исследовать становление и творческий путь художников, неотделимых от судеб революции и социализма, в наши дни особенно важно. Ведь социалистические идеалы - не пропагандистская выдумка, они нами буквально выстраданы. Со всей наглядностью демонстрирует это положение раннее творчество Твардовского, запечатлевшее драматичный переход доколхозной деревни к новому, коллективизированному укладу жизни.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется следующими факторами: неразработанностью проблемы становления Твардовского как личности и поэта ; отсутствием полной и объемной картины начального этапа его творчества ; неизученностью путей формирования художественного мира Твардовского ; непоследовательностью связей между ранним творчеством поэта и литературным процессом переходной эпохи, а также действительностью 20-30-х годов.

Цели и задачи исследования опосредовали актуальностью темы и поставленных проблем. Важнейшими из них являются: поиск и осмысление ранних произведений и выступлений Твардовс-

7. Твардовская В.А. "Чтоб ограничить трагу слов": А.Твардовский читает В.И.Лешша // Сов.культура. 1986. ГЭ июля.

кого в аспекте становления и творческого роста ; выявление и изучение критических откликов на ранние произведения поэта ; исследование взаимоотношений поэзии и критики, особенностей эстетического сознания переходной эпохи ; изучение ведущих социально-культурных процессов в советской действительности 20-30-х годов ; рассмотрение путей формирования художественного мира Твардовского, становления основ историзма в его поэзии (соотношение старого и нового) ; исследование жанровых поисков и образных решений в раннем творчестве.

Для науки о литературе огромный интерес представляет момент рождения художника, когда его взаимодействие с окружающим миром во многом оказывается талантообразующим, когда закладываются основы художественного мира. Именно ранний, "та-лантообразущий" этап в творческом развитии Твардовского оказался наименее изученным. Данное исследование восполняет этот пробел.

Матерная исследования. В диссертационной работе многосторонне представлена действительность- и литературная жизнь 1925-1935 годое, введены в научный оборот неизвестные или забытые произведения и выступления Твардовского, дневники, письма, архивные материалы, воспоминания о.нем, изучены основные периодические издания тех лет, материалы всесоюзных дискуссий о поэзии и критике, работы по литературоведению, эстетике, философии, социологии, труды по вопросам быта, семьи, морали, по истории печати и книгоиздательства, по проблемам коллективизации и культурного строительства.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились труда классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства, теоретическое наследие советского литературоведения. Основополагающими в работе оказываются: понимание искусства и его взаимоотношений с действительностью ; структура общественного сознания и взаимодействие различных его видов ; закономерности исторического и литературного' процесса ; специфика творческой индивидуальности ; методология и методика литературоведческого исследования.

Научная новизна работы. В диссертационном исследовании впервые осуществляется монографическая разработка проблемы становления Твардовского-поэта и формирования его художественного мира в соотнесении с литературой и действительностью переходной эпохи, прослеживается эволюция жанровых форм его поэзии от первых опубликовэнных стихотворений до "Страны Му-равии"включительно . Впервые предпринимается изучение раннего творчества Твардовского в максимально полном объеме, а также критических откликов о нем в центральной и смоленской печати. Впервые многосторонне анализируется социально-историческая и культурно-бытовая среда, во взаимодействии с которой совершалось его становление.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования результатов исследования: для создания научной биографии Твардовского смоленского периода; в общих и специальных курсах по истории советской литературы; в трудах по истории советской поэзии и литературному краеведению ; для дальнейшего исследования таких актуальных тем, как "Художественный мир поэта и реальная действительность", "Литературный процесс и становление творческой индивидуальности", "Поэзия и критика", "Проблемы историзма в советской поэзии" и др.

Практическая значимость исследования' подтверждается тем, что его результаты, опубликованные в виде статей и монографий, находят положительный отклик в печати, рекомендованы для изучения в вузе и школе.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в монографиях, многочисленных статьях и рецензиях, опубликованных в центральной и местной печати. Материалы исследования используются автором в общем лекционном курсе по истории советской литературы, в специальном курсе "Художественный міф Твардовского". Результаты исследования докладывались на научных конференциях в Смоленске (1978, 1983, 1987 гг.), Ленинграде (1985 г.), Воронеже (1979, 1981, 1983, 1985-1987 гг.), на ФІШ при филологическом факультете МГУ (1980 г.), на международном семинаре в Берлине (1987 г.),