Введение к работе
Актуальностьjrevbi. Несмотря на то, что Шзкарим Кудзйберди-
!. lem'n Р.її. Полное соЧгэние сочинение. Т.2. Москва, Голите агат, [Р-57, С. 173.
4 ев был талантливым поэтом, прямым учеником и творческим наследником А.бэя, его имя долгое время держалось под запретом. Его самобытное и многогранное творчество было подвергнуто духовной репрессии. На протяжений долгих лет его упрямо обвиняли в причастности к деятельности буржуазно-националистической партии. Хотя в 1S59 году по протесту Генерального прокурора СССР его имя реабилитировано, до последнего времени стихи его не издавались, творчество не изучалось, рукописи для анализа не выдавались. И только после апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КПСС, ХХУП сьезда партии имя и творчество Шакарима Кудайбердкева были полностью реабилитированы. Идя навстречу пожеланиям литературной и научной общественности и проанализировав материала комиссии по изучении творческого наследия поэта, в апреле ISG3 года Бюро ЦК Компартии Казахстана приняло постановление "О творческом наследии поэта Шакарима", в котором творчество поэта было оценено как весомое и значительное наследие, занимающее особое положение в казахской литературе XIX и XX веков. Оно было возвра-іцено народу после долгих лет "замалчивания" и незаслуженных обвинений.
Эпоха, в которой гил и творил Шакарим, является особой эпохой в истории развития казахской литературы. Во второй половине XIX века реалистический метод Абая заложил основу качественно новой национальной литературы. И первыми творческими преемниками абаевского реализма стали ученики Абая - группа талантливых поэтов и писателей, находившиеся рядом с ним. Среди них особо выделялся Шакарим. Необходимо заметить, что творчество этих поэтов до сих пор полностью не изучено и малоизвестно широкому кругу
I. "Казахстанская правда", IS68, 14 апреля.
читателей. А не определив юс вклад в процесс становления реализма как художественного метода в казахской литературе, мы не можем правильно оценить процесс развития литературы целой эпохи. В этом заключается главная актуальность изучения творчества Шака-рима, крупного представителя поэтической школы Абая.
92JL5ffiJ*^egqBamii, Основная цель диссертационной работы - научное исследование и анализ поэтического наследия Ша-карима Кудайбердиевэ, изучение связей и преемственности его творчества с поэзией Абая, Главной задачей исследования, вытекающей из поставленной целя, является определение идейно-тематических, жанровых, стилевых особенностей, выявление реалистических, нравственно-гуманистических, просветительско-демократических направлений в поэтических произведениях Еакарима и в результате научного анализа творчества установить место самого поэта в истории развития казахской реалистической поэзии.
Иетоддлогической_основой_диссер_гации послужили основополагающие труды классиков марксизма-ленинизма, а также материалы ХХТП сьеэда партии и апрельского /1985 г./ Пленума ЦК КШС, постановления партии и правительства о литературе и искусстве, литературной критике и вопросах исследования исторического и культурного наследия народов.
Теоретическим фундаментом диссертации стали труды известных советских литературоведов, посвященные доследованию истории литературы и поэтических традиций в литературе.
Обьектисследования. Творческое наследие Іакарима Кудайбер-диева многогранно. Объектом исследования реферируемой работы выбраны его лирические произведения и поемы» Их вналиа появоляет определить TBop'teoKyo индивидуальность Яйкарима как позтв-рез-лисгя, рилвто пгёдстзвчгел* чое^Я реалистической кавахской поэ~
8ии. Для этой цели исследованы архивные материалы и поэтические сборники, рукописи Шакарима. А так*е были использованы материалы о творчестве Шакарима, опубликованные в разное время на страницах периодической печати.
Научная_новизна_2аботы заключается в tow, что реферируемая
работа является первым самостоятельным научным исследованием 'творчества Еакарида. Хотя рэньше его имя и творчество упоминались и становились обьеі :ами"отдельных статей , а в последние года появились ряд газетных и журнальных публикаций, все же не было цельной научной работы диссертационного, монографического плана, анализирующей творческое наследие Шакарима. В реферируемой диссертации учтены оценки и «нения, данные в разное время раз-яичные авторами, и поставлена задача расмотреть и проанализировать лирические и эпические произведения поэта в целом. В работе иаучены также особенности и основные направления развития реалистической традиции Абая, ее отражение в творчестве таких поэтов, как Кокбай Іанатаев, Нарыанбет Орманбетов, талантливых Представителей поэтической школы Абая. При этом необходимо отменить ч то, Что оценки данные диссертантом поэзии Н.Орманбетова являются первым анализом творчества поэта ва последние десятилетия, когда имя его оставалось под идеологическим врестом. Все
!. Ауээс-в М. Поэтическое окружение Абая //Эдебиет майданы, І934, !РП-12,С.11-20; Дуйсенбаев и. Худайбердиев ШакариМ //Краткая литературная энциклопедия. Т.8. Мрсквв, 1975, С.336-337; Ыагауин м. Поэвия казахских степей //Поэта Казахстана. Ленинград, Советский писатель, 1978, С,5-0; Беисембиев К. Идейно-политические течения в Казахстане конца XJX-начвла XX века. Алма-Ате, Издательство АН КазССР. І93І: Дербисалин А. Раздумья о литерату-
рдиев ш. Казахские
е, ллма-Ата.Наука, I960, 0.241-254; Тажибаев А., Сатпаева Ш. вкарим Кудаис^рдиев //Кудайбердаев Ш. Сочинения. Алма-Ата, Жа-зуш, f93a, С.5-24; Нургалиев Р. Природа трагедии. Алма-Ата, Ш-зуш, 1968, С.!б-24;Магауин М. Наследник Абая //Кудайбе Стихи и поэмы. Алма-Ата^жалын,1еез,С.5-24; Кумисбаев У. и персидско-арабские лит.свяаи XIX-XX вв.А-Ата,Наука,1989,С103.
эти проблемы диссертант стремится оценивать с позиций марксистско-ленинской методологии, нового диалектического мышления, современного понимания литературных процессов.
1.^22^1ТіЄ9^1^^.^Ш^1і1Ч^^ШЛШТ{г19.91^^%.^9.Ш' В настоящее время творчество Шакарима Кудайбердиева заняло свое достойное место в истории казахской литературы. Оно введено в учебные программы общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Основные положения и вывода диссертации могут быть использованы в учебных процессах как вспомогательный материал. А также реферируемую работу мотно рекомендовать б качестве дополнительного теоретического материала для курсов по изучению истории литературы послеабаевского периода.
4[Ш2535?2_Ез5Ш Основные положения к выводы диссертации систематически докладывались на ежегодных научных конференциях /1989,1990 гг./ профессорско-преподавательского состава и аспирантов Казахского педагогического института имени Абая. Диссертация обсуждена и представлена к эашите кафедрой казахской литературы Казахского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института имени Абая. По теме исследования опубликованы четыре статьи, выпущено методическое пособие по творчеству Шакарима Кудайбердиева для учащихся и учителей средних общеобразовательных школ в обьеме трех печатных листов.
Стр_у_кту_р_а_р_аботы. Диссертация состоит ив введения, трех глав и заключения. Прилагается библиографический список.
Во_ввпении обосновывается выбор темы, определяются актуальность поставленных в диссертации проблем, цели и задачи исследования, методологические и теоретические основы работы, ее яауч-
ная новизна и практическое значение, кратко излагается история изучения темы. Освещается структурное построение диссертации.