Введение к работе
Актуальность темы. На современном этапе общественного развитая» в уелозиях активизации ;;ак?ора национального самосознания наблюдается процесс поваленного интереса к истокам, переосмислення исторического прошлого, духовного наследил.
Путь к истокам поэтической культурі; азербайджанского народа проходит через магистрали богатей ей средневековой поэзии. Одним из свидетельств того, что это било действительно вксокое искусство, являются разработанн.'/е на его основе еще в средние века теоретические Исследования, поэтические трактати, по сен день сохранявшие свою научную, эстетическую ценность.
Среди авторов таких трудов особне заслуги имеет вндащийся азербайджанский учений Насир ад-Лин 'Гуси, личность которого сформировалась в сложной содоальночіо.-нтическоі: и научно-литературной атмосфере Азербайджана XII' века.
Предмет интереса Насир ад-Дина Туей составляли различнее отрасли науки. В частности, литературоведческий интерес ученого необычайно ярко проявился в трактате "Ни'пар ал-а'п'ар" ("Мера стихов"), занимавшем видное место среди трудов по' восточной поэтике, в особенности арузу и ри;]ме.
Трактат ",',ік'і:ар ал-аи'лр", представлякщиіі исключи тельную пен-ность з области поэтологки, особенно по части метра аруза и ри.[,',:!г, является такне серьезным источником сьедепнй о' собственном творчестве Насир ад-Дина Туей, произведениях различных предста.ктелзй азербайджанской поэтической зколи (Хатнба Табриги, Каиса Рази, Ва-хида Табрйзи^ Рани Табрпзи, Ассара Табризи), сост;.мя;опзй вакнуэ ветвь восточной поэтики.
Актуальность темы определяется необходимость» изучения теоретических основ аруза и рий,;';, истории средневекового литературоведения. Кроме того, изучение данного произведения Насир ад-Дина Туей имеет большое значение и с точки зрения определения художественного мастерства средневекознх поэтов, творивших на основе араб-ско-йерсидской поэтики.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации .состоит в анализе трактата 'Нн'йар ад-аа'ар", одної! из ценннх страниц творческого наследия Насир ад-Дина 'Гуси, определении его места з этом наследии я,вообще, в истории восточной поэтики. В связи с поставленной целью в процессе исследования перед аЗторо?,.' диссертации стоял следующий круг вопросов:
-? 4 **
- более углубленное изучение жизни и творчества Насир ад-Ди Туск как одного из .виднейших представителей науки и культуры А: байдкаЕа- средних веков;
ваучннй анализ трактата "Ми'йар ал-аи*ар" с точки -зреню его теоретической значимости;
определение места "№*йар ал-аш'ар" в. системе восточной поэтики, в частности среди работ по теории аруза и рифта;
исследование отношения Насир ад-Дина Туск к трудам своил предшественников, а также мери его влияния на ученых последующа поколений;
сравяйтельянй анализ "Кй'йар ал-аш'ар" с другими работам в области арузо-и риф»10ведения;
привлечение к исследовании комментариев к "Ми'йар ал-аш*
обоснование необходимости изучения "Ш'йар ал-аы'ар" в а пекте его теоретической и практической ценности.
Решение указанных проблем позволяет определить ценность тр, тата и его место в системе восточной позткки, теории аруза и риі моведеккк, значительно обогатить тусиоведение.
В диссертации сделан краткий экскурс в историю apyso-а риф ведения, что дает одновременно представление о еизни и творчесті ученых, имена которых приводятся во второй и третьей главах диссертации.
Методологическую я теоретике С KJ основу диссертации- составляв! позитивный опкт классиков ыаскскзма-ленинизма п.о^гопросам лптерагурн и искусства, демократические принципы нового мышления в изучении и оценке классического наследия.
В основе исследования - сравнительно-типологический метод, ориентированный на опыт востоковедов в области изучения средяе-2єковвх по&тологкческих юнцяший; достижения литературоведения в области ВОСТОЧНОЙ позткки.
Научная новизна. Несмотря на то, что "Ми'йар ад-ас'ар" занимает достойное место в история восточной позики, в частности арузо-и рид&юведевяя, этот труд еще не бнл объектом специального изучения. Первые высказывания о нем принадлежат ираї CKJiK литературоведам. Одним из таких ученвдс является Мухашед 6иі Абд ал-Ьзхаб Іаззиян. В своем предисловии, написанном в 1909 годі к книге Шямс ад-Дина Мухаммеда бкн Кейса ар-Рязи "JU-МУджам и ма'айир-и апар ал-Аджам", он високо оценивает "№'йар ал-апгар"
.-5-
зсир ад-Дина Туей (22;). В последующие годы известный иранский ченый-тусиовед Мударрис Рязави в объемной работе "Ахвал за асар-и уси" лишь на нескольких страницах вкратце излагает свои суждения тносительно "Ми'йар ал-аш'ар" (23;). Суадения о ценности указаного труда Наскр ад-Лина Туей содержатся в предисловии (состоящем сего из одной страницы) к новому изданию "'«fc'fiap ал-аш'ар" (1984), существленному современными иранскими учеными Мухаммедом Фесареги Ддаыяидом Мязахири (27;).
Таким образом, иргнекое. литературоведение пока что не расторгает сколько-нибудь обстоятельным исследованием, посвящениям рактату "Мя'йар ал-аш'ар".
В советском литературоведении "Ми'йар ал-аш'ар" постоянно на-одился з центре внимания ученых, занимающихся арузом я ри-злове-.ением. Впервые в сравнительно широком плане "Ій'іізр ал-аи'ар" :ризлечен к исследованию азербайджанским ученье Акремом Дт.аїаром, ютороыу принадлежат- особые заслуги з разработке теоретических снов аруза. В с боєм фундаментальном труде "Теоретические основа іруза и-азербайджанский аруз (в сравнении с арабским, персидским, 'аджикским, турецким и узбекским арузами)" он впервые привлек к :опоставителько;.;у исследованию аруз шести народов, уделив о5п;:р-:ое место трактату * - ' і!ар ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туск. Среди іногочисленяігх источников, которыми пользовался ученый в процессе задания своего труда, Акрем Дзафар особо выделяет "Ми'ііар ал-ts'ap", стазя его автора в ряд с такими крупнекгаими арузоведамя, сак Сахиб би.н Аббад, Кайс Рази я дрі[7;).
После Акрема ДяаЁара г. ':!й'йар ал-аа'ар" более других сора-заяся таджикский учений Рзхк;,: этсульманЕтлйз. В таких работа",как "Персидско.-тадкикская классическая поэтика,:, "Об истоках седина з персидско-таджикской поэзии" и др., он весьма часто ссылается за ".J&i'iiap ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туей (4; 5;).
Как показывает имевшийся литературоведческий oust, в качестве самостоятельного предмета "Ми'йас ал-апгар" к исследования не привлекался.
Впервые з полном объема ж в качестве специального объекта указанный трактат привлекается к изучения реферируемой диссертации, что открывает возможности для более глубокого раскрытия его научной ценности. В связи с тем, что "Ма'йар ал-аи'ар" - первый дошедший до нас перссязычзнй источник, в котором синтезированы теоретические основы арабского и персидского артза и рифмы, а
суЕггшия Нэснр ад-Дина Гуси являются новаторскими в истории изучения арузо-к рийыоведония, эти.вопросы ocodo выделены и впервые обстоятельно анализируется в диссертации.
Одновременно подвергнуты подробному анализу три комментария, написанные к трактату Нясир ад-Дина Ттси в разное время.
Практическая значимость диссертации. Изучение сочинения "ііи'ііар ал-аш'ар" Нясир ад-Дина Туей имеет весьма вакное практическое значение. На^чко-теоретичес-кие вытадн, полученные в диссертации, могут быть использованн в фундаментальних трудах по истории азербайджанской литература, в монографических работах по проблемам восточном поэтики, в спецкурсах по теории литературы в вуэах, а также в аналигз. образцов средневековое поэзии.
Апробация работ н. Диссертация выполнена в отделе азербайджанской литературы древних и средних веков ордена Друкбы народов Института литературы имени Ниааги Академии наук Asepo.CCP. Осковнне выводы исследования опубликованы в материалах конференций, организованных Академией наук Азерб.ССР (1987,1988), в "Известиях" АН Азерб.ССР, дротах органах республиканской периодической печати.
Структура диссертации. Диссертация состоя из введения, трех глав, заключения и библиографии.