Введение к работе
Актуальность исследования. Вопрос о присутствии трагического в дооктябрьском творчество Я.Купали но вызывает штата сомнений. Ко особенное^' его проявления И ЭВОЛЮЦИИ в оэзни и драмах поэта нэ получили достаточного объяснения, рлчом довольно продолжительный период на эту проблему ш& рели как на явление, которое не может стать объектом какого-:ибо серьезного исследования.
Тем не менее в работах белорусских критиков и литературо-едоз этот вопрос затрагивался как неизбенный при анализе ворчестза поэта. Ни один купалоаед не мог обойти такой зна-ктельной и фундаментальной категории, как трагическое, кото-ая находила сзое воплощение как на уровне надрових, так и дейно-тематкческпх структур. В работах В.А.Колесника, Е.И. енсу, О.А.Лойки, Ї.І.Р.Яроша, Н.Э.Богданович и др. есть неко-орые подхода к оемислешпо этой проблемы1. Г.С.Березкин в воей известной работо задается вполне правомерным вопросом: Не правильней ли было бы говорить о дореволюционном Купале целом как о великом трагическом поэте" . И.Я.Науменко, по ущности, характеризует Купалу как выдающегося трагика "шек-пировского склада душ" . Ряд ценных и значительна,, наблвде-ип о сущности и проявлении трагического у Купалы сделан в лубокосодерлсательной и зо [.йогом недооцененной работе М.А. азарука "Белорусская поэма во второй половине XIX — начале
1 Калеснік У.А. Тварэнне легенда. Кн.: Мастапкая літара-
ура, 1987; Лойка А.А. Беларуская паззія пачатку XX стагод-
зя. Мн.: Выд-ва БД7, 1972; Ленсу Е.Я. Фольклорные традиции
дооктябрьском творчестве Я.Купала. Ш.: Высшая школа, 1965; айхрович А.С. Янка Купала и Якуб Колас. Вопросы мировоззре-ия. Мн.: Наука и техника, 1982; Ярош І.І.Р. Янка Купала і еларуская паззія. J.&.: Навука і тзхніка, 1971; Багдановіч .Э. Янка Купала і раыантызм. Мн.: Бавука і тзхніка, 1989.
2 Бярозкін Р.С. Свет Купалы. Звенні. Мн.: Мастадная лі-
аратура, 1981. С. 117.
3 Навушнка І.Я. Янка Капала. Мн.: Вышэйаая школа, 1980.
. 39.
И векаї
Ученые рассматривали проблему трагического в связи с другими эстетическими и художественными явлениями, но само оно как единая система в творчестве поэта не рассматривалось.. Поэтов в налей работе впервые предпринимается попытка рассмотреть это явление системно и целостно.
Целью .диссертационной работн является раскрытие богатого и многогршшого содержания категории трагического в дооктябрь ском творчестве Янки ^упалы. Диссертант стремился показать, как постепенно с приобретением духовного опыта трагического поэта углублялся и сам анализ многих проблем высшего порядка, когда в творческую практику'самого художника входит непосредственно трагедия, осмысленная на самых различных уровнях.
Методологической основой диссертации являются теоретические труды и работы по философской и литературной эстотнке классиков мировой мысли. В своем исследовании автор широко опирается на фундаментальные работы белорусских ученых-купа-ловедов.
В основу диссертации полохен принцип сочетания сравнительно-аналитического и эстетического методов исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что автор, обобщая опыт современного купаловедения, находит новые подходы к осмыслении дооктябрьского творчества Я.Купалы. Впервые трагическая доминанта рассматривается как основополагающая, что обусловлено особенностями мировосприятия и таланта поэта. По-новому рассматриваются многие произведения Купала.
Практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейшем при изучении дооктябрьского творчества Янки 1^палы и процессов,происходивших в белорусской литературе начала XX в., при написании пособий и учебников для вузов и в качестве материала для дальнейшей научно-исследовательской работы по проблемам эстетики и творчества Я.Купалы. Материал диссертации мояет быть полоаен в основу спецкурса по белорусской эстетике.
Апробатгия работы. Диссертация была обсувдена и одобрена на заседании отдела истории белорусской советской литературы им. Я.Купалы АНБ. Результатам исследования посвящены публикации в научных п научно-методических куриалах, ctfop-
пиках. Список публикаций приводится в конце автореферата.
Структура исследований. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.