Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Краткий очерк истории развития палестинской литературы 11
Палестинская литература до 1948 года 11
11алестинская поэзия до 1948 года 16
Палестинская проза до 1948 года 21
Жанр критики до 1948 года 25
Палестинская поэзия в Израиле 27
Палестинская новелла в Израиле 34
Палестинский роман в Израиле 43
Палестинская новелла за пределами Израиля 48
Палестинский роман за пределами Израиля 55
Палестинская поэзия в период после 1948 года за пределами государства Израиль 62
Палестинская литературная критика в Израиле 72
Палестинская литературная критика за пределами государства Израиль 78
Глава 2. Тауфик Заййад и его творчество 85
Биография
О литературном творчестве Тауфика Заййада 89
Тема патриотизма и сопротивления в поэзии Тауфика Заййада 92
Коммунистические и революционные идеи в поэзии Тауфика Заййада 97
Национальные идеи в поэзии Тауфика Заййада 111
Тема родины 119
Тауфик Заййад о положении палестинцев в Израиле 125
130 132 137
О палестинцах, покинувших родину 142
Тауфик Заййад о взаимоотношениях между арабами и евреями 145
О шестидневной войне 1967 150
Об арабо-израильском конфликте 155
Глава 3. Художественная структура произведений Тауфика Заййада Композиция стихотворения 159
Ритмический строй 171
Поэмы, построенные из отрывков 173
Драматическое построение в форме отрывков 178
Нарративный метод 181
Использование приемов кинематографического монтажа 184
Использование театрального метода 185
Использование символических образов 187
Религиозные источники и сказки 192
Связь с наследием 193
Политические источники 195 Повтор 196
Музыка в поэзии Т. Заййада 200
Поэтический словарь 208
Использование народной литературы 210
Использование исторических и научных фактов 212
Использование религиозных оборотов 213
Заключение 216
Примечания 223
Список источников 254
Источники на арабском языке 265
Введение к работе
Исследования, которые анализируют многочисленные и самые разнообразные аспекты палестинской проблемы или "арабо-израильского" конфликта, как его принято называть в арабских странах, да порой и не только в арабских, довольно часто выходят в свет на самых разных языках. Что же касается арабской литературы, то публикаций, которые в какой то степени затрагивали эту проблему или рассматривали воздействие происходящего конфликта на развитие арабской литературы, явно недостаточно. Наличие связи между литературой и политикой вряд ли нуждается в специальной аргументации и доказательствах, тем более что констатация их взаимодействия давно уже стала традицией и может быть прослежена с самого раннего периода развития литературы. В XX веке, с его рекордным количеством разного рода конфликтов, войн и революций вряд ли можно было ожидать, что писатели и в первую очередь поэты откликнутся на эти события молчанием. Цель настоящего исследования показать как арабские поэты, в частности, Тауфик Заййад, проявляют свое отношение к самой трагической проблеме арабского народа в современной истории. Вместе с тем хотелось также показать, как палестинская проблема воздействовала на развитие современной арабской поэзии. В те годы, когда палестинский народ жил на своей родной земле, его литература была неразрывно связана с его прошлым, была частью арабской литературы. В 1948 году, когда было объявлено о создании государства Израиль, палестинцы испытали глубокое потрясение: они были расколоты. Большая часть палестинцев (почти 2/3 арабов Палестины) была вынуждена покинуть свою родину, свои земли и жилища, и рассеялась по всему арабскому миру. 180 тыс. стали постоянными беженцами, размещенными в лагерях. Те, кто остался у родного очага, стали гражданами Израиля - "арабами Израиля". События, изменившие условия жизни палестинцев и их гражданский статус, проявили себя и в области культуры, оказали воздействие на литературное и художественное творчество, придав ему обостренное, окрашенное в печальные цвета видение жизни. К тому же произошло столкновение с другой культурой. Размышляя над произведениями палестинских писателей, опубликованными в 50-е и 60-е, годы и пытаясь определить их принадлежность к времени и к литературе Палестины, невольно замечаешь, что почти всем им свойственна известная общность амплитуды мироощущения - от отчаяния к надежде и от нее снова к отчаянию. Эта амплитуда в состоянии вместить в себя жизнь человеческую с ее взлетами и падениями, сопротивлением злу и врагу и нравственными исканиями, поиском лучшей жизни. В первые годы после потери своего государства палестинцами овладели печаль, горесть поражения и унижения, писателей по преимуществу интересовали трагические аспекты человеческого существования. Часть палестинцев, которая покинула свою родину, сумела интегрироваться в экономическую и социальную жизнь разных арабских стран, но большинство остается в тяжелом положении, - "бесправными изгнанниками". Вместе с тем социальные процессы в среде палестинцев также во многом изменили их состав, занятия, общую и политическую культуру. При этом следует подчеркнуть, что по уровню грамотности и образованности палестинцы вышли на первое место в арабском мире. Интересно отметить, что арабские граждане воспринимаются в Израиле, где господствующим является тезис "Израиль — еврейское государство", как культурно обособленная национальная группа, которая никогда не сможет раствориться в израильском обществе, тем более что этому способствуют конфликтные отношения между Израилем и внешним арабским миром и толерантная позиция государственных структур относительно сохранения культурных различий. Израильские арабы выступают в роли национального меньшинства (на сегодняшний день арабы составляют 21% от общего числа жителей Израиля) и в таком качестве получают специальные права: арабский язык, несмотря на то, что он имеет в стране низкий статус, объявлен вторым государственным языком и функционирует как язык обучения в государственных учебных заведениях в арабском секторе; официально признаются политические, общественные и культурные организации, выступающие от имени арабов, а также арабская пресса и арабская литература. Арабы не только не возражают, но и упорно отстаивают свою культурную обособленность, идентифицируя себя как палестинские арабы в рамках израильского общества, в котором свобода совести и религии является одним из основных принципов израильской демократии. При этом важно отметить, что в новых условиях, в которых оказались палестинские арабы, они столкнулись, помимо статусной дискриминации, с модернизацией, которая не могла не оказать влияния на их культуру. Палестинцы в Израиле в более зрелом возрасте, чем принято в арабской традиции, вступают в брак; все время растет процент девушек, получающих высшее образование, значительно ниже, чем во многих арабских странах количество детей в семье.
До 1948 года палестинское общество во многом опиралось на традиции, делая упор на тесные родственные и семейные связи (42). Однако после возникновения государства Израиль и превращения арабов в меньшинство палестинское общество подверглось влиянию еврейского общества, которое носило явный западный характер (43). В самом начале взаимодействие между арабами и евреями не было тесным по причине ограничений, которые были навязаны арабскому меньшинству военным режимом в Израиле. Однако миграция арабов из деревень, их смешение с еврейским обществом - все это стало оказывать отрицательное воздействие на их социальное положение. По мере того, как увеличивалось сближение с еврейским обществом, его влияние становилось все более ощутимым. В результате процесса смешения стали распадаться семейные и клановые узы, их место заняли новые отношения, противоречащие арабскому образу жизни, социальным и религиозным традициям и обычаям, (44) принятым в арабской деревне. В повседневной жизни стал проявляться конфликт между поколениями. Причиной тому послужила новая ментальность молодежи, которая желала шагать в ногу со временем и свободно мыслить. Особенно ярко это проявлялось в первую очередь среди молодежи, обучавшейся в университетах. В результате стала исчезать система старост и старейшин в арабском обществе в Израиле (45). Стало изменяться положение женщины и ее роль в жизни; относительное улучшение экономической ситуации отразилось на обществе, арабы стали получать социальные пособия, различные гарантии, которые помогли бедным слоям населения: старикам, вдовам, сиротам и больным. Власть и полномочия в арабском обществе перешли из рук старейшин к местным администрациям, которые много сделали для развития деревень и городов в экономическом и социальном плане. Были открыты общественные библиотеки, молодежные клубы, улучшилась культурная среда (46).
Однако социальная пропасть между арабским и еврейским обществом продолжала оставаться очень большой. Естественный прирост населения среди арабского населения в Израиле считается очень высоким. В пятидесятые годы он был, пожалуй, самым большим в мире. Этот прирост создал довольно большое число проблем, среди которых в первую очередь следует назвать проблемы жилья, здравоохранения и школьного образования.
Согласно данным центрального статистического ведомства в Израиле арабское меньшинство, проживающее в этом государстве, находится на самой нижней ступени социальной лестницы, большая часть арабов живет за чертой бедности (47).
Чтобы более четко представить себе условия жизни арабов в Израиле, необходимо знать, что несмотря на огромные жертвы среди палестинцев в войнах с Израилем в 1948-1949, 1956, 1967, 1973 и 1982 гг., так и в столкновениях с арабским окружением (христианами-маронитами и т. д.), социальные процессы в палестинской среде постепенно вели к радикализации настроений среди палестинцев. В 1987 г. на оккупированных Израилем палестинских территориях началась интифада - массовое движение протеста. Все эти факторы, так или иначе, проявлялись и проявляются в палестинской литературе, дав заметный импульс ее развитию.
К сожалению, палестинской литературе, ее развитию и существованию особенно в рамках израильского государства, не уделялось достаточного внимания, научные исследования охватывали лишь отдельные ее стороны. К ее изучению обращались довольно редко. Мы полагаем, что необходимо приложить все усилия, чтобы всячески популяризовать эту литературу, вывести ее на международный уровень, сделать так, чтобы любой учащийся или исследователь, как в арабских, так и в других странах имел возможность познакомится с ней.
В качестве конкретного предмета исследований мы выбрали творчество известного палестинского писателя Тауфика Заййада, литератора, который является своего рода символом и идеальным представителем палестинского народа, поэтом, оставшимся в Израиле и ощущавшим глубокую связь со своей землей, а также, поскольку он являлся крупной политической фигурой в палестинском социуме. Тауфик
Заййад, один из самых выдающихся арабских поэтов, живших в Израиле, председатель муниципалитета в городе Назарет, член коммунистической фракции израильского парламента. Его считают основателем движения за сохранение и развитие народной палестинской литературы. Кроме того, творчество Тауфика Заййада не получило достаточного освещения в академических исследованиях.
Данное исследование должно в первую очередь дать ответ на следующий вопрос: в какой степени творчество Тауфика Заййада отражает особенности жизни арабов, проживающих в Израиле. Творчество Тауфика Заййада имеет особый характер: оно появилось на свет и развивалось в неординарных условиях. Поэтому данное исследование, отвечая на поставленный вопрос, показывает прежде всего политические, социальные и экономические аспекты жизни палестинского меньшинства в Израиле.
О Тауфике Заййаде написано очень мало, поэтому в нашей стране мы опирались, в основном, на его произведения в качестве источника, а также на некоторые исследования, которые были посвящены палестинской литературе вообще и палестинской литературе в Израиле, в частности.
Диссертация состоит из трех глав. В первой главе дается краткий исторический обзор развития палестинской литературы, как поэзии, так и прозы, в период до 1948 г. Затем мы провели исследование развития палестинской литературы, как в Израиле, так и за его пределами после событий 1948 г. При этом мы старались обратить внимание на те важнейшие факторы, которые оказали влияние на общественную и культурную жизнь арабов, на их литературу, такие, например, как Шестидневная война 1967 г., или новая оккупация палестинских территорий. Мы рассказали в этой главе о самых известных представителях палестинской литературы. Затем от этой главы, которая, по нашему мнению, носит довольно общий характер, своего рода вступление, мы перешли к главам, посвященным непосредственно литературному творчеству Тауфика Заййада.
Во второй главе помимо биографии литератора, мы попытались показать, что повлияло на формирование его личности и его творчества, анализируя при этом политические, экономические и социальные условия существования арабского меньшинства в Израиле, а также раскрывая идеологическую приверженность Тауфика Заййада, его верность марксистским идеям, которые он проповедовал и которые повлияли не только на его политические взгляды, но и на его литературное творчество и на всю его деятельность. Все это дает возможность лучше познать ту среду, в которой существовал поэт, и понять, как это сказалось и отразилось на его поэзии.
Естественно, что здесь же речь идет о темах и проблемах, которые Тауфик Заййад освещал в своем творчестве. При этом основной акцент он делал на тематике, связанной с жизнью палестинского меньшинства, и его взаимоотношении с израильским обществом.
В третьей главе мы попытались исследовать художественные особенности творчества Тауфика Заййада, показав те литературные направления, которые оказали влияние на современную арабскую поэзию и непосредственно на творчество поэта. Объектом нашего внимания оказались также методологические аспекты его творчества.
Надо отметить, что написание данной диссертации под эгидой Института Востоковедения в Москве не было случайным явлением. Работы ученых ИВРАНа по самым разным аспектам жизни арабских стран широко известны во всем мире. Поэтому мы надеемся, что данное исследование даст возможность более широкому кругу ученых получить адекватное, и насколько это возможно, объективное представление о палестинской литературе, ее становлении, тех общественно-политических условиях, которые повлияли на ее развитие, познакомится с творчеством поэта Тауфика Заййада - одного из ярких представителей прогрессивного течения в современной палестинской литературе. Собирая материалы по палестинской литературе, для которой характерно — подчеркнем еще раз очень небольшое количество публикаций обобщающего или критического содержания, автор настоящего исследования многие годы занимался поиском всей возможной литературы, — увидевшей свет в самых разных странах, которая затрагивала как политическую ситуацию в Израиле в течение последних 60 лет, так и творчество палестинских писателей разных направлений и жанров.