Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова Уваров Игорь Владимирович

Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова
<
Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уваров Игорь Владимирович. Типы художественного мифологизма в прозе Йордана Радичкова : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 Москва, 2007 274 с., Библиогр.: с. 264-274 РГБ ОД, 61:07-10/1811

Введение к работе

Актуальность темы диссертации в теоретическом аспекте определяется масштабностью явления ремифологизации в литературе XX века, а также значимостью общего круга вопросов, связанных с проблемами взаимосвязи мифа и литературы и художественного мифологизма В историко-литературном аспекте актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества Й Радичкова, в том числе проявляющегося в нем феномена художественного мифологизма в российском литературоведении, представляющей собой факт несправедливого невнимания отечественной науки к выдающемуся современному писателю В настоящий момент ощущается необходимость в изучении столь значительных, но до сих пор малоизвестных явлений в литературах славянского ареала, в частности, в болгарском словесном искусстве, как известно, тесно, генетически и исторически, связанном с русской культурой

См Звезданов Н Неосветените дворове на душата -София, 1987

Творчество писателя становится объектом исследования в таких работах Н Звезданова, как его монография "Неосвещенные дворы души Йордан Радичков" и статьи "Дом и дорога б творчестве Йордана Радичкова" и 'Тайнописи души и бытия" Среди исследований ЭМутафова следует назвать статью "Амбивалентное начало в прозе Йордана Радичкова", монографию "Подвижный человек', раздел под названием "Индивидуальное творчество как структура Иордан Радичков" в книге "Время и художественное единство", а также раздел "Беллетрист" в монографии, написанной совместно с Д Станковым, "Иордан Радичков Литературно-критический очерк"

5 Цель диссертационного исследования состоит в изучении феномена художественного мифологизма в прозе Й Радичкова как неоднородного, многоаспектного явления, представляющего собой сложное сочетание разнообразных форм, или типов

Основные задачи определяются общей целью исследования

дать общую характеристику и определить специфику художественного мифологизма в прозе И Радичкова как одного из наиболее значимых аспектов поэтики писателя во взаимосвязи с другими ее аспектами, учитывая наиболее существенные изменения, которое данное явление претерпевает в ходе творческой эволюции,

выявить основные критерии разграничения различных видов мифологизации в прозе Й Радичкова и специфику каждого из них,

рассмотреть возникающие в прозе Й Радичкова формы сочетания различных типов художественного мифологизма (видов мифологизации) на примере некоторых произведений,

выявить идейную функцию использования поэтики мифологизации в отдельных произведениях и в прозе Й Радичкова в целом

Объектом исследования являются прозаические произведения Й Радичкова разных лет, начиная с середины 1960-х годов вплоть до позднего периода творческой эволюции художника, служащие наиболее яркими примерами проявления различных типов художественного мифологизма (видов мифологизации) В диссертационной работе исследуются сборники рассказов и новелл "Свирепое настроение" (1965), "Водолей" (1967), "Козья борода" (1967), "Кожаная дыня" (1969), "Пороховой букварь" (1969), "Наскальные рисунки" (1970), "Полова и зерно" (1972), "Как же так9" (1974), "Шесть маленьких матрешек и одна большая" (1977), "Ужи на лугах" (1994), "Акустический горшок" (1996), "Умываю лицо Богородицы" (1997), цикл путевых очерков "Маленькая северная сага" (1980), а также романы "Праща" (1977) и "Ноев ковчег" (1988)

Методологическую основу диссертации составляют исследования Е М Мелетинского (в первую очередь, его монография "Поэтика мифа"), С С Аверинцева, М Н Эпштейна, А Дорошевича, Ю М Лотмана, Е Юкиной и некоторых других ученых, посвященные проблемам взаимосвязей мифа и литературы и художественного мифологизма Принятая в качестве методологической основы концепция данных исследователей определяет рассмотрение художественного мифологизма в данной диссертации как самостоятельного феномена, а не как формы проявления

фантастического начала или как "литературного фольклоризма" При этом при изучении фольклорно-мифологического начала в прозе Й Радичкова широко используются разработки в области славянской и болгарской мифологии и фольклора, в особенности Энциклопедический словарь "Славянская мифология" (В Я Петрухин, Т А Агапкина, Л Н Виноградова, С М Толстая) и книга И Георгиевой "Болгарская народная мифология" ("Българска народна митология"), а также многие другие исследования Подобное привлечение в литературоведческий анализ достижений фольклористики позволяет выявить формы и степень преобразований, которым мифо-фольклорные элементы подверглись в авторском художественном тексте, что, в свою очередь, в целом способствует определению специфики поэтики мифологизирования в произведениях писателя В диссертации используется системный, комплексный анализ привлекаемого литературного материала, позволяющий рассмотреть явление художественного мифологизма в прозе Й Радичкова в единстве теоретического и историко-литературного аспектов

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что впервые художественный мифологизм в прозе Й Радичкова рассматривается как целостное явление, в совокупности его различных типов, как результат их сложного сочетания В подобной формулировке этот феномен не становился объектом исследования ни в болгарском литературоведении, ни в отечественной науке Так, в частности, в работах болгарских исследователей Н Звезданова и Э Мутафова, проделавших глубокий анализ отдельных проявлений поэтики мифологизации в произведениях писателя, данный феномен не получил подобного целостного освещения и не рассматривался как совокупность различных тенденций При этом совершенно очевидно, что художественный мифологизм в прозе писателя представляет собой именно многоаспектное, многоуровневое явление, формы которого необходимо разграничить и изучить Кроме того, феномен художественного мифологизма рассматривается в настоящей диссертации на примере большого числа прозаических произведений разных лет, многие из которых не исследовались в данном аспекте или в целом остаются почти неизученными, как, в частности, рассказы из сборников 1990-х годов "Ужи на лугах" и "Умываю лицо Богородицы"

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что исследование позволяет расширить представления о феномене художественного мифологизма, разнообразных видах мифологизации и о возможных формах их сочетания в литературных произведениях

7 Практическая значимость исследования проявляется в том, что его результаты могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории болгарской литературы и славянских литератур, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам современного словесного искусства Болгарии Материалы диссертации и выводы, в ней сделанные, могут быть полезны исследователям, занимающимся различными вопросами истории и теории литературы Кроме того, конкретные наблюдения и факты, зафиксированные в исследовании, могут быть использованы в издательской практике, в том числе при составлении предисловий и комментариев к переведенным на русский язык произведениям И Радичкова

Апробация результатов работы Основные положения диссертации были отражены в докладах на международных научных конференциях "Славянские литературы в контексте истории мировой литературы (преподавание, изучение)" (2002, Москва) и "Исследование славянских языков и литератур в высшей школе достижения и перспективы" (2003, Москва) Некоторые разделы диссертации были использованы в лекциях по истории болгарской литературы для студентов IV курса филологического факультета МГУ

Структура и объем диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии Материалы работы изложены на 274 страницах Список использованной литературы включает в себя 149 наименований