Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современные литературоведы при периодизации персидской поэзии, с начала её зарождения и до сегодняшнего дня, её стиль делят на три периода: хорасанский, иракский и индийский. Некоторые стилисты считают, что между этими общепринятыми стилями существовали и промежуточные стили, ибо известно, что ни один стиль какого-то периода сразу не становится новым, со своими особенностями и отличительными чертами. Переход одного стиля в другой - процесс длительный и медленный. Так, некоторые теоретики литературы считают, что между хорасанским и иракским (XII в.) стилями существовал промежуточный стиль, названный ими «хорасанско-иракским» или «средним стилем».
Возможно, этот факт имеет место и при переходе и изменении поэтического стиля ираки в индийский, однако, среди стилистов на этот счет нет единого мнения. Некоторые исследователи литературы этот исторический период (XVb. -первая четверть XVIb.), являющийся, с точки зрения ценности и значимости литературной продукции, особенно поэзии, чрезвычайно плодотворным для персидско-таджикской литературы, официально не признают переходным от иракского в индийский поэтический стиль. К ним относятся Зайналобиддин Муътаман, Сирус Шамисо, Махмуд Футухи и Куруш Сафави. Кроме того, некоторые из этих ученых-литературоведов поэзию XV в. или времени правления династии тимуридов в Герате считают периодом упадка литературы. Такого мнения придерживаются Дарьюш Сабур, Мухаммад Таки Бахар, доктор Тамим Дори, Эхсан Яршатир и другие.
Совершенно другой точки зрения придерживаются литературоведы Афганистана и Таджикистана, считая этот исторический период одним из плодотворнейших и блестящих периодов персидско-таджикской литературы, в том числе и поэзии. Таково мнение известных исследователей истории персидско-таджикской литературы Фикри Салджуки, Аълохон Афсахзода, Абдулгани Мирзоева, Абдунаби Саттарзаде и других. Но в этих литературных кругах, высоко оценивающих литературу XV в. гератской литературной школы, конкретно и широко не исследованы достижения представителей этой школы в поэзии, в частности в поэтическом стиле.
Поэтому всестороннее и подробное изучение поэзии XV в., особенно её стиля, является необходимостью и требованием дня. Такое монографическое исследование необходимо в целях более ясного понимания литературных процессов переходного периода одной литературной школы в другую и изменения одного стиля в другой. Исследование такого характера положит конец разноречивым мнениям об особенностях и значимости литературы и поэтического стиля этой эпохи.
Степень изученности темы. В классическом персидском литературоведении впервые слово «стиль» (<-5ч^) встречается в труде Ризакулихана Хидаята «Собрание мудрых» наряду с понятиями «способ», «метод», «путь» и т.п. В иранском литературоведении впервые серьезно проблемами стиля и стилистики занялся Мухаммад Таки Бахар, и он ввел эти два термина в научный обиход в их
современном значении. Он же выделил стилистику в самостоятельную научную дисциплину. В своем 3-х томном труде «Стилистика», вышедшем из печати в 1951 г., ученый исследовал историю эволюции персидской прозы с самого начала её формирования и до времен конституционализма.
В 1971 году увидела свет книга Мухаммада Джаъфара Махджуба, озаглавленная «Хорасанский стиль в персидской поэзии». Доктор Махджуб в своей книге проанализировал особенности стиля персидской поэзии с начала её формирования и до конца XI века. Также в 1971 году вышла из печати монография Нусрата Таджрибакора под названием «Стиль поэзии эпохи Каджаров». Как видно из названия труда, в нем разбору подвергся стиль поэзии целого исторического периода. Пурун Шуджаъи почти в это же время издал книгу под названием «Стиль персидской поэзии в различные периоды хорасанского стиля». Шуджаъи исследовал эволюцию хорасанского стиля на протяжении нескольких столетий, выделив важнейшие особенности этого стиля и подкрепив свои размышления примерами и образцами из творчества поэтов этого периода. «Введение в стиль и стилистику персидской литературы» - под таким названием издал в 1989 году книгу Махмуд Ибодиён, в которой он также рассмотрел европейские теории стилистики. Мухаммад Такир Гиёси, один из известных иранских литературоведов, написал и издал в 1989 году книгу под названием «Введение в структурную стилистику». Это исследование также имеет теоретический характер и рассматривает вопросы структурной стилистики.
Сирус Шамисо в 80-е годы XX в. издал три работы по стилистике. Его первая книга, изданная в 1992 году, называется «Стилистика прозы». Вторая книга, изданная в 1993 году, носит теоретический характер и в ней также затронуты различные проблемы стилистики. Третьим трудом Шамисо является книга «Стилистика поэзии», и она увидела свет в 1995 году. Этот свой труд Шамисо написал в формате истории литературы, обратив серьезное внимание на поэтические особенности стихов разных литературных периодов. Доктор Шамисо в данном труде очень кратко остановился на поэзии эпохи тимуридов и считает её продолжением иракского стиля, но он не упомянул никого из известных поэтов тимуридекого периода, даже Абдуррахмана Джами.
«Стилистика персидской поэзии от Рудаки до Шамлу» - так называется книга Мухаммада Гулям Ризаи. Этот труд Ризаи написал в стиле работы Шамисо, разница лишь в том, что Гулям Ризаи более подробно остановился на жизни и творчестве поэтов. Седьмая глава этого труда посвящена стилю поэзии XV в., в ней же дан раздел под названием «Первые признаки индийского стиля», указывающий на интерес ученого к этому периоду литературы и эволюции её поэтического стиля. Однако, он не выявил конкретно особенности стиля поэзии этого периода и, к сожалению, его работа не основана на глубоком изучении текстов стихов.
В Афганистане также некоторые ученые обратили внимание на проблемы стиля и стилистики. Мухаммад Насер Рахьёб и Пуйё Форьёби в 1989 году сдали в печать книгу под названием «Стиль, литературная школа и несколько других работ». Больше половины этого труда отведена теоретическим вопросам и в нем рассматриваются стилеобразующие элементы. В 2002 году Мухаммад Насер
Рахьёб издал книгу «Стиль и стилистика». В этом труде также исследованы теоретические аспекты стиля и литературные школы.
В Таджикистане таджикскими учеными издано много работ по интересующему нас вопросу. Так, доктор Мисбохиддин Нарзикул в 2006 году опубликовал статью под названием «Исследование стилистических течений в персидской поэзии». Работа основана на современных теориях и методологиях, принятых учеными всего мира. Творчеством Абдуррахмана Джами и литературой XVb. занимался известный таджикский ученый А. Афсахзод, издавший труды «Персидско-таджикская литература во II половине XVb.» (1978) и о жизни, творчестве и литературном наследии А. Джами. Интересны работы Абулгани Мирзоева «Камаладдин Бинаи» (1976), «Литературные и эстетические мысли Абдуррахмана Джами» (1975) Абдунаби Саттарзаде.
Достойны внимания работы известных русских востоковедов Е.Э.Бертельса «Джами: эпоха, жизнь, творчество» (1949), его же «Наваи и Джами» (1965), И.С.Брагинского «12 миниатюр: от Рудаки до Джами» (1974).
В исследование литературы XV в. свой вклад внесли и иранские ученые. В 1954 году увидел свет труд Забехолла Сафо «Краткая история развития персидской поэзии и прозы», позже четвертый том «Истории литературы в Иране»; далее вышли из печати «Персидская поэзия в эпоху Шохруха или начало упадка персидской поэзии» (1955) Эхсана Ёршатира, «О литературе и литературной критике» (1984) Хосрова Фаршедварда, «Бедил, Сипехри и индийский стиль» (1988) Хасана Хусейни, «Бедил - поэт зеркал» (1989) Шафеъи Кадкани и «Элементы стиля индийской школы в поэзии Осафи Хирави» (2011) автора данной диссертации. Также представляет интерес работа Чарльза Франка «Персидская поэзия в эпоху тимуридов» (Persian Poetry in the Timurid Period») (1989).
Таким образом, как видно из вышеизложенного, упомянутые исследования не рассматривают и не охватывают все проблемы стиля гератской литературной школы XV в., особенно вопросы, касающиеся эволюции иракского стиля, его постепенного перехода в индийский литературный стиль в персидской поэзии. Поэтому, поставленные нами цели и задачи всестороннего и глубокого исследования стиля поэзии гератской литературной школы XV в,. являются актуальными и чрезвычайно важными для понимания эволюции стиля и зарождения и развития новой литературной школы.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является исследование особенностей стиля поэзии гератской литературной школы XV в. - первой четверти XVI в. на голосовом, языковом, словесном и грамматическом уровнях. Герат XV в. - политический, экономический и культурный центр правителей из династии тимуридов, при покровительстве которых литература, в том числе и поэзия, получили широкое и всестороннее развитие. Стиль поэзии этой литературной школы оказал большое влияние на расцвет последующего литературного стиля в персидской поэзии - на индийский, выросший из недр гератской школы. Поэтому задачами нашего исследования являются:
а) определить кратко политическое, экономическое и культурное состояние государства и общества того времени;
б) выявить причины расцвета литературы в гератской литературной среде; в определить особенности стиля гератской литературной школы на голосовом уровне;
г) определить особенности стиля поэзии гератской школы на лексическом
уровне;
д) определить особенности стиля вышеназванной школы на грамматическом
уровне;
е) определить роль и влияние перехода разговорной лексики, слов и выражений
из бытовой речи и местных говоров в литературный язык;
ж) выявить уровень мастерства поэтов этой литературной школы и их
особенности, определяя частотность применения тех или иных средств украшения
речи.
Объектом исследования стали доступные нам изданные и рукописные произведения поэтов гератской литературной школы, таких как Джами, Алишер -Ыаваи, Осафи, Ъинаи, Хилали, _Исмат, Хаяли и др.
Источники, использованные в процессе исследования. Основными источниками для нашего исследования послужили «Сборники стихов» (Диваны) изучаемых поэтов XV в. гератской литературной школы, рукописные или изданные, как на кириллице в Таджикистане, так и в Иране, Афганистане на арабском шрифте. В качестве подсобных источников нами использованы различные средневековые антологии (тазкире), подобно «Антологии поэтов» Давлатшаха Самарканди, «Антологии Кабачок», антологии «Капище Озари», «Собрание изящных» Наваи и др., а также разные этимологические и толковые словари.
Методология исследования. Основной методологией, использованной нами в целях решения поставленных в диссертации задач, является структурализм, предполагающий анализ систем отношений элементов, составляющих художественную целостность произведения. Также нами использованы достижения современной текстологии. В процессе работы мы пользовались и сравнительно - историческим методом при сравнении стихов поэтов прошлого и изучаемого периода. Также в исследовании мы опирались на опыт и фундаментальные труды таких известных теоретиков литературы, востоковедов-иранистов, как Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, Мухаммад Таки Бахар, Забехолла Сафо Махджуб, Шафеъи Кадкани, Сирус Шамисо, Махмуд Футухи, Пуё Фарьяби, Мухаммад Рахьёб, Аълохон Афсахзод, А. Мирзоев, А. Саттарзаде, М. Нарзикул, Ян Рипка и Чарльз Франк.
Научная новизна работы. Впервые в мировой иранистике в нашей работе подверглась тщательному анализу и исследованию отдельная литературная школа в определенном временном отрезке. Основная цель, поставленная в данном исследовании, - это выявить особенности стиля поэзии целой эпохи (XV - I четверти XVI в.в.) одной литературной школы. Надо заметить, что не имеется ни одной работы по стилистике, в которой исследовались бы особенности стиля целой литературной школы с выделением его особенностей на различных уровнях. Также не имеется монографического исследования ни в Иране, ни в Афганистане и Таджикистане по гератской литературной школе XVb., в которой творили в то
время поэты мирового значения, такие как Джами и Наваи, внесшие своим творчеством бесценный вклад в мировую культуру. Также в нашем исследовании впервые в иранистике доказано, что первые кирпичи здания индийской литературной школы, были заложены в поэзии гератской литературной школы.
Теоретическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертации, на наш взгляд, состоит в том, что впервые в иранистике мы всесторонне, глубоко и тщательно проанализировали стиль одной, отдельно взятой литературной школы (гератской литературной школы XV в.), выявили его особенности, определили стилеобразующие элементы. Выбранная нами методология исследования теоретически может быть применена к исследованию стилей прозы, поэзии других литературных центров, особенно, стилей прозы и поэзии, как целого периода литературы, так и стиля конкретного поэта.
Практическая ценность диссертации. Материалы исследования и его результаты могут быть весьма полезными при исследовании проблем стилистики разной степени, эстетики речи, анализе внутренней и внешней структуры стиха любой эпохи, определении стиля отдельного, конкретного писателя или поэта. Несомненно, наши выводы и материалы помогут при написании, прежде всего, истории персидско-таджикской литературы XVb. и исследовании жизни и творчества поэтов гератской литературной школы этого периода, любых исследований, относящихся к стилистике, при написании учебников для вузов, составлении учебных пособий, при чтении и проведении спецкурсов и спецсеминаров на филологических факультетах вузов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Гератская литературная школа XV - I четверти XVIb.b. - один из блестящих периодов истории персидско-таджикской литературы, как по количеству выдающихся произведений, так и по большому числу поэтов, творивших в этой литературной среде. Поэтому необходимо признать этот период самостоятельным периодом литературы, имевший свои традиции, стиль и особенности.
-
Ввиду того, что в поэзии гератской литературной школы некоторые поэтические особенности являются продолжением особенностей раннего иракского стиля, а с другой стороны, в ней много новых поэтических элементов, которые ранее не были элементами поэтического стиля, но в поэтическом индийском стиле они нашли свое продолжение и прочно в ней закрепились, то необходимо признать стиль гератской литературной школы промежуточным между иракским и индийским стилями.
3. Многие факторы сыграли важную роль в расцвете литературы в Герате XV
в. - это и покровительство тимуридских правителей, их забота о поэзии вообще, о
культуре и персидском языке, радушное принятие поэтов, эмигрировавших из
других литературных кругов и др. Всё это создало благоприятные условия для
изменения и эволюции стиля поэзии гератской литературной школы XV в.
4. Одной из важных особенностей стиля поэзии XV в. гератской
литературной школы является использование разговорной и бытовой лексики в
поэзии, также богатой сокровищницы местных говоров и наречий, народных поговорок, пословиц, устойчивых фразеологических выражений.
-
В гератской литературной школе XVb., как показало исследование, особое внимание обращалось на содержание и тематику поэтических произведений. Изучалась и принималась тематика поэзии прошлого, внимательно относились к её тонкому и глубокому содержанию. Были открыты новые связи, сила воображения и фантазии поэтов стала искать новые связи между предметами и явлениями, переходя от внешних факторов к внутреннему содержанию. Поэтов этого периода стали интересовать простые, ежедневные жизненные проблемы - всё это стало составлять содержание поэзии данной школы.
-
Стилеобразующие элементы поэзии XV в. гератской литературной школы весьма разнообразны и многочисленны. Это сравнения, метафоры, метафорические иносказания, аллегория, использование пословиц и поговорок, гипербола и её разновидности, аллюзия, оксюморон, аллитерация и т.д., мастерски примененные поэтами этого литературного круга. Они также составили особенности стиля поэзии изучаемого периода литературы.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории таджикской литературы факультета филологии Таджикского национального университета 06. 01. 2015 года, протокол № 9. По теме диссертации автором опубликовано 5 статей в научных сборниках и научных журналах Таджикистана и Афганистана, перечень которых приведен в конце автореферата. Также некоторые положения диссертации были изложены нами на различных научных симпозиумах и конференциях за период с 2012 по 2015г.г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, имеющих разделы и подразделы, заключения и списка литературы.