Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Тазкират Ал-Хаватин" и вопросы изучения творчества таджикско-персидских поэтесс Алиева, Фотима

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиева, Фотима. "Тазкират Ал-Хаватин" и вопросы изучения творчества таджикско-персидских поэтесс : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Душанбе, 1992.- 28 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Сравнительное исследование специальных тазкира на языке фарси, посвященных женщин, показало, что лучшим по всех отношениях образцом среди известных на сей день науке анологичных работ является «Тазкнрат ї.л-хаватіш> Мирза Мухаммада пбн Мухаммада Рафи' Малик ал-Куттаба ,ширази, изданной ті 1306/1889 г. в Бомбее. «Тазкнрат ал-хватин» является первой в истории иранского традиционного литературоведения сводной и наиболее обширной тазкира, в которой содержатся определенные сведения о жизни, творчестве и воззрениях женшин, писавших стихи на фарси. Именно поэтому в'се без исключения последующие авторы женских тазкира (Хилал ад-дин Исма'ил Холп, Кунвар Дурга Пра-шад Сандилвн, Мулла Мухаммад Сиддик Ахун-зада.Хира-вн, Махмуд Мирза Каджар, Хаджи Мирза Хасан-хап Джл-бир Ансарн Исфахани, Магахн Рахмани Афгани, Кнша-варз Садр, Али Акбар Муширп Салнмн, Шамс ал-мулук Джавахир-Калам и др.) обращались к «Тазкнрат ал-ха-" сатин», как к одному из основных и наиболее надежных источников.

Исходя из сказанного, всестороннее изучение «Тазкнрат ал-хаватин» представляется актуальнейшей задачей литературоведения. Это положение обосновывается ещё п тем, что зта тазкира, несмотря на ее исключительную важность для науки, затрагивается по сей день лишь в - дв\-х работах иранских литературоведов — Ахмада Гол-чип Маани (Тарпхи тазкирахан фарси, Техран, 1969) и Сай-ид =Али Ризайи Накавн (Тазкпранависин фарси дар Хинду Пакистан, Техран, 1964).

ЦЕЛЬ II ЗАДАЧИ РАБОТЫ. «Тазкират ал-хаватии» Мирза Мухааммада ибн Мухаммада Рафп' Малик ал-Куттаба Шнрази представляет собой обширное тематическое поле для предстоящих исследований. Но уже само изучение тазкира с целью определения ее научной ценности, места в истории литературных теории прошлого, выявления ее источников и значения для трудов последовавших за Мирза Мухаммадом ибн Мухаммадом Рафи'-- Малик ал-Куттабом Ширазн авторов тазкира, а также - личность и творческое наследие автора «Тазкнрат ал-хаватин» яв-

ляется сложной научной задачей. К тому же специальное и всесторонее изучение указанной тазкира необходимо, прежде всего, для наиболее полного исследования жизни и творчества поэтесс в и'сторпн литературы на фарси (таджикском) со времени ее формирования до конца XIX в., а также ради определения их настоящей роли в развитии данной литературы. И" так как в «Тазкират ал-хаватин» идёт речь не только о поэтессах Аджама, но и об известных женщинах Арабских стран, Греции, Индии и Турции, изучение ее не бесполезно и для литературоведов эти.< стран.

Несмотря на то, что уже с 20-х годов нашего столетие в Иране, Афганистане, Таджикистане и некоторых других странах персоязычные поэтессы привлекают внимание исследователей, несмотря на то, что с этом деле кое-что ужо сделано — написаны статьи, Исследования, изданы диваны, сборники, образцы стихов поэтесс, к сожалению, никто с уверенностью не может сказать, что с достаточной полнотой изучены биографин и творчество хотя бы наиболее выдающихся представительниц женской поэзии, не говоря уже о многих и многих менее известных или же менее значительных. И те авторы известных книг по истории литературы на фарси (таджикском), которые в той или иной мэре затрагивали наиболее ярких представителей женском поэзии (Раби'а, Махасти, Мехри, Зиб ан-ниса), обычно ограничиваются 'сухпыы справками о их жкзип и творчестве. Или же вообще ничего не говорят о существовании поэтесс в двухтысячной истории персидской: (таджикской) литературы. При таком состоянии дела, естественно, нечего говорить о том, что современное литературоведение-оценило по достоинству творчество каждой поэтессы, оставившей после себя диван стихов или тех, от творении которых до на'о дошли лишь отдельные стихи. Бсэ еще не затихаю г научные споры о жизни и творчестве поэтесс начатые в литературоведении несколько десятков лет тому назад. Эту работу еще предстоит сделать. В этом отношении определенную роль, на наш взгляд,, сыграет исследование «Тазкират ал-хаватпн» Мирза Мухамкада нбн. Мухаммада Рафя* Малик ал-Куттаба Ширази. Оно поможет, в объективном и научном решение этих-проблем.

В круг других не решенных пока вопросов, возникающих в процессе поучения книг типа «Тазкират ал-хава-тии» и биографии, творчество и воззрения поэтесс, включенных в них, входят вопросы определения природы жене-ской поэзии, ее законов, специфический состав её тематики и образов, метода и своеобразной поэтики изображении.

Собственно говоря, этот круг вопросов л должен 'составить суть поисков в рассматриваемой проблеме. В противном случае вряд ли можно проникнуть в тайны тон красоты, к которой стромились в своих стихах многочисленные поколения женщин — стихотворцев. К этому кругу вопросов относится и определения 'методики исследования ЖИЗНИ И' творчества представительниц женской поэзии, параметров издания их творений.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация написана на основе традиционной нерепдеко-таджик'скон литературной теории и теоретических достижений современного литературоведения. При этом автор опирается на положения широко применяемого ныне в исследовательской практике метода сравнительно-типологического исследования.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основу диссертации составляет исследования'«Тазкират ал-хаватнн» Мирза Му-хаммада нбн Мухаммадда Рафн' Малик ал-Кутабба Шира-зи. Остальную часть источников можно разделить на две группы: 1. Такие тазкігоа, как «Лубаб ал-албаб» Мухамма-да Ауфи Бухарайи (ХШ в.), «Джавахнр ал-аджайиб» Фах-ри б. Ампрп ал-Харави (XVI в.), «Мир'ат ал-хайал» Ами-ра Али-таня Луди (XVII в.), «Аташ-када» Лутфалибика Азатза (XVIII вЛ, «Руз-и пявшан» Маулави Мухаммеда Му-заффара Хусейна Саба (XIX в.), «Машахпр ан-ниса> Mv-хаммада Хасаи-г.ана Марагп (ХТХ в.), современные работы антологического характера «От Рабий до Парвин» Кншаварза Садра, «Пишущие женщины» Али Акбара Му-шиші Палнми, «Сочинители под покрывалом» Магахи Рах-монп Афґатщ и др.; 2V Диван стихов Махшариф-ханум Ma'cTvna Курдистаіітг (Тегеран. 1304), «Диван Махспи с краткой биографией принцессы Зиб ан-ниса-бигим» (Канпур, 1930), диван Махасти Таиджави с биографией (Теге-

ран, 1386), сборник стихов Махфи Бадахшани (Душанбе 19.75) ;и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ. Впервые в, истории иранистики «Тазкират ал-хаватин» Мирза Мухаммада нбн Мухаммада Рафл' Малик ал-Куттаба Ширазн подвергается всестороннему монографическому исследованию, в процессе которого определяются ее научная ценность, место в истории теоретической мысли в персоязычной литературе, источники и роль в дальнейших процессах по составлению специальных таз-кира, освещают'ся личность н творческая деятельность ео составителя.

Другой важной новизной в нашей работе является попытка определения характера женской поэзии, ее закономерностей, тематической и изобразительной специфики, творческого метода и своеобразной поэтики, присущие ей.

Следует также отметить, что впервые автором диссертации предлагается методика исследования «женских» таз-кира, которая может послужит надежной почвой для изучения аналогичных тазкира.

Результаты нашего исследования могут быть привлечены к созданию сводной истории литературы на фарси, учебников и учебных пособий для высших и средних учебных заведений, использованы для чтения теоретических курсов, 'специальных курсов н семинаров, написания науч ных работ и подготовки текстов произведений поэтесс.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ПУБЛИКАЦИИ. Основные

положения диссертации были использованы для чтения докладов и сообщений на апрельской научной конференции профессорско-преподавательского 'состава Таджикского ГУ (Душанбе, апрель 1988 г.), научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Таджикистана (Душанбе, май 1989 т.), Международном симпозиуме, посвященном 575-летшо Абдурахлмана Джами (Душанбе, ноябрь 1990 г.). По материалам работы написаны отдельные статьи для Энциклопедии литературы и исскуства, сборников и журналов. Диссертация 30 декабря 1991 г. обсуждена на

кафедро таджикское классической литературы ТГУ.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Исходя из специфики материала, диссертация разделена нами на введения, двух глав, 'состоящих из 4 разделов, заключение, перечень использованной литературы и дополнение.