Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Великая Отечественная война в литовском советском романе Климашаускене Ирена Броневна

Великая Отечественная война в литовском советском романе
<
Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе Великая Отечественная война в литовском советском романе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Климашаускене Ирена Броневна. Великая Отечественная война в литовском советском романе : ил РГБ ОД 61:85-10/371

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Возникновение темы войны в литовском советском романе 24

1.1. Социально-исторические условия 24

1.2. Литературные .истоки 38

Глава 2. Повествование о солдате в романах К.Марукаса 58

2.1. Картина фронтовых будней 59

2.2. Проблема солдатской ответственности 75

2.3. Структура повествования 87

Глава 3. Влияние военной обстановки на становление личности в романах Альф. Беляускаса 108

3.1. Историческая ситуация в повести "Рабочая улица" и романе "Она любила Паулиса" 109

3.2. Тыловые будни как фактор духовного роста героя в романе "Мы еще встретимся, Вильма!" . 126

Глава 4. Судьба нации на исторических перепутьях в романе Й.Авижюса "Потерянный кров" 158

4.Ї. Система персонажей 159

4.2. Принципы изображения жизни Литвы в период гитлеровской оккупации 168

Заключение 184

Библиография 194

Приложения 208

1. Беседа с писателем К.Марукасом 209

2. Беседа с писателем Альф. Беляускасом 219

Введение к работе

Зарождение романа о Великой Отечественной войне в литовской советской литературе относится к сравнительно позднему периоду -началу 60-х годов. В 1962 году увидел свет роман Альф. Беляуска-са "Мы еще встретимся, Вильма!", который критики назвали романом о Великой Отечественной войне . Это - произведение о Великой Отечественной войне, однако "в нем нет изображений ни фронта, ни р солдатского быта, ни широкой эпопейной картины войны. В центре романа - духовное становление юноши в условиях тыла, эвакуации.

В том же году вышел в свет и роман Р.Ланкаускаса "На большом поле", автор которого, отказавшись от "социально-бытовой трактовки войны, подчеркнуто ограничив место и время действия, число героев и аспекты их характеризации, /.../ поставил в центр романа этико-философекую проблематику /.../, персонажи-символы. В нем автор ищет самобытное решение проблемы "человек и война".

Через несколько лет - в 1966 году - литовский роман обогатился новым аспектом трактовки темы войны: появляется роман К. Марукаса "Для кого взойдет солнце". Писатель создал интересную, значительную и в тематическом отношении новую книгу о литовских бойцах. Здесь уже налицо привычное для "военного" романа изображение фронта, жизни воинов. * См.: Lankutis J. Romanas аріє Didiji- Tevynes kara,. - Per-gale, 1963, Nr. 7, p. 163-167. 2 bietuviu. literaturos istorija. - Vilnius, 1982, t. 2, p. 479. -3 Brazenas P. Patirties pamokos. - Kn.: Brazenas P. Zmogus ir zodis prozcge. Vilnius, 1978, p. 357.

В конце 60-х годов (1970) вышел роман, посвященный воссозданию жизни литовского народа в годы оккупации, - "Потерянный кров" Й.Авижюса, который вызвал огромный интерес и был удостоен высочайшей оценки - Ленинской премии. Отображаемый в этом романе период - первые военные годы "предстает как сложный исторический перекресток жизни Литвы, в корне изменивший жизнь не только отдельных людей, но и всего края" . В романе Й.Авижюса как бы находят обобщение основные тенденции развития литовского романа 60-х годов, и в частности романа о войне, в нем дается синтетический образ жизни народа в суровые годы войны.

В 70-е годы внимание к военной теме в литовской романистике не ослабевает. Повествование о судьбе солдата продолжает К.Мару-кас в романе "А нас так мало" (1973), Альф. Беляускас изображает действительность оккупированной Литвы в романе "Она любила Паули-са" (1976), который создан на основе ранее написанной повести "Рабочая улица" (1956); й.Микелинскас создает роман "За горизонтом - свобода" (1978),"тема которого - служба в трудовых лагерях рейха - беспрецедентна в литовской литературе" ; в "Последнем путешествии Кунялиса" Е.Симонайтите (1971) война предстает новой гранью - через судьбу литовцев Клайпедского края; в романе В.Си-риос-Гиры "Когда не пылала лишь вода" (1980) раскрываются "мучительные испытания, выпавшие на долю интеллигенции, путь становле- ния ее сознания и включение в активную борьбу против фашизма" . Lietuviu. literaturos istorija, t. 2, p. 351. Brazenas P. Romano siokiadieniai ir sventes. - Vilnius,

1963,'p. 113. 3 Там же, с. 98.

В литературе 70-х годов наряду с романами, в которых непосредственно изображается военное время, а судьба человека связывается с военными конфликтами, важное место принадлежит романам, в проблематике которых и концепции отображаемого человека значительное место отводится памяти войны. В романах Альф. Беляускаса ("Тогда, в дождь", 1977 и "Спокойные времена", 1981), В.Петкяви-чюса ("Группа друзей", 1979 и "Дождь рябин", 1980), как и в ряде других война предстает составной частью жизни героев, их личного опыта, детерминирующей в некоторых случаях их сегодняшнюю судьбу, психологические и нравственные качества.

Интерес к военной теме, и в частности к судьбе воевавшего человека, не иссякает до настоящего времени. Примечательно, что авторы отдельных романов о Великой Отечественной войне находят все новые аспекты и продолжают ранее начатое повествование. Свидетельство тому и последнее произведение К.Марукаса "Солдатский роман" (1984).

Таким образом, литовский советский роман о Великой Отечественной войне, который довольно долго заставил себя ждать, уже стал реалией литературной жизни и художественной прозы.

Актуальность исследования романа о Великой Отечественной войне предопределяется общественной значимостью литературы этой тематической группы. Драматическая ситуация военных лет, психологическая напряженность человека, бесконечно сложные коллизии и составляют непреходящий ценностный статус изображаемого в этой литературе материала, опираясь на который, писатель оказывает огромное воспитательное воздействие на читателя.

Гуманистический пафос литературы о войне не отделим от стремления писателей постичь истину о человеке, познать духовную структуру личности. Такая значимость концепции человека зиждется на высоких моральных требованиях, предъявляемых личности в обществе развитого социализма. Эти свойства литературы о войне обу- словливают и общее внимание к ней советского литературоведения. В

I 2 этой связи следует упомянуть работы А.Бочарова , П.Топера. Л.

Плоткина , А.Адамовича и других исследователей, коллективные из-

5 дания , в которых подвергаются анализу все новые аспекты литературы и романа о войне.

Между тем, в литовском литературоведении, хотя об отдельных вышеупомянутых романах опубликовано немало отзывов и критических статей (о чем свидетельствуют и приводившиеся выдержки из этих работ), специального труда, посвященного роману о войне, до сих пор нет. Отчасти это обусловлено и объясняется самой ситуацией 60-х годов: все внимание критики было направлено на лирико-психо-логический литовский роман, объект изображения которого - современность. Как известно, литовский психологический роман ("Каунасский роман" Альф. Беляускаса, "Адамово яблоко" М.Слуцкиса и др.) привлек внимание не только литовской, но и всесоюзной критики.

Литовская литература (и в частности роман) о войне стали объектом систематического изучения только в последние годы, что предопределяет актуальность данной работы.

С выходом в свет романа Р.Ланкаускаса "На большом поле" и Альф. Беляускаса - "Мы еще встретимся, Вильма!" критик Й.Ланкутис

Бочаров А. Человек и война. - М., 1978. о Топер П. Ради жизни на земле. - М., 1971.

Плоткин Л. Литература и война. - Л., 1967. Адамович А. 0 современной военной прозе. - М., 1981. Советский роман: Новаторство. Типология. - М,., 1978; Со временный советский роман.: Философские аспекты. - Л., 1979. - 7 -констатировал факт рождения романа о войне в литовской литературе , а в книге "Литература и гуманистические идеалы" (1963) эти романы уже включены в общий контекст прозы, причем акцентируется, что "усилия писателей глубже раскрыть и продумать судьбу людей и народов в схватке социализма и фашизма, несмотря на отдельные ошибки и неудачи, являются многообещающим знамением творческой р способности литовской советской прозы .

В написанной в то же время статье К.Амбрасаса "Мастерство, разнообразие, толерантность" упоминаются роман Р.Ланкаускаса "На большом поле" и "Вот и все" В. Сириос-Гиры. Критик, подчеркивая значение изображения в литовской литературе Великой Отечественной войны, акцентирует стремление авторов этих романов искать "новые, более впечатляющие средства выражения, которые бы позволили глуб-же и внушительнее решать актуальнейшие проблемы жизни" .

О "военном" романе в литовском литературоведении и критике впервые зашла речь после выхода из печати романа К.Марукаса "Для кого взойдет солнце" (1966). Ю.Киркила, Р.Кашаускас и др. акцентировали аутентичность изображения фронтовой действительности в романе, отмечали тематическую новизну книги.

В ІУ томе "Истории литовской литературы" говорится: "Марука-су принадлежит и первый литовский роман о годах Великой Отечественной войны, о боевом пути Литовской дивизии - "Для кого взойдет

См.: Lankutis J. Romanes аріє Didioi Tevynes kara,, p. 163. Lankutis J. Literatura ir humanistiniai idealai. - Vilnius,

1963, p. 53. Ambrasas K. Kritikos etiudai. - Vilnius, 1976, p. 337. солнце" (1966)' . В романе К.Марукаса показана фронтовая жизнь, герои которой солдаты и выделяются здесь как главный критерий романа о войне вообще.

В немногочисленной историографии литовского советского романа о Великой Отечественной войне обращают на себя внимание две работы, в которых рассматривается проза о войне и в этом контексте речь ведется о военных литовских романах. Это работы К.Довейки и П.Браженаса.

К.Довейка, автор обстоятельного исследования "Литовские писатели в Великой Отечественной войне" (1971), на научной конференции 1975 года, посвященной 30-летию победы в Великой Отечественной войне, выступил с докладом "Тема Великой Отечественной р войны в литовской литературе" . Обобщив достижения прозы военных лет, автор в сущности лишь констатировал жизнестойкость военной темы в современном литовском романе, подчеркивая актуальность самой темы и перспективы ее развития. 1 Lietuviu, literaturos istorija. - Vilnius, 1969, t. 4, p.841. Во П томе "Истории литовской литературы" это категоричное мнение несколько уточнено: "...оба романа Марукаса ("Для кого взойдет солнце" и "А нас так мало") являются первыми в литовской литературе крупного объема произведениями военной тематики". - См.: Lietuviu. literaturos istorija. Vilnius, 1982, t. 2, p. 465. Здесь уже оперируется понятием "военный роман", т.е. изображающий фронт, солдат. о Написанная на основе доклада статья опубликована в кн.: Doveika К. Literaturines vagos. Vilnius, 1981, p. 332-342.

В статье П.Браженаса "Уроки опыта" предпринимается попытка более систематичного обзора развития темы войны в литовской советской литературе. Рассмотрев специфические моменты, обусловившие удельный вес темы войны в литовской советской литературе (отсутствие традиций военной литературы, сложная ситуация в годы войны, субъективные судьбы прозаиков и различные направления художественного поиска), автор подчеркивает значение темы войны: "Нельзя не оценить той исключительной роли, какая выпадает на долю прозы военных лет в самом развитии литовской литературы, и тех своеобразных черт, которыми обогатили тему войны лучшие произве-дения послевоенной литовской литературы".

Коснувшись с точки зрения выбранной темы романов "Для кого взойдет солнце" К.Марукаса и "Мы еще встретимся, Вильма!" Альф. Беляускаса, автор шире останавливается на "Лесе богов" Б.Сруоги и "Потерянном крове" Й.Авижюса. Нельзя не согласиться с выводом , «к которому приводят усилий критика дать оценку рассуждениям Й.Авижюса - лауреата Ленинской премии о "военном" романе: "Если в понятие Великой Отечественной войны, - говорит П.Браженас, - входит борьба против фашизма всеми возможными формами и способами, а сама война не обходит стороной ни отдельных людей, ни целых государств, то все, что творится в военный период, уже может быть и объектом изображения военной литературы" . Понимание того, что

См.: Pergale, 1975, Nr. 5, p. 115-139. Статья входит в книгу: Brazenas P. Zmogus іг zodis prozoje. - Vilnius, 1978. Далее цитируется по вышепоименованному изданию. 2 Там же, с. 342. 3 Там же, с. 358. - 10 -минувшая война не являлась лишь войной "фронта", расширяет понятие военной тематики, а тем самым и объем военной темы.

В новой книге критика "Будни и праздники романа" (1983) как факт литовской литературы узаконен самостоятельный массив романа о войне, хотя в широком разрезе он не рассматривается.

В вышедшей в 1982 г. книге "Литературные судьбы" (на лит. яз. - 1979) А.Бучис подчеркнул важность темы войны в творчестве отдельных писателей при создании литературного портрета К.Марука-са: "Сохраняя верность проблемам и испытаниям, выпавшим на долю . своего поколения, К.Марукас с болью в сердце вновь и вновь возвращается к цене ценностей бытия, спасенных воинами освободителя- ми не только поколения самого К.Марукаса" . А.Бучис подчеркивает важность исследования литературы, изображающей войну: "Вычитать в произведениях литовской литературы военных лет и послевоенного времени и наших дней подлинную, человеческую цену войны и её смысл, выйти за рамки тематической классификации - одна из почетнейших и, может быть, ответственнейших задач, стоящих перед нашей о литературно-критической мыслью" .

Косвенно объект данной работы - литовские романы о Великой Отечественной войне - затрагивается в исследованиях теоретического характера, монографиях, статьях, рецензиях об отдельных писателях и их произведениях.

А.Бучис в книге "Роман и современность" (1977; на лит. яз. - 1973), исследуя проблемы развития жанра литовского советского романа, анализирует и "Лес богов" Б.Сруоги, "Мы еще встретимся, Вильма!" Альф. Беляускаса, "На большом поле" Р.Ланкаускаса, "По- т Бучис А. Литературные судьбы. - М., 1982, с. 102. 2 Там же, с. 84-85. - II - терянный кров" Й.Авижюса. В конце книги он сравнивает эстонский, латышский и литовский романы о войне и приходит к выводу, что "в разных советских литературах возможны сейчас различные художественные интерпретации даже одной и той же жизненной ситуации, темы и идеи" . Не останавливаясь на специфических проблемах изображения войны, критик раскрывает литературный контекст, в котором развивался литовский роман о войне. С другой стороны, А.Бучис, вникая в проблемы развития жанра романа, отчасти, как заметил Альф. Бе-ляускас, обошел ^значение некоторых тематических новинок для развития романа в литовской литературе, например, роман К.Марукаса "Для кого взойдет солнце", "в котором чуть ли не впервые в литовской литературе с такой близости повеяло окопами Великой Отечест-венной войны...".

Литовский роман о войне стал объектом анализа и других советских литературоведов и критиков. В более значительных исследованиях военной прозы - вышеупомянутой работе А.Бочарова, в книгах

Л.Ивановой , Н.Басселя , В.Оскоцкого рассматриваются и литовские романы о войне. Чаще всего упоминается роман Й.Авижюса "Потерянный кров", исследователи не обходят вниманием и роман Е.Симонай-тите "Последнее путешествие Кунялиса" и "Мы еще встретимся, Виль-

Бучис А. Роман и современность. - М., 1977, с. 402. Bieliauskas Alf. Zalias pazinimo medis. - Vilnius, 1980, p. 226.

Иванова Л. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. - М., 1979.

Бассель Н. Типологические связи эстонской литературы с литературами других народов: Художественная проза. - Таллин, 1980.

Оскоцкий В. Богатство романа. - М., 1976. ма!" Альф. Беляускаса. Роману Й.Авижюса посвящены и специальные

I статьи , в которых при рассмотрении произведения в целом затрагиваются и специфические аспекты военной темы в романе.

В основном правильно воспринимая идейно-эстетический смысл литовских романов, авторы вышеупомянутых работ в общем контексте романов о войне подчас несколько однобоко подходят к книгам литовских авторов. Без учета особенностей анализируемого произведения, в результате отождествления его со сравниваемым произведением, видимо, неизбежны неточные оценки.

В этой связи данная работа представляет собой попытку рассмотрения литовских военных романов в свете доминирующего в настоящее время в литературоведении понимания темы войны, романа о Великой Отечественной войне, которое охватывает не только непосредственное отображение фронтовых событий, но и широкое осмысление проблемы "человек и война".

Анализ романа о войне выявляет общие тенденции социалистического реализма, позволяет проследить процесс усиления принципа историзма в литовской советской литературе, ставшего важной предпосылкой для изображения военных конфликтов.

Объект исследования. Значительное число романов о войне в литовской литературе, отсутствие специальных литературоведческих работ на эту тему обусловили определенное ограничение объекта исследования. Детальному анализу подвергнуты романы 60-х годов, поскольку именно в этот период вырисовываются основные направления военной темы в романе и создается наиболее внушительное в художественном отношении произведение этого жанра, объединившее в се-

Напр.: Terakopianas L. Miti| zlugimas, idealij teigimas. - Pergale, 1972, Nr. 9, p. 89-118. - ІЗ -бе аналитическое и синтетическое начала - "Потерянный кров" й. Авижюса.

С точки зрения развития романа 60-е годы представляют интерес не только как период романа о войне. Это - время значительного роста удельного веса военной темы в литовском романе вообще.

Так, например, главные события второй части трилогии Ю.Паук-штялиса "Не всходи, солнышко!" (1963) носят исторический характер. Заметное место среди них занимают гитлеровская оккупация, партизанская борьба, освобождение Литвы, хотя об этих событиях автор повествует "скороговоркой, не вдаваясь в анализ исторического материала" . Война определяет и судьбу героев романа В.Си-риос-Гиры "Вот и все" (1963). Это произведение интересно тем, что здесь в противоборствующих лагерях оказываются те же литовцы, занявшие в силу исторических обстоятельств разные позиции.

Некоторые литовские романы 60-х годов, непосредственно изображающие жизнь в военное время, становятся контекстом исследования, а в качестве объекта конкретного анализа избраны произведения трех писателей - Альф. Беляускаса, К.Марукаса и Й.Авижюса. Эти писатели выделены в силу сложившейся традиции при разборе темы войны говорить в первую очередь о романах К.Марукаса, Альф. Беляускаса, отметить вклад Й.Авижюса в развитие военной темы.

Тема войны не является случайной или разовой в творчестве этих писателей: черты творческой индивидуальности К.Марукаса проявились именно в результате стойкого интереса писателя к изображению войны, а верность Альф. Беляускаса теме своего поколения приводит писателя к размышлениям о человеке и войне. Война, как * Bukeliene Е. Lyrines prozos keliu. - Kn.: J. Paukstelis. Rastai. Vilnius, 1981, t. 1, p. 19. отмечает А.Бучис, стала "...важнейшим тематическим узлом прозы т Альфонсаса Беляускаса" . Опыт военных лет входит неотъемлемой частью в жизненный опыт Й.Авижюса. Именно учитывая аутентичность этого опыта, А.Гудайтис-Гузявичюс еще в послевоенные годы упоминал Й.Авижюса в числе авторов, которым следовало бы обратиться б романе к теме воины, годам оккупации .

Все вышеперечисленные писатели являются представителями одного поколения. В данном случае критерием одного поколения является не только возраст (К.Марукас родился в 1921 г., Й.Авижюс -в 1922 г., Альф. Беляускас - в 1923 г.), но и то обстоятельство, что период становления их личности, человеческой зрелости совпал с годами войны. По определению русской писательницы того же поколения Ю.Друниной, война для ее поколения - "катастрофический прыжок из беззаботности детства в гущу самой большой трагедии, какая только выпадала на долю человечества, потрясение, которое невоз-можно забыть . Герои книг писателей, переживших войну, автобиографичны в психологическом смысле, поскольку психологический опыт в данном случае играет особую роль. По словам писателя Альф. Беляускаса, такое понимание писателей, и писателей военного поколения прежде всего, должно опираться на тот же общественно-истори-

Бучис А. Литературные судьбы, с. НО.

См.: Lapasinskas J. Laikas akmenis gludina. - LKLIBR, P4

2309. (Отделение рукописей библиотеки Института литовского языка и литературы АН ЛитССР).

Навечно в строю... - В кн.: Литература великого подвига.

М., 1970, вып. I, с. 32. - 15 -ческий опыт . Великая Отечественная война в литовской литературе и воспроизводится каждым писателем с позиций своего опыта, у каждого из них свой ракурс при раскрытии судьбы литовцев в годы войны.

Творчество К.Марукаса, Альф. Беляускаса и Й.Авижюса не обойдено вниманием критиков.

В написанных по различным случаям статьях о К.Марукасе М. Слуцкие, Й.Каминскас, А.Бучис и др. выявили немало особенностей его творчества. И тем не менее, роль творчества К.Марукаса в литературном процессе не получила должной оценки, поскольку К.Мару- кас является прежде всего, говоря словами Альф. Беляускаса, "ос- р новным автором романов о войне" в литовской литературе. Все три книги К.Марукаса - "На Жалякальнисе подметают улицы" (1962), "Для кого взойдет солнце" (1966), "А нас так мало" (1973) - последовательно раскрывают цельный жизненный путь будущего, сражаю-щегося и бывшего воина0. О бывшем солдате повествуется и в последнем произведении писателя "Солдатский роман" (1984). Личный опыт писателя сказался на его отношении и аспекте изображения войны - в книгах К.Марукаса предстает путь жизни и борьбы 16-й Литовской стрелковой дивизии, о котором он повествует с точки, зрения рядового бойца, пехотинца, который в войну всегда впереди,

См.: Приложение I. Беседа с писателем Альф, Беляускасом, с. 229 . Эта беседа частично опубликована в газ. Literature ir menas ("Литература и искусство"), 1983, vas. 19. 2 Там же, с.223.

См.: Бучис А. Литературные судьбы, с. 78. всегда на поле боя, с глазу на глаз с врагом .

Критики А.Бучис, Э.Букелене, Й.Ланкутис, В.Радайтис, Е.Кни-пович и др., писавшие об Альф. Беляускасе, подметили связь его творчества и гражданской биографии. Этого не отрицает и сам писатель, подчеркивая, что появление военной темы в его творчестве о обусловил личный опыт в войне . Романы Альф. Беляускаса о войне, вышедшие в различные периоды развития литературы, отражают их особенности, вытекающие из закономерностей литературного процесса, упрочения принципов социалистического реализма. В плане изображения военной действительности книги писателя можно условно разделить на три группы: жизнь оккупированной Литвы ("Рабочая улица", 1956; "Она любила Паулиса", 1976), советский тыл ("Мы еще встретимся, Вильма!", 1962), раздумья о нравственном опыте военных лет ("Тогда, в дождь',' 1977; "Спокойные времена", 1981). Связывает эти романы Альф. Беляускаса внимание к таким вопросам, как ответственность человека за свои поступки, его нравственные устои, сохранение в неприкосновенности таких понятий как совесть, личность.

Роман Й.Авижюса "Потерянный кров" всесторонне рассмотрен в рецензиях и статьях П.Браженаса, А.Бучиса, Л.Теракопяна, Е.Кни-пович, Г.Ломидзе и др. Творчество писателя исследуется и в монографии Э.Букелене "Йонас Авижюс" (1973). Поэтому в данной работе при анализе романа "Потерянный кров" основное внимание уделяется этологическому содержанию, т.е. вопросам, которые нередко оста-

См.: Приложение I. Беседа с писателем К.Марукасом, с. 213 . Эта беседа частично опубликована в газ. Literature ir menas, 1983, rugpj. 20.

См.: Приложение 2, с. 229 . - 17 -ются на втором плане: системе персонажей и другим принципам художественного воспроизведения военной действительности.

Хотя в центре настоящего исследования - литовские романы 60-х годов, определенное внимание уделяется и появившимся позднее произведениям вышепоименованных писателей, которые так или иначе изображают войну, судьбу солдата, и это в определенной мере расширяет хронологические рамки работы.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - проследить процесс становления литовского советского романа о войне, раскрыть основные тенденции его развития. Предпринимается попытка выявить специфические аспекты трактовки темы в литовском романе о войне, обосновать это своеобразие общественно-литературными предпосылками. Как заметил А.Адамович, современное литературоведение стоит перед необходимостью исследовать изображение Великой Отечественной войны "с учетом специфической обстановки и истории Кавказа, Крыма, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Центральной России и т.д. . Соглашаясь с этим положением, приходится констатировать, что и в рамках одного региона (например, в литературах Прибалтики) следует искать различные тенденции развития той же темы.

В настоящей работе и ставится целью выявить своеобразие литовского романа о войне, раскрытию которого способствует сравнительно широкий литературный контекст, предпринимается попытка поиска по мере возможности типологических связей литовского романа с другими, прежде всего прибалтийскими литературами.

Автор настоящей работы, с учетом отдельных замечаний критики, сосредоточивает внимание на произведениях К.Марукаса, Альф.

Адамович А. О современной военной прозе, с. 108. - 18 -Беляускаса и Й.Авижюса, отображающих различные стороны жизни в годы Великой Отечественной войны, раскрытии основных аспектов и особенностей изображения войны, рассматривая в единстве содержание и форму анализируемых произведений, акцентируя значение жизненного опыта для правдивости и художественной состоятельности произведения.

Методология и методика исследования. Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют положения марксизма-ленинизма, обосновывающие понимание историзма художественного мышления. Конкретно в процессе работы автор руководствовалась положением В.И.Ленина о том, что на каждое явление следует смотреть с точки зрения того, "как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" .

Согласно В.Новикову, историзм в литературе -"это степень проникновения художника в ход истории на основе знания ее законов, умение понять и раскрыть исторический смысл явлений в реаль- р ных жизненных связях с прошлым, настоящим и будущим" . Наглядно эти принципы дают о себе знать, когда писатель задается целью осмыслить историческое время, восприятие которого в художественном произведении и является прежде всего выражением историзма мышления писателя.

В настоящей работе проблема исторического времени воспринимается так, как она предстает в работах советских ученых Д.Лиха-

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 67.

Новиков В. Новый историзм - новая правда. - В кн.: Новиков

В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974, с.94. т чева, М.Бахтина, Н.Гея, Т.Мотылевой, Н.Драгомирецкой и др.: не довольствуясь лишь интерпретацией роли исторических фактов и событий в художественном произведении, но и пытаясь осмыслить историзм мышления писателя, получающий проявление в раскрытии соотношений прошлого, настоящего, будущего при воссоздании как самого исторического процесса, так и жизни отдельного персонажа.

Данная работа относится к исследованиям военной литературы в советском литературоведении. Исходной точкой анализа литовских романов о войне служат некоторые положения научно-критических трудов о военной прозе А.Бочарова, А.Адамовича, Л.Ивановой, П. Топера, Л.Плоткина и др. Использовались художественные произведения литовской и других советских литератур, мемуарная, документальная литература, труды историков, высказывания писателей о р себе и творчестве .

При анализе отдельных романов литовских авторов о войне в качестве основополагающего взято одно из возможных рекомендованных А.Бочаровьм направлений исследования военной прозы, согласно которому обильный материал делится на преобладающие тематические

См.: Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979; Бахтин М. Время и пространство в романе. - Вопросы литературы, 1974, № 3, с. 133-179; Гей Н. Искусство слова. - М., 1967; Мотылева Т. Время реальное и романическое. - Вопросы литературы, 1966, № 6, с. 107-123; Драгомирецкая Н. Воплощение времени. - В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. -

М., 1971, т. I, с. 263-300.

См.: Interviu su rasytcgais. - Vilnius, 1980; Bieliaus- kas А1Г. Zalias pazinimo medis. - Vilnius, 1980; Приложение I,

Приложение 2. - 20 -группы . Произведения отдельных тематических групп объединяет сама изображаемая военная действительность, т.е. в каждом из них речь идет о типичных обстоятельствах военного времени. Поэтому в жанровой структуре романа о войне наряду с романическим аспектом можно отчетливо выделить статичные, "этологические аспекты, сопряженные с созданием картины сферы действия, изображаемой действительности. В литературоведении это "статическое"содержание романа связывается с чертами специфического описательного жанра (нравоописательный жанр). Основное содержание такого жанра составляет художественное воссоздание социально-моральных стереотипов определенной эпохи .

Этологическое, описательное содержание присуще и литовским советским романам о Великой Отечественной войне. Из-за особого, специфического материала этот аспект содержания приобретает важное значение в художественной структуре произведения.

В диссертации нашли применение историко-литературный и жан-рово-типологический методы анализа, которые при необходимости сочетаются с описательным методом.

См.: Бочаров А. Указ. соч., с. 5. fc Термин вводит Г.Поспелов, предлагавший и сам жанр называть этологическим. - См.: Поспелов Г. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972, с. 176.

См.: Чернец Л. Литературные жанры. - М., 1982, с. 119. В литовской литературе созданные по принципам такого нравоописательного жанра произведения называются "сценами, сценками, кар-тинами жизни" - Zaborskaite V. Literaturos mokslo vadas. Vilnius, 1983, p. 173.

Научная новизна. В работе впервые систематично рассматриваются литовские романы о Великой Отечественной войне, шире и в новых аспектах выявляются общественно-литературные истоки этого романа, анализируется становление и развитие романа о войне в 60-е годы.

При изучении произведений трех наиболее ярких литовских авторов романа о Великой Отечественной войне предпринимается попытка выявить общие, объединяющие их тенденции, акцентируя вместе с тем своеобразие тематики, проблематики, стиля и структуры каждого из них. Новый аспект анализа этих романов - раскрытие их этолого-жанровой тенденции, которое позволяет наряду с романическим содержанием произведений рассмотреть и этологическое, определить, в чем их взаимодействие. В рассматриваемых произведениях именно этологическое содержание определяет один из ценностных аспектов этих романов. Анализ романов о войне К.Марукаса, Альф. Беляускаса, Й.Авижюса свидетельствует о том, что, задавшись одной целью - рассказать о человеке на войне, делая упор на активность личности, писатели воплощают ее различными художественными средствами: внимание К.Марукаса направлено на воссоздание аутентичной обстановки окопов, эмоциональной реакции героев; в центре внимания Альф. Беляускаса - создание психологического характера; для Й.Авижюса важно создать обобщенную картину жизни и судьбы народа в войну. С замыслами писателей перекликаются и особенности структуры, повествования романов.

Практическое значение. Выводы исследования романа о Великой Отечественной войне пополняют лекции по литовской советской литературе, которые читаются студентам-литуанистам. Основной материал используется в спецкурсах и на спецсеминарах. Работой смогут пользоваться студенты-филологи при изучении истории литовской - 22 -литературы и развития романа, написании курсовых, дипломных и других работ.

Материал диссертации посредством педагого-методических изданий рекомендован для применения в школе с целью усиления военно-патриотического воспитания молодежи.

Работа может иметь объективное значение при формулировании более широких выводов о специфике развития многонациональной литературы, найти пршленение в творческой практике, при дальнейшем развитии темы войны в литовской литературе.

Апробация работы. На основе материала диссертации подготовлены доклады, прочитанные на научных конференциях в Ленинградском университете им. А.Шданова (1981 г.) и в Шяуляйском педагогическом институте им. К.Прейкшаса (1983 г.). Диссертация апробирована на кафедре литовской литературы Вильнюсского государственного университета им. В.Капсукаса.

Основные положения и выводы исследования опубликованы в б научных статьях и тезисах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе дается конспективный обзор социально-исторических условий возникновения темы войны в литовской советской литературе, выявляются литературные предпосылки литовского романа о войне.

Вторая глава посвящена анализу романов К.Марукаса, причем акцентируются доминирующие в них аспекты военной действительности и особенности изображения.

В третьей главе рассматриваются романы Альф. Беляускаса о Великой Отечественной войне. Основной упор делается на эволюцию этой темы в творчестве писателя.

В четвертой главе анализируется роман Й.Авижюса "Потерянный кров", исследуются основные принципы изображения военной действительности.

В заключении обобщаются результаты работы.

Приложения (I, 2) составляют записанные автором беседы с писателями К.Марукасом и Альф. Беляускасом.

Социально-исторические условия

В литовской литературе о Великой Отечественной войне, естественно, на первый план выступает Литва в военное время, литовец на дорогах войны. Под этим ракурсом и рассматриваются общие события войны. Конкретные условия историко-социального развития в 30-х - начале 40-х годов обусловили основные конфликты этого периода, взаимоотношения людей, которые нашли отражение и в литовском романе о Великой Отечественной войне.

Для осмысления главных особенностей историко-общественной жизни в Литве в изучаемый период рледует обратиться к прошлому.

Еще в предвоенный период Литва оказывается вовлеченной в события, происходящие на международной арене: с ней связывает агрессивные планы гитлеровская Германия, имеет притязания буржуазно-помещичья Польша. Клайпедскому краю в планах Гитлера отводилась важная роль - именно отсюда должен был начаться "Drang nach Osten" гитлеровской Германии . Положение в Клайпеде особенно осложнилось осенью 1938 года, когда активизировались местные фашисты, подстрекаемые гитлеровской Германией. Между тем, правящие круги Литвы попустительствовали им не только в Клайпед-ском крае, но и во всей Литве. Ситуацию довольно красноречиво характеризует печать того времени: "Скучас арестовывает коммунистов, но не трогает немецких шпионов, они почти открыто делают свое дело, их никто не трогает. Газетам строго-настрого приказа См.: Zepkaite R. Diplomatic imperializmo tarnyboje. -Vilnius, 1980, p. 226. но не высказываться против Гитлера, как можно мягче писать о деяниях гитлеризма, не распространять сведений о притеснении Чехословакии и сопротивлении чехов /.../. Более того: цензура не пропускает в Литву ни одной газеты, в которой что-либо писалось об отношениях Литвы с Германией .

Картина фронтовых будней

Социально-историческая ситуация в Литве начала 40-х годов, о которой говорилось в первой главе, обусловила то обстоятельство, что война стала важным и сложным этапом формирования новых черт советского человека. Эта ситуация получает отражение и в рассматриваемых романах К.Марукаса. Повествуя о солдате, писатель сознательно ставит перед собой задачу посредством деталей военной действительности, фронтового быта раскрыть "чем мы были т сильнее врага" , показать рядового человека как носителя исторической миссии.

Герои романов К.Марукаса Юлюс Ягминас, Паулюс Рузгас, Вик-торас Ажуолас изображаются как сформировавшиеся психологические т См.: Приложение I, с. 209. - 60 -типы, и раскрыть их образы автору помогает внимание к отологическому содержанию, т.е. к их среде, образу жизни. Это особенно заметно в романе "Для кого взойдет солнце", раскрывающем картину военной действительности, фронтовых будней, которую тем или иным штрихом пополняют эпизоды прошлого в других романах ("А нас так мало", "Солдатский роман").

Своеобразная структура романа "Для кого взойдет солнце": названия глав ("Три дня войны", "Горсть земли", "Оставленные землянки"), эпиграфы (цитаты из стихотворений С.Нерис, Вл. Мозу-рюнаса, Э.Межелайтиса, П.Ширвиса) - воплощает лирическое отношение К.Марукаса к изображаемой действительности, напоминает по форме дневник. Писатель сам прошел аналогичный путь - это и обусловливает аутентичное, детальное изображение военной действительности.

Историческая ситуация в повести "Рабочая улица" и романе "Она любила Паулиса"

Конфликтам эпических произведений придают драматизм важные проблемы общественного прогресса, гуманизма, добра, реальное существование в жизни светлых и темных сил, ко всему восприимчивая, вмещающая противоречивые мысли и суждения человеческая личность. Подчас такие столкновения герою приходится переживать - no венно на поле битвы, где противоборствующие силы ясны и конкретны. Такие силы непосредственно конфронтиругот в эпических произведениях о военных и послевоенных событиях, о борьбе советских людей с классовым врагом. Исходные ситуации, развитие, кульминации и развязки таких конфликтов проходят через отношения отдельных людей. Внешние,чаще всего социальные коллизии почти всегда касаются и более глубоких пластов личности индивида: по-разному действуют на его психологию, порождают внутренние противоречия или вызывают страдания. Писатели все больше концентрируют внимание именно на нюансах внутреннего мира человека, на пульсировании интимных, наиболее глубоких пластов сознания и подсознания индивида. Конфликт внутри человека - пусть и не прямой, без внешних баталий противостоящих сил - активизирует подлинные "возможности человеческого" .

Система персонажей

В романе Й.Авижюса воспроизведен период I94I-I943 годов, когда литовский народ очутился на своеобразном перепутье, когда ис-пытывалась его жизнеспособность. Писателя занимают такие проблемы, как судьба небольшой нации в схватке сил истории, выбор пра -вильного пути, долг, вина и ответственность человека перед своей совестью, перед обществом, и ответственность общества перед отдельным человеком.

Стремясь показать войну как большое бедствие для всего литовского народа, ее разрушительную силу, сложность жизни военной поры, Й.Авижюс отражает ее через отношения представителей различных социальных и общественных слоев, призму их восприятия, мироощущения.

В романе немало действующих лиц, и все они, оказавшись на своеобразном перепутье, так или иначе способствуют проверке самых разнообразных идеологических концепций, возникающих в романе. Отдельные персонажи по-разному воспринимают понятия родины, земли, истории, ответственности человека за то, что происходит вокруг. Поэтому с самого начала романа неодинаково складываются судьбы героев, различны их связи с борьбой. Разноречивые мнения, оценки создают в романе "атмосферу внутренней полемики, настойчивого по иска правды" .

Похожие диссертации на Великая Отечественная война в литовском советском романе