Введение к работе
Актуальность теш. Человек является основной силой, играю-!Й ключевую роль во-всестороннем развитии общества, и для его ховпого, нравственного, физического совершенствования большую іль играет, несомненно, художественная литература.
В процессе развития человеческих ценностей литература, отра-ія правду жирчи, активно участвует в процессе всестороннего уг-'блешя воспитания личности.
Художественная литература формирует у читателей человечность, ієт и взращивает в их сердцах зерна любви, сострадания, укрепляя >верие", еще более усиливая чувства гуманности, нравствені-jro ве-[чия, товарищества, удерживает их от проявлений грубости, безрас-дности, неблагоразумия, деспотизма, одним словом, по-настоящему
іогащает нравственный облик человека. D этом смысле научное изу-їкиє произведений великих художников, их творческого и кизненно-) путей, несомненно, имеет исключительное значение. Так как в . с творчестве отражены общество, социальная картина современной 1 эпохи, личность самого художника, его биография. Именно поэто-f изучение биографии поэта или писателя, его мировоззрения, ис-здя из его же произведений, является одной из специфичных проб-sm литературоведения. Важность данной проблемы в узбекском лите-ітуроведении видна на примере Ашгаера Навои. И исследование ее «енно в этом аспекте, т.е. исходя из произведений самого Навои, эедставляег теоретическую и практическую, ценность.
Обращение к Алишеру Навои не случайно. Он является колоссаль-)й фигурой не только узбекской, но и всей восточной и еще шире -іровой литературы. Наряду с постановкой в своих произведениях шболее прогрессивных и гуманистических проблем современной ему і охи поэт в реальной жизни активно боролся за их претворение, гоял на передовых позициях в разрешении государствеиных и обще-?льтурных проблем. Именно поэтому уже в современную ему эпоху его эоизведения обрели глубокую жизненность. И изучение биографии, ічности Навои, ее роли в творчестве поэта, исходя из его же про-, зведений, ш.эет весьма важное значение. Известно, что ив совре-
знной Советской литературе проблема творчества художника и его ічности является одной из актуальнейших.
Цели и задачи исследования. Эпическое полотно Апишера Навои Іятерица" является высокохудожественным образцом ге только узбек-
ской, но и всей мировой литературы. И поэтому всестороннее его из; чение - одна из важнейших задач истории литературы. Рассмотрение "Пятерицы" в аспекте биографии поэта более конкретизирует не толь ко стороны произведения, которые непосредственно связаны с современной ему эпохой, но и что очень важно, исследование подобного плана - своего рода творческая школа для современной литературы.-
Несмотря на то, что Навои приступает к создрпию "Пятерицы" с большой творческой подготовкой, тем не менее в процессе ее напи сания он преодолевает многие преграды. И каждый читатель "Пятерицы" должен понимать и представлять себе те трудности, без которых невозможно создание подобного великого эпического полотка. Данные проблемы в настоящем исследовании разработаны в следующих аспектах:
-
В каком плане отражена биография и жизнь автора в произве дениях предшественников Навои до его создания "Пятерицы" и что творчески позаимствовал у них поэт.
-
Какие стороны биографии автора нашли свое отражение в "Пятерице".
-
В какой степени освещена в "Пятерине" общественно-политическая и культурная деятельность Алишера Навои.
Степеїть разработанности проблемы и ее научная,новизна. В советское время по изучению биографии Аг*шера Навои проделана большая работа. Уже в 20-е годы академиком Бартольдом В.В. был опублр кован труд "Мир Алл Шер и политическая жизнь , который явился од ним из первых значительных исследований советского навоиведекия. В нем впервые на основе первоисточников научно воссоздана социаш но-политическая жизнь ХУ века и биография Алишера 'Іавои. Однако заметным недостатком данного исследования является то, что ученыз в изучении проблемы на основе произведений самого Навои ограничивается лишь антологией (тазкире) "Мпкэлис ун-иафоис" ("Собрание избранных").
В 30-е и 40-е года положение несколько .изменилось.
В трудах кчвестных навоиведов А.Шарафутдинова "Алишер Навои' Бертельса Е.Э. "Навои", С.Айни "Алишер Навои" всесторонне рассма' риваются эпоха, современная поэту, его жизнь, творчество, отдельные биографические моменты, отраженные в его же произведениях .
і Баотольд В.В. Сочинения,т.П,часть 2.-М.,1924.-С.197-260.
с Шарафутдинов А. Алишер Навои.-Ташкент,1948; Бертельс Е.Э
Навои.-М.-Л.,1948: Айни С. Алишер Навои.(Садоиддин Айни. Куллиёт
ч.П.-^'шанбеДЭбЗ). '
О связи -мировоззрения поэта с его биографией говорится и в монографиях академика В.Ю.Захидова "Мир идей и образов Алишера Навои", "Сердцевина творчества великого поэта"", в книге И.Султанова "Кнн-га признаний Навои"*'.
Определенные стороны биографии Навои и его литературные воззрения на основе научных и художественных произведен"''! самого позі-убедителько освешекы и проанализированы профессором А.Хайитметовым в его монографиях "Литературно-критические взгляды Алишера *1авои", "Лирика Навои" и в други:: его научных трудах . Отдельные сторош биографии поэта в дакнем аспекте отразились и в исследованиях докторов филологических наук Абдугафурова А., Кашова А., Эркинова С, Нарзуллаечой С, кандидатов Филологических наук Исакова Л.., Гание-вой С., Ахмедова Т. и других . Особое внимание уделено произведениям поэта той составлении биогоафии и твооческого пути автооами П книги пятитомной "Истории узбекской литературы".
Вопрос о роли личности автора.в его творчестве носит проблема-тичездй характер, которому в советском литературоведении уделяют в последнее время весьма серьёз'--ое внимание. В частности, в проведенной в 1967 г. в г.Борисоглебске Всесоюзной мегевузовской конференции на тему: "Проблема автора в художественной литературе"" данному вопросу было посвящено пятнадцать научных докладов.
По названной проблеме защищен и ряд кандидатских диссертаций .
К сожалению, многие ванные стлрокы данной проблема на примере Алишера Навои изучены недостаточно. "В навоиведегага существует ряд нерешенных проблем, - пишет П.Шермухамедов. - Одна из них - это систематизация и тщательное изучение высказываний Навои о себе, его
.писем, воспоминаний п суждений его современников, что помосет попол-
Захидов В.Ю. Мис идей и образов Алиыеоа Навои.-Ташкент,1961; Его же. Улуг шоир ижодйнннг калби.-Ташкент, 1Э7<\
Султанов И. Навоийнинг калб дафтари.- Ташкент,1969. Хайитметбв А. AmroeD Навокшшиг адабий-танкидий капашлари. -Ташкент,1959; Его же. Навоий лирикаси.-Ташкент,1961.
Абдугафуоов А. Навоий сатпраси.-Ташкент,І9Є6; Его яе. Навоий икодида сатиоа.-Ташкент,1972; Цашов А. Садци Искандарий.-Ташкент, 1975- Его яе."Хайоат ул-аброо" талкики.-Ташкент,1977; Его se. Али-иео Навоий.-Ташкент,1976; Его яе."Фаоход ва Шіюин" сиояари.-Ташкент,
Ахмедов Т. А лише d Навоийнинг "Лайлн ва и ..знун"" foctocti. -Ташкент, 1970. Кол?лкт;;в. ?г,боч адЕбиётя таспхи. и том. ХУ гсгнинг П ярмл.
1979- Эокннов С. Навоийнинг "Фаоход ва Ширин"»'ва унинг киёсий тах-
нению наших знаний о поэте"1. На наш взгляд, значительный материал в этом отногзнии представляет его "Пятерица". Прівда, каждый навоивед в силу характера своего исследовагшя и в смысле изучения жизни и деятельности поэта обращались к данному произведению по-своему. Однако названная проблема до сего времени не была объектом специального исследования. В действительности же, в энциклопедического "характера "Пятерице" Навои содеркатся важные сведения в ракурсе поставленной проблемы, не встречающиеся ь других источниках поэта и его.современников, в силу чего выявление и введение их в научный обыход является новизной настоящей диссертации.
Навои не создавал специального произведения о своем жизненном пути, творчестве. Тем не менее в научных, художественных своих произведениях поэт гак или иначе местами повествует о себе. Вот почему для воссоздания полного представления о Навои, как о личности и художнике-мыслителе, необходимо обратиться ко всем его произведение!, в частности, к "Пятерице" - выявить, изучить И'систематизировать детали и отрывки, относящиеся к жизни и деятельности великого поэта, на основе чего и сделать соответствующие научные выводы.
Подобного рода исследования служат верному определению конкретно-исторической значимости каждого произведения, выявлению особенностей эпохи г среды художника, степень его связанности с ними, его мировоззрения, объективной идейно-художественной оценке его отдельных произведений и творчества в целом.
Хотя "Пятерица" была создана Навои за два года (І483-І485),
тем не менее она явилась плодом труда поэта, умудренного жизнен
ным опытом. И поэтому в данном источнике выявлены отдельные факты,
сведения о личных качествах aBTopav неизвестных до сих пор его
биографам. .
(История узбекской литературы. П половика ХУ в.) -Ташкент,1977.
Сб.статей. Проблема автора в художественной литературе. Выпуск I.-Воронеж,1967; Сб.статей. Пооблема автооа в художественней литературе* Выпуск П.-Воронеж, 1969".
' Семенко И.М. Автор в "Евгении Онегине".КД.-Л.,19-/7; Усок И.Е.
Проблема личности в лирике Лермонтова.КЦ.Рукопись.Гос.библиотека СССР. им.В.И.Ленина.1964;,Катаев,.В.Б. Образ автора в прозе Чехова. КН. Рукопись.Гос.библиотекаСССР им.В.И.Ленина,1966.
1 Шеомухамедов П. Барчадин яхгаирок хаёт гули...Статьи.-Ташкент 1983. -С.153.
В наследии Алишера Навои, как гениального мастера художественного слова, отражены лучшие качества творчества его великих предшественников. В своем творчестве поэт последовательно совершенствует многие прогрессивгче традиции предыдущей ему восточной литературы, пополняет их и поднимает на более высокую ступень. В частности, это мотю сказать о традиции "хасби хол" - (традиции автобиографического изложения). В этом смысле,' новизной настоящей диссертации является также изучение биографии Навои в его "Пятерице" во взаимосвязи с традициями.автобиографического изложения.
Методологические и теоретические основы исследования. В диссертации использован опыт мировой эстетической мысли: как работы, мысли, высказывания, концепции, так и труды Аристотеля, Гегеля, Буало, Бабура, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гё^е,Л.Толстого, Бартольда, Бертельса, а также навоиведов Х.Сулейманова, И.Султанова, А.Кашова и А.Хайитметова.
Источники исследования. Основной фактический базой диссертации.явилась "Хамсі'' ("Пятерица") Алишера Навои, подготовленная к изданию в полном объеме известным текстологом П.Шамсиевым и опубликованная в I960 году.
Теоретическая и практическая, значимость работы. Важной сферой современной литературоведческой науки является изучпие биографии художника, его творческой и общественно-политической деятельности во взаимосвязи с современной ему эпохой и окружающей его средой. И з этом отношении в узбекской литературе "Пятерица" Алишера Наври служит прекрасный источником для исследования данной проблемы. Традиция автобиографического изложения занимала ванное место в творчестве, в частности, в "Пятерице" Навои, что дает право на исследование ее в литературоведении как своеобразного жанра.
Практическую значимость работы автор видит в разработке проблемы автобиографического изложения, частично в литературе донавоий-ского периода, и конкретнее - в "Пятерице"-Навои, в попытке исследовать отдельные, еще недостаточно изученные стороны биографического и творческого пути поэта, исходя из его произведения.
Реферируемая диссертация доказывает необходимость подобных исследований и по творчеству других представителей литературы, а. ее материалы могут быть использованы на спецкурсах по истории узбекской литературы и творчеству Навои.
Теорет^ч^нн 1-:аводы диссертации, а также материалы, опубликованные в периодической печати, могут быть рекомендованы ученым-
8 филологам, критикам, а такяе широкому кругу читателей, интересующихся вопросами истории литературы, навоиведения, в частности.
Апробация работы. Исследование апробировано в публикациях, список которых приведен, в конце автореферата. Диссертация была об-суядена и принята к защите на заседания отделов Алишера Навои и истории узбекской литературы дооктябрьского периода Института литературы АН Узбекистана им.Алишера Навои. Кроме того, по теме диссертации быки прочитаны ,.оклады на республиканских традиционных научно-теоретических конференциях (XXI,ХХУІ,XXIX) по Навоиведению в 1977, 1982, 1985 годах.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введегздя, четырех глав и заключения. Общий объем основного текста - 127 страниц.